Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

четверг, 29 августа 2013 г.

Конституция Российской Федерации. Часть 1

2 сентября 2013 года в школах России пройдет Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.
Основные вопросы истории и теории конституционного права изучаются в обществоведческом курсе на всех ступенях обучения. Поэтому, безусловно, за годы преподавания общественных дисциплин, у меня появился определенный опыт в изучении основного закона нашего государства. Убеждена, что Конституцию невозможно изучить "в один присест". Однако, согласна, что изучение Конституции не должно ограничиваться обществоведеческими курсами.
Данное сообщение не претендует на всестороннее освещение содержания Конституции. Не дает оно и готовых методических разработок проведения открытого урока. Но, понимая, что многие педагоги столкнутся со сложностями его подготовки и проведения, я хочу предложить ряд материалов, которые могут быть использованы при разработке открытого урока.
1. Письмо МОиН РФ "О Всероссийском открытом уроке, посвященном 20-летию Конституции Российской Федерации". Письмо содержит методические рекомендации по проведению Открытого урока на разных ступенях обучения, а также список рекомендованной литературы для подготовки к уроку.


2. Сайт Конституция Российской Федерации. Постатейное изложение конституции РФ в краткой и полной версиях. Есть краткие комментарии, раскрывающие содержание отдельных понятий, гиперссылки на соответствующие статьи в Википедии. 

3. Презентация с кратким обзором основных вопросов конституционного права.


4. Упражнения, созданные средствами сервиса LearningApps.
  • Викторина в формате игры "Кто хочет стать миллионером?"
Использованы материалы сайта Решу ЕГЭ РФ Особенность данного упражнения состоит в том, что при каждой допущенной ошибке, надо начинать сначала. При подборе вопросов я руководствовалась принципом "от простого — к сложному". Кроме того, на каждый "номинал" заданы два вопроса, а потому, при повторном прохождении теста изменяется не только порядок расположения вариантов ответа в вопросах, но и сами вопросы.
 
  • Классификация положений конституций разных лет.
По окончанию работы с упражнением можно обсудить с учащимися: чем вызваны различия в положениях конституций? Каким образом изменение общественно-политического строя, экономической системы оказывают влияние на изменение конституции?


  • Видеофрагмент и тест. 
Задание создала пользователь Светлана В.  На фоне тематического видеоряда читается текст Преамбулы Конституции РФ, после которого идут несколько вопросов с выбором ответа.


  • Видеофрагмент с остановками.
Задание создала пользователь Резеда Мингалимова. Видео представляет собой презентацию, освещающие основные вопросы истории и теории конституционного права. По ходу демонстрации, видео автоматически останавливается, и на экран выводится вопрос открытого типа по содержанию просмотренного ролика.


Готовя это сообщение, нашла в закромах Родины своем компьютере материалы для изучения конституции, которые я готовила еще 15 (!!!) лет назад. Некоторыми из них выборочно пользуюсь до сих пор, про существование других давно забыла (наверное, уже и учебные пособия, на основе которых они были составлены, трудно найти на книжных полках). Долго думала, стоит ли их публиковать, но все же решила это сделать. Не судите строго, я тогда только начинала работать в школе.

5. Возможные вопросы для занятия по теме "Конституционный вопрос в истории России".


6. Материалы к уроку "Экономические, социальные и культурные права человека". Конспект урока и раздаточные материалы к нему.


7. Тесты по конституционному праву. 10 вариантов небольших тестов для экспресс-контроля знаний учащихся.

8 комментариев:

  1. Если бы у меня были не мальки-пятиклассники, а более разумные дети, непременно воспользовалась бы ценным материалом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, к сожалению, для этого возраста мне сложно что-то предложить: последние 18 лет я работаю только в 8—11 классах. Но если опираться на Методические рекомендации Министерства, то видеоролик, созданный Светланой В., можно вполне использовать, переработав его (сервис LearningApps дает такую возможность) — заменив вопросы, подходящие для ребят этой возрастной группы.

      Удалить
  2. Здравствуйте. а можно ответы к экспресс опросу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Александровна, доброго времени суток! Я сейчас посмотрела: в электронном варианте у меня ответов к тестам нет. Просто шпаргалка, написанная от руки. Если после 2 сентября необходимость такая сохранится, оцифрую.

      Удалить
  3. Мария Николаевна, спасибо за ценные материалы к уроку. Воспользуюсь видео Резеды Мингалиевой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, спасибо! Сам формат задания, в котором сделано выбранное Вами видео, мне очень нравится. В технологии критического мышления есть приём "чтение со стопами", а тут видео со стопами. Можно любое видео загрузить и сделать вопросы к нему. Я все хочу попробовать сделать такое задание с одним из роликов TED.

      Удалить
  4. Мария Николаевна! (Осталось 4 часа до пробуждения, сижу-ищу-копаюсь, а тут вы уже все приготовили!!) Большое спасибо за материалы! Обязательно буду использовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Михайловна, спасибо! Специально ничего не делала, просто собрала в одном месте весь имеющийся в наличии материал для изучения Конституции РФ. Просто своевременным оказалось. Удачи на уроке!

      Удалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...