Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

четверг, 5 августа 2021 г.

Как сдать ЕГЭ по обществознанию на высокий балл?

 

Чуть больше месяца назад я написала пост о причинах расхождения ожидаемых и реальных баллов на ЕГЭ. Но это взгляд учителя. Да, с огромным стажем преподавания в старших классах, имеющего опыт работы региональным экспертом, но всё же взрослого, принадлежащего к поколению родителей. Однако у поколения детей может быть свой взгляд на подготовку к ЕГЭ, который может совпадать с мнением педагога, а может и отличаться от него. Пять лет назад я уже давала слово двум выпускницам нашей гимназии, которые описали свой опыт подготовки, работая паре (можно прочитать здесь). В этом году я обратилась к четырём ученицам нашей гимназии, получившим на ЕГЭ по обществознанию самые высокие баллы с просьбой описать свой путь подготовки. Я не давала никаких шаблонов, не писала список вопросов: девушкам предоставлялась полная свобода в структуре и содержании. В итоге я получила четыре совершенно разных текста, которые опубликовала в своём Instagram отдельными публикациями, однако, поразмыслив, всё же решила собрать их здесь, в одной публикации. Все рассуждения выпускниц выделены в тексте курсивом, текст не правила, публикую так, как мне его прислали.

История первая. 
Алиса Лопатина. 100 баллов.
  • На ОГЭ в 9 классе ей не хватило 1 балла до «пятёрки»!
  • В том же 2019 г. на выпускном у старшего брата Алисы я пообещала её маме, что сделаю из Алисы звезду.
  • Очень глубокая, вдумчивая, сомневающаяся, внимательная и интересная!

Думаю, что я не расскажу никаких сакральных тайн о том, как с легкостью подготовиться, и не дам ключа к успеху, потому что этот год безусловно был очень сложным и был посвящен подготовке к этому печально известному ЕГЭ. Как ни крути, без подготовки, на которую вы сами себя смотивируете, добиться высоких результатов у вас вряд ли получится, поэтому неспроста говорят, что, кто на что готовится, тот на то и сдает. Главное, что могу сказать, необходимо черпать информацию из всех возможных источников, быть любопытным, иногда даже дотошным, использовать любую возможность расширить свой кругозор не только с целью получить высокие баллы, но и стать более интересным человеком и собеседником.

Невероятным открытием в одиннадцатом классе для меня стали онлайн школы, ведущие занятия в формате вебинаров: удобно, в любое время можно зайти пересмотреть запись. Они предоставляют разные форматы, качественно проверяют домашнее задание и оказывают поддержку, в то время как  со всех сторон выпускники ощущают давление. Касательно школы, не стесняйтесь выжимать максимум из своих учителей (в 23 Гимназии уж точно есть, что выжать из учителей))) особенно, если речь идет об обществознании, где одна и та же тема может рассматриваться под множеством углов и перетекать в другие.

Мысль, которая помогала мне усердно готовиться и не превращать весь процесс подготовки в рутину, заключалась в том, что это все было не о ЕГЭ, а обо мне и моем бэкграунде, с которым я поступлю в университет.

В результате, я начала по-новому использовать социальные сети: подписалась на новостные каналы в Telegram, что не только позволяло мне быть в курсе всего происходящего, но и дало мне прекрасные аргументы и примеры для второй части ЕГЭ по обществознанию, подписалась на аккаунты с полезной информацией в Instagram, начала смотреть видео разборы разных тем на Youtube и так далее. В общем, подготовка становится интересной и не отягощающей, когда она становится частью вашей повседневной жизни и вы осознаете, что делаете это только для себя, чтобы в первую очередь доказать что-то себе, поставить перед собой цель и идти к ней.

P. S. уже несколько раз обсуждала с друзьями такой интересный феномен: в начале года мы порицали всю образовательную систему, экзамены и эту подготовку, говорили, что это полный бред и мы не хотим в этом участвовать. Однако стоило нам сдать все ЕГЭ, получить свои аттестаты, как наше мнение касательно этого всего поменялось на 180 градусов, пришло понимание и легкость.


История вторая. 
Валерия Михайлина. 93 балла.
  • Единственная из 11-классников гимназии в декабре 2020 г. поехала в «Уральский Сириус», где 8 дней было по 6 уроков обществознания со мной ежедневно!
  • На новый год сделала мне невероятно трогательный подарок: такое можно подарить только сот души и с теплом;
  • В любой ситуации она со мной на одной волне! Это очень редко бывает, и это очень ценно для меня.

Поскольку обществознание является невероятно многогранной дисциплиной, подготовка к ЕГЭ по данному предмету не могла быть ограничена одним ресурсом поступления информации.

Потому я решила понемногу рассказать о каждом из них, но рассказ все же начну с истории нашего с ним знакомства ;))

Мое погружение в обществознание произошло в 9 классе во время подготовки к олимпиаде, а именно на первом нашем занятии с Марией Николаевной. И я без капли лести могу сказать, что ее ощущение данного предмета в будущем помогло мне лучше прочувствовать его.

Также, хотелось бы заметить, что все так называемые блоки обществознания ежедневно окружают нас. Политика, экономика, право, наша духовная и социальная жизнь — именно они находят отражение в нашей повседневной жизни, откуда собственно и берутся примеры для иллюстрации различных явлений и процессов для задания 26 ЕГЭ и написании эссе ;))))

Однако, именно школьные уроки обществознания и олимпиадные занятия подарили мне способность к размышлениям и развили угол моего воззрения на окружающий мир.

И не смотря на то, что полученные при подготовке к олимпиаде знания не сильно помогли мне при сдаче ЕГЭ, благодаря дополнительным занятиям я действительно полюбила обществознание, поскольку они позволили мне с головой погружаться в сферу, которая оказалась невероятно интересной.

Но, все же, помимо общего развития, которое обеспечивают «занятия для олимпиадников», победа/призёрство в некоторых олимпиадах дает хорошие льготы при поступлении. Так, в 11 классе я стала призером олимпиад, организованных УрФУ и ТГУ по обществознанию, что дало мне льготу на выставления 100 баллов при поступлении (при условии, что на ЕГЭ я наберу более 75 баллов), а в некоторых ВУЗах даже предусмотрено БВИ по данным олимпиадам. Именно это помогло мне спокойнее перенести период экзаменов, ведь я чувствовала некоторую «подушку безопасности».

Однако, к сожалению, глубокого погружения в предмет и полного его понимания может быть недостаточно для сдачи ЕГЭ на хорошие баллы. Я это понимала, и потому в начале 11 класса я решила начать занятия в онлайн-школе. Там я планировала получить чисто теоретические знания (термины, классификации и т. д.), а главное — систематизированную информацию!! 

Так оно и получилось, и еще одним плюсом для меня стало то, что там предусмотрена практика, потому что самостоятельно заставить себя что-то делать порой бывает нелегко, а дедлайны все же вносят свои коррективы и заставляют занять делом !)) Именно поэтому я могу порекомендовать данный способ подготовки к экзамену, но все же если вы хотите прийти к полному взаимопониманию с обществознанием, подобных курсов будет недостаточно, так как они дают лишь теоретический бэкграунд, а общая насмотреннось и практические навыки находятся лишь в ваших руках!!

Потому я бы посоветовала каждому из будущих выпускников периодически открывать новостные каналы, узнавать, что происходит в мире, ведь это позволит не только улучшить результаты на экзамене, но и расширить область своих знаний о мире.

Таким образом залог хорошей сдачи экзамена для меня стали:
  • систематизированное получение теоретической информации
  • способность к размышлению
  • практическая тренировка заданий
  • спокойствие во время ЕГЭ
  • изучение общественных процессов, их анализ.

История третья. 
Арина Якубовская. 92 балла.
  • Прислала мне свой путь подготовки в Google-документе.
  • Человек системного подхода: читайте и убедитесь сами
  • Успешно сочетала в подготовке традиционные и цифровые технологии
  • Обладает гибким умом, мобильностью мышления
  • Начинала с репетитором, но бросила из-за неэффективности.

Мой путь подготовки к ЕГЭ по обществознанию
На самом деле, я почему-то боялась сдавать ЕГЭ по обществознанию в начале учебного года. Возможно, страх появился из-за большого объема или из-за тревожных рассказов уже сдавших экзамен выпускников, но, основываясь на личном опыте, все оказалось не так страшно и даже очень интересно! 
Выделю несколько полезных пунктов и расскажу о своей подготовке:)
  1. На мой взгляд, следует распределить изучение блоков в течение года, т. е. от простых к сложным и объемным для того, чтобы «влиться» в подготовку (например, «Человек и общество», «Социальные отношения», «Экономика», «Политика», «Право»).
  2. Я начинала свою подготовку с ютуб канала «Школа Обществознания», который нам часто прикрепляла Мария Николаевна к урокам в classroom. Там можно найти 10—15 минутные ролики по конкретным темам. 
  3. Пожалуй, самый полезный лайфхак, который помог мне при сдаче ЕГЭ — записывать абсолютно ВСЕ! Завести тетрадь для каждого блока и писать конспекты по пройденным темам. Я записывала все от руки, тем самым, «впитывая» весь материал, который я получала на вебинарах и на уроках: от решений сложных 24 заданий до конкретных примеров Марии Николаевны, которые она давала нам на уроках, и это очень пригодилось мне при написании планов.
  4. Кроме того, я очень рекомендую прописывать планы по каждой теме, т. к вы не только тренируете 28 задание, но и быстрее усваиваете материал, закрепляя его в сознании.
  5. Я настоятельно рекомендую писать пробники и сдавать их на экспертную проверку с сентября. Сначала я писала пробники самостоятельно, но недостаток знаний не позволял адекватно оценивать свои ответы на задания и проверять их, поэтому лучше доверить это дело экспертам, ведь так вы точно будете более ответственно подходить к подготовке и наконец узнаете свои ошибки. Кстати, очень важно создавать атмосферу реального экзамена дома, т. е выделить 3 ч 55 мин и не делать длинные «переменки». Скорее всего, в день экзамена, вы не будете волноваться, сидя в аудитории, т. к уже привыкнете к такой атмосфере дома. После того, как я написала около 8 пробников, я только с интересом приступала к новым, поскольку знала всю структуру экзамена.
  6. Многие страдают проблемой запоминания терминов и обществоведческих понятий. Для этого человечество придумало Quizlet! В свободное время, я просто доставала свой телефон, открывала квизлет и изучала термины, а также «предметы ведения» по карточкам. Очень удобная схема. Я также вела словарик, но потом запустила это дело.. Его будет полезно вести где-нибудь за месяц до экзамена.
  7. Насколько бы это странно не звучало для поколения Z, слушайте и смотрите новости! Необязательно по телевизору или радио, у меня, например, сразу же в браузере каждый час загружаются новости, и обновляется Яндекс Дзен. Можно смотреть какие-нибудь новостные ютюб каналы. Я обычно смотрела канал Максима Каца, Ильи Варламова, Руслана Усачёва. Для чего это? Для того, чтобы научиться легко приводить примеры в эссе и моделировать ситуации в номере 26.
Чего не стоит делать? 
  1. Изучать какую-либо тему и сразу же ее бросать. Я имею в виду то, что после изучения материала обязательно нужно идти отрабатывать. Я приучила себя сразу же выполнять задания 25 и 27, они обычно решаются быстро после изучения темы.
  2. Не решать тесты. И это моя главная ошибка, которую я допустила при подготовке по всем предметам ЕГЭ! Я хорошо отрабатывала 2 часть, но порой забывала о том, что основные баллы набираются за счёт тестов и, к сожалению, на экзамене потеряла 2 балла.. Важно решать тесты именно Котовой—Лисковой.
  3. Пропускать некоторые темы, которые считаются «проходными». К счастью, я успела это понять ещё до экзамена) Почему-то я посчитала, что такие темы, как «Рациональное поведение потребителя», «Биосоциальная сущность человека», «Мировая торговля» и др. совсем не важны и их можно пропустить. Да, возможно, эти темы не так часто встречаются во 2 части, однако частенько попадаются в тестах. Их нужно обязательно проходить.
  4. Игнорировать классификации. До последнего не учила классификации налогов и постоянно ошибалась. Также рекомендую не игнорировать номер 14, а именно, «предметы ведения». По статистике, это то самое задание, в котором чаще всего допускаются ошибки.
Что касается последних дней подготовки к ЕГЭ, я успела написать 94 плана, что очень помогло на экзамене! Мой результат: 92 балла


История четвёртая. 
Анна Петрикевич. 88 баллов.
  • Ни разу за 11 лет учёбы в гимназии не занималась с репетиторами
  • В 11 классе участвовала почти во всех моих внеурочных активностях «не на оценку»: квестах, марафонах
  • На сентябрьском марафоне «Вспомнить всё» поразила меня своей глубиной проработки quzizz по любимому сериалу: (ссылка).

Всем привет, меня зовут Аня. На ЕГЭ по обществознанию я набрала 88 баллов. Хотелось бы поделиться историей о моей подготовке. В 10 классе нас начала обучать прекрасная Мария Николаевна Сонина, но тогда я еще не понимала, что нужно всё внимательно слушать и впитывать знания (просто как-то я не нашла конект с учителем). В общем, в 10 классе я только ходила на уроки и к ЕГЭ не готовилась. Когда я перешла в 11 класс, то поняла, что нужно начинать заниматься, ведь времени остаётся уже немного. Я просмотрела весь кодификатор к ЕГЭ, выписала все темы, которые плохо знаю (либо прослушала на уроках), и начала смотреть видеоуроки по этим темам на YouTube.

Таким образом, моя тетрадка стала справочником. Также хочется сказать, что нужно не только запоминать формулировки терминов или выучить всё из тетрадки, а прорешивать варианты из сборников или на РешуЕГЭ, ведь знания приходят из практики. С 11 класса я пыталась учавствовать во всех марафонах, которые проводила Мария Николаевна, они тоже помогают применить знания на практике. Даже скажу больше, одно задание, которое мы решали на марафоне «Успеть всё!», попалось мне на реальном ЕГЭ. Обязательно смотрите лайфхаки, вебинары, проходите курсы, не ленитесь, пишите сочинения. Возможно на ЕГЭ вам поможет и удача, но знания никто не отменял. Всем будущим выпускникам желаю верить в себя, вы сможете написать на более высокий балл, чем у меня).


Четыре истории. Они очень разные, но каждая прекрасна по-своему. Это огромная гордость учителя: такие ученики. Горжусь не столько их результатами (хотя, разумеется, и результатами тоже!), сколько способностью так проанализировать свою деятельность. А прежде — выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию при подготовке к ЕГЭ. Ведь на ЕГЭ жизнь не заканчивается, а только начинается, а умение планировать процессы и управлять ими — основа успеха в будущей учебной и профессиональной деятельности.

А ещё в этих историях есть и общие черты (помимо способности к рефлексии). Я вижу такие.

1. Доверие учителю, стремление получить максимум от того, что он предлагает. Неважно, идёт ли речь об уроках, или внеурочной деятельности (все четверо в той или иной степени ыли её участниками). В предыдущем посте я писала о том разрыве, который, увы, существует сегодня между семьёй и школой, когда по умолчанию то, что предлагает государство, не может быть качественным. Когда родители ругают школу, но каждый день отправляют своего ребёнка туда: это ли не лицемерие? Но в этих историях всё с точностью до наоборот. Я видела у каждой искреннее желание (которое сформировалось в умение) слушать и слышать.

И быть благодарными. Каждая из этой прекрасной четвёрки, получив результат ЕГЭ, поблагодарила меня.

Алиса: Спасибо Вам огромное за эти два года! Возможно, Ваши уроки порой были для меня самыми сложными, но именно они были для меня самыми полезными и запоминающимися, вы готовили нас к вступлению во взрослую жизнь (теперь как зеницу ока берегу свое свидетельство о рождении))). Спасибо вам за полную отдачу и за искреннее желание сделать все возможное, чтобы помочь своим ученикам. Я безумно рада, что мой любимый школьный предмет эти 2 года вели у нас именно вы, передавая нам не только страницы учебников, но и свой собственный опыт. Мария Николаевна, если бы не вы, я бы не достигла таких результатов, да и не верила бы, что это и вовсе возможно. Спасибо❤️ 

Лера: Мария Николаевна, здравствуйте! Получила результаты по обществознанию, 93 балла! Олимпиаду подтвердила ☺️ и очень хочу вас поблагодарить за все знания, которые вы передали нам на уроках, силы, которые затрачивали все наши уроки и отдельно за веру в меня и мои способности! Наши уроки не были нудной подготовкой к ЕГЭ (и в принципе ей не являлись), они научили мыслить, размышлять, самостоятельно выстраивать логические цепочки, лучше разбираться в сферах, которые повсюду окружают нас! Спасибо вам большое за это ❤️ 

Арина: Мария Николаевна, я хочу выразить слова благодарности за ваш огромный труд! Спасибо вам за невероятно ценные уроки, где мы не только изучали теорию, но еще и очень много практиковались, то в квизлете, то в зуме, то просто объединялись в пары и готовили ответы. До сих пор помню игру, где нужно было обменивать циновки на мешок муки, это было весело! Уроки по праву это теперь большая любовь Долго боялась приступать к этому блоку, но как только мы начали изучать его в классе, все сразу стало кристально понятно. Мне раньше с трудом удавалось придумывать примеры для эссе и, благодаря вашим рассказам и конкретным примерам на уроках, мне все-таки удалось это сделать. Очень буду скучать по вашим урокам! Спасибо за вашу веру в меня! После такой подготовки, было действительно в удовольствие решать вариант) 

Аня: Спасибо, Мария Николаевна 💖 В моем результате очень много Вашего вклада) Вам огромное спасибо, что учите и находите подход к каждому).

2. Понимание, что при всём доверии учителю, он сегодня не обладает монополией на информацию, не может быть её единственным источником. А потому важно уметь искать, отбирать, систематизировать информацию из разных источников. Тем более в таком предмете, как обществознание, где главным признаком социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. И вот это умение девушки прекрасно продемонстрировали, отбирая те информационные ресурсы, которые наилучшим образом подходили под их задачи. Причём, речь идёт не только о традиционных ресурсах с теорией и тестами для отработки материала. В каждом тексте мы видим работу с новостными каналами, соц.сетями, блогами. То есть, такими источниками, которые предлагали фактический материал, примеры из современной социальной реальности. Я постоянно повторяю своим ученикам, что если они сумеют видеть предмет во всём, что их окружает, анализировать с позиций обществознания прочитанные книги, просмотренные фильмы, факты личного опыта и т. п., то я буду считать свою задачу, как учителя, выполненной. И, как видите, миссия выполнима! Выбрав ресурсы, что называется, под себя, эти девушки сумели выстроить особую, необходимую каждой из них, систему работы с альтернативными источниками. Это круто.

3. Осознанность. Здесь даже писать ничего не надо, пункты 1 и 2 уже указывают на это качество. Добавлю лишь то, что именно осознанный подход формирует чувство ответственности за свой результат. Не учитель, не репетитор, а каждый сам принимает на себя все риски, принимая решение о методах подготовки, сам организует и дисциплинирует себя на пути к достижению цели и сам несёт ответственность за результат обучения.

4. Удовольствие. Да, учение — не всегда развлечение. Но я помню, как выходил из ППЭ каждый из 44 учеников гимназии, сдававших ЕГЭ по обществознанию. Чего только не было во взглядах: испуг, усталость, страх, неопределённость, сомнения, безразличие, равнодушие... В глазах каждой из этой четвёрки была... радость. Но не от того, что всё закончилось. А от того, что справились, что в заданиях не было неприятных сюрпризов, что они знали, что и как необходимо делать и делали это с удовольствием. Да, они тоже устали и тогда ещё не знали, как будут проверены их работы. Но эта усталость сопуствовавла удовлетворению: не зря, всё, что делали, было не зря...

Вот и я на этой ноте закончу свой пост. Не зря, всё, что мы, педагоги, делаем, не зря. Именно это ощущение появляется после прочтения текстов. Искренне верю, что кому-то из будущих выпускников эти истории станут серьёзным подспорьем в выстраивании своей системы подготовки.

2 комментария:

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...