Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

воскресенье, 19 октября 2014 г.

Использование художественной литературы на уроках обществознания


Фото +Елена Цекова 
"Каждый учитель должен стать учителем чтения" — так назывался мастер-класс, который я дала 15 октября 2014 г. в Екатеринбурге, в рамках финальных мероприятий городского конкурса "Есть идея!" (блог). Название мастер-класса — фраза Дуга Лемова из книги "Мастерство учителя" (мой отзыв на книгу). Автор считает, что "научить учеников в полной мере понимать смысл того, что они читают, — самая большая услуга, которую может оказать им учитель". Я полностью согласна с автором в том, что формирование навыков осмысленного чтения не является задачей исключительно учителей литературы. Вне зависимости от того, какой предмет вы преподаёте, одной из приоритетных задач должна стать работа по развитию навыков функционального чтения. Поэтому на уроках использую художественную литературу для иллюстрации понятий, процессов и явлений обществоведческого курса. Начинала с анализа отдельных фрагментов: такой формат, во-первых, не требует больших затрат времени, а во-вторых, серьёзных проблем с подбором литературы никогда не возникало — активно использую материалы разных лет Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, что-то подсматриваю у коллег в сети, какие-то задания делаю сама (читаю много, и в процессе чтения нередко ловлю себя на мысли: как применить то или иное произведение для изучения обществознания). В последний год пробую работать, выстраивая урок на основе изучения какого-то произведения целиком. Побудил меня к этому проект "Читать не вредно — вредно не читать" (сайт проекта), одним из организаторов которого я являюсь (мой виртуальный читательский дневник), а точнее, прочитанные в рамках проекта книги Тода Штрассера "Волна" (мой отзыв на книгу) и Евгения Ельчина "Сталинский нос" (мой отзыв на книгу). На мой взгляд, произведение художественной литературы, которое учитель планирует взять как источник социальной информации по одной из тем курса, должно отвечать следующим требованиям:
  • небольшой объём: чтение произведения не должно занять много времени;
  • доступность: выбранную книгу ученик может скачать, читать онлайн, она есть в школьной библиотеке и т. п. — то есть, поиск книги не должен оттянуть на себя значительные ресурсы;
  • сюжет книги должен "закрывать" какую-то тему(-ы) обществоведческого курса: если фрагменты произведений могут "работать" на раскрытие отдельных понятий темы, то брать на урок целое произведение имеет смысл тогда, когда на его материале можно в значительной степени раскрыть содержание какой-то темы;
  • книга должна создавать яркий образ, её содержание должно в хорошем смысле шокировать подростка — "клиповое" мышление современных школьников постоянно ставит перед учителем вопрос: как "залезть" в голову, чем тронуть душу, заставить удивляться, сопереживать, удержит внимание...
Оба названных выше произведения целиком удовлетворяют этим требованиям.

В презентации к мастер-классу я собрала ссылки на педагогические сценарии с использованием произведений художественной литературы при изучении обществоведческого курса.

Планировала на мастер-классе поработать ещё и с раздаточным материалом, однако до него руки так и не дошли. А потому просто публикую ссылку на него здесь: примеры заданий на основе фрагментов художественной литературы по разным темам.

Благодарю директора Екатеринбургского Дома Учителя +Елена Квашнина за приглашение выступить с такой нетипичной для учителя не литературы темой. В процессе подготовки к мастер-классу я смогла хоть немного систематизировать тот опыт, который накоплен на данный момент, а также получить идеи для дальнейшей работы в этом направлении. Сначала немного переживала, что не удалось организовать в рамках мастер-класса работу с педагогами по книге Ольги Громовой "Сахарный ребёнок" (для этого надо было, чтобы педагоги, пришедшие на мастер-класс, прочитали эту книгу заранее), а потом поняла, что, во-первых, в рамках 45-минутного мастер-класса сделать это было бы нереально (либо пришлось бы убирать описание опыта), а во-вторых, мне показалось, что в большинстве своём, педагоги не были готовы к такой работе: светлые глаза, благодарные слушатели — они пришли на мастер-класс с целью узнать что-то новое, а не создать что-то новое самостоятельно. Значит, ещё не время. Значит, всё ещё впереди. Но мне не хватило именно обратной связи от слушателей: ни в устной форме, ни, к примеру, в формате комментариев к странице мастер-класса. Да, конечно, была библиотекарь +Елена Цекова (Елена, спасибо Вам большое! Я всегда немного пасую перед Вами, читая Ваши отзывы на книги, мне кажется, что я читаю какие-то не те книги, и как-то совсем не так чувствую, очень-очень рада знакомству с Вами — виртуальному, а теперь ещё и реальному), которая написала об этом дне в своём блоге. Горжусь тем, что на моём мастер-классе была и автор "Сахарного ребёнка" Ольга Громова, главный редактор журнала "Библиотека в школе", которая по окончании мастер-класса нашла для меня несколько тёплых слов, было очень приятно услышать её высокую оценку моей работы. Но я сама — учитель, а потому мне, конечно бы, хотелось больше обратной связи именно от коллег.

Организаторы делали видеозапись всех мастер-классов, состоявшихся в этот день. Как только видео станет доступным, положу его сюда.

8 комментариев:

  1. Мария Николаевна, здравствуйте!
    Спасибо большое за рассказ о мастер-классе, о поездке, о мероприятии, очень важном и нужном.
    С интересом слежу за материалами этого мероприятия. В восхищении!!! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, доброго времени суток! Спасибо Вам за тёплые слова. Мероприятие уникально, да. Собрать вместе библиотекарей, учителей, учеников, писателей — и для всех выстроить какие-то активности сообразно возрасту и профессиональным интересам... Елена Квашнина проделала колоссальную работу!

      Удалить
  2. Спасибо, именно такого отношения к тексту и чтению вообще нам очень не хватает! С нетерпением жду всегда твоих заметок. Еще раз спасибо за необычный подход к наболевшему...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо тебе! Я вот на таких уроках остро чувствую нехватку знаний по методике: в институте-то этому не учат! Хотя на 5 курсе у нас был предмет, что-то вроде: "Советская историческая литература", и вёл его преподаватель-филолог, но речи о том, как художественную литературу можно использовать на уроке, не было. Вот думаю: может, кто-то из литераторов посоветует, что можно почитать общеметодического по работе именно с художественным текстом. Мне кажется, что я слишком упрощаю процесс, переводя его на язык обществоведческих терминов, при этом уходит что-то, что заставляет страдать, переживать вместе с героями, не отпускает нас даже после прочтения книги.

      Удалить
  3. Маша, СПАСИБО! За замечательную работу, за терпение, за умение все разложить по полочкам и оценить, за встречу, за многое, что пока сложно описать и высказать, за то, что осталось в душе.
    Наше мероприятие - попытка что-то изменить в жизни учителя и библиотекаря, попытка уйти от "палочной" системы сбора педагогов на городские мероприятия. И только тогда, когда люди будут иметь возможность принять участие в таких мероприятиях, как твои мастер-классы, они поймут, что повышение квалификации - это интересно, без этого невозможно работать в школе.
    Сейчас работаю с материалами для блога, надеюсь, что в течение этой недели получится все выставить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, я люблю учить и учиться. Детей, коллег. У детей, у коллег. И мне очень хотелось бы, чтобы, идя на любую форму повышения квалификации, педагог понимал: процесс обучения - не односторонний, он носит обоюдный характер. Многие идеи, формы, способы обучения рождаются в условиях нехватки готовых методик (казалось бы, в век информационного изобилия-то, но это факт). А потому всегда открыта и доброжелательна: к конструктивной критике, к предложениям, к оценке возможностей и угроз - всего, что делаю в классе.

      Ещё раз спасибо за приглашение. Такие события важны для нас - тех, кто проводит мастер-классы - не меньше, чем для тех, кто является их участниками.

      Удалить
  4. Мария, с нетерпением ждала вашего отзыва о мероприятии, т.к. вижу сколь тщательно (с презентацией, фото, видео) описываете Вы события. Этот отзыв не стал исключением. Во-первых, мне очень импонирует вынесенная Вами в заглавие тема. Вы увидели ее афористичность и теперь, я думаю, она будет гулять по сети. Во-вторых, полностью согласна с тезисом о том, что «формирование навыков осмысленного чтения задача не только учителя литературы». Все об этом знают, но вот мало, кто из педагогов берется следовать этому постулату. Вы сами понимаете причину. Наш проект демонстрирует все: количество педагогов, как много/мало читают учителя, тематику произведений… почему такое происходит Вы знаете лучше меня (нехватка времени, загруженность отчетами, возраст, профессиональное выгорание, стрессы и et cetera). В-третьих, меня восхитила глубина дидактического материала. Осмелюсь только вообразить объем проделанной Вами работы по его подготовке не просто в часах, а, прежде всего, в мыслительной работе и сразу страх охватывает. А вы говорите, что не хвалило обратной связи ;)
    Какие произведения еще можно использовать на уроках обществоведения? Мне трудно ответить на этот вопрос, т.к. я не знакома с курсом. Но наберусь наглости предположить, что воззрения Л.Н. Толстого на семью, роль женщины в семье вполне могут быть рассмотрены . Роман А. Толстого «Петр I», думаю, подходит к теме государства, роли личности в истории (если такая есть). А хрестоматийный роман Достоевского «Преступление и наказание» обязательно впишется в курс! Еще раз спасибо за отзыв, побуждающий к размышлениям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо Вам за высокую оценку моей работы.
      Я, если честно, очень боюсь работать с классикой. Уже писала: есть страх, что я слишком всё упрощаю. Хотя ребята сами приводят примеры из классических произведений: больше всего у них в "почёте" как раз Раскольников, а ещё Обломов. Но, как мне кажется, не потому, что они, в отличии от меня, не боятся. А потому, что другого мало читают, а тут пример с уроков литературы: если не читали, то разбирали.

      Неделю назад давала девятиклассникам писать эссе по фрагменту из "Понедельник начинается в субботу" Стругацких. Интересно получилось. Хотя не все могут оторваться от пересказа и выйти именно на конкретизацию обществоведческих понятий примерами из художественной литературы. Но я работаю в этом направлении.

      На нехватку времени давно перестала жаловаться — смысл? Жалуюсь на нехватку энергии, понимаю, где её теряю (для начала надо бы спать ложиться пораньше, как на отдыхе на море). Плюс, можно же начинать с малого. У меня, если стол не завален папками/книжками/работами детей, то кладу на него книгу, которую в данный момент читаю. Не раз были ситуации, когда подходили/спрашивали/брали почитать. Да, единицы. Но из малого рождается большое.

      Удалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...