Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

вторник, 9 августа 2011 г.

Эссе по обществознанию. Часть 2.

Много лет являясь членом областной экспертной группы по обществознанию, при проверке эссе сталкиваюсь с такой проблемой: большинство выпускников не могут обосновать тот или иной тезис какими - либо примерами. Казалось бы, сегодня через каждого человека проходят гигантские информационные потоки: интернет, телевидение, книги, газеты, учебник — вот неполный перечень источников, откуда можно черпать материал для эссе. Но здесь-то и кроется противоречие: между огромным объемом информации и неспособностью ее критического осмысления, отбора, классификации, в том числе, при написании эссе. То есть, не незнание, а именно неспособность применить имеющиеся знания для обоснования собственной позиции. Что можно сделать в этой ситуации?

Некоторое время назад в интернете мне попалось на глаза пособие: В. Н. Александров, О. И. Александрова. Русский язык. Энциклопедия аргументов. - 2007. Все интересующиеся скачать пособие могут здесь. Авторы попытались систематизировать проблемы, которые ставятся перед выпускниками при написании сочинения по русскому языку, и предложили коллекцию высказываний, тезисов, аргументов по этим проблемам. Именно это пособие стало моим вдохновителем — захотелось создать что-то подобное по обществознанию. Т.к. это дело не одного дня, решила создавать свою энциклопедию постепенно, опираясь на конкретные проблемы, которые можно поставить в рамках той или иной базовой науки. Возможно, когда-нибудь, я смогу обобщить все это в рамках целостной работы. Структуру изложения во многом позаимствовала из указанного пособия (как и некоторые примеры — все же есть общее в проблематике эссе по разным дисциплинам), лишь слегка изменив ее под потребности эссе по обществознанию.

Базовая наука «Философия».

Проблема:
  • противоречивость общественного прогресса
Утверждающие тезисы.
  • Прогресс человечества выглядит не как восходящая линия, а как ломаная кривая: подъемы сменяются спадами, периоды позитивных сдвигов сменяются попятными движениями, расцвет — упадком, революция — контрреволюцией, за реформами следуют контрреформы.
  • Отдельные изменения, происходящие в обществе могут быть разнонаправлеными, прогрессивные изменения в одной сфере могут сопровождаться регрессом в другой.
  • Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
  • Ускоренный прогресс нередко опачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Темы эссе.
  • Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое. (Л.Левинсон)
  • Прогресс – отец проблем. (Г. Честертон)
  • Революции – варварский способ прогресса. (Ж.Жорес)
  • Без борьбы нет прогресса. (Ф. Дуглас)
  • Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться. (Карл Краус)
  • Цивилизация есть стадия умирания культуры. (О. Шпенглер)
  • Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять. (О.Хаксли)
  • Человечество страдает, наполовину раздавленное бременем прогресса, которого оно достигло (А.Бергсон)
  • Люди становятся орудиями своих орудий (Г.Торо)


Примеры. 
Нелинейность прогресса. 
  • Вслед за расцветом Древнерусского государства - Киевской Руси - наступил период феодальной раздробленности, сопровождающийся борьбой России против иноземных захватчиков и татаро-монгольским игом.
  • После царствования Александра II, в течении которого было отменено крепостное право в России и проведен ряд либерально-буржуазных реформ, на престол вступил император Александр III, деятельность которого вошла в историю как контрреформаторская.
  • На смену периоду временной частичной стабилизации капитализма в странах Западной Европы и Северной Америки в 1924 - 1929 гг. пришел мировой экономический кризис - Великая депрессия - 1929 - 1933 гг.
Относительность прогресса. 
  • В начале ХХ в. промышленность в России бурно развивалась, встав на капиталистические рельсы, тогда как деревня все еще носила полуфеодальный характер.
  • Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничтожить все живое на планете.
Противоречивость прогресса. 
  • Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производительности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той цене, которую приходится платить за движение вперед.
  • Каковы положительные и отрицательные последствия быстрой автомобилизации в крупных городах? С одной стороны, повышение комфорта и скорости (хотя вот это уже снова к относительности прогресса: не будем забывать о пробках!) передвижения; с другой - загрязнение окружающей среды мегаполисов автомобильными выхлопами.
Цена прогресса.
  • Какова цена перехода Англии к промышленному производству? Возросшая необходимость в пастбищах в период развития английской суконной промышленности, вынуждала землевладельцев-лордов изымать эти земли у крестьян и сдавать их в наем фермерам. Лишённые наделов крестьяне превращались в наёмных сельскохозяйственных рабочих. Многие из бывших общинников, утратив не только землю, но и жилище, становились бродягами и нищими. 
  • Какова цена ускоренной индустриализации в СССР? СССР не имел таких источников индустриализации, как иностранные кредиты, возможность эксплуатации колоний, инвестиции отечественного частного капитала.  Из-за ускоренных темпов индустриализации, на нее перекачивались все материальные средства и ресурсы. Крайне ограничивался выпуск потребительских товаров, ликвидировался частный сектор экономики. 
Это лишь малая толика возможных примеров - а какие примеры можете привести на заявленные тезисы вы? Можно подумать и о других возможных тезисах, и, соответственно, примерах к ним. Если затрудняетесь, то попробуйте просто взять любую из предложенных тем и написать эссе, используя приведенные тезисы и примеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...