Скажу честно: идеи для этого сообщения подсмотрела здесь и здесь. Накипело, не могу больше молчать, хотя редко позволяю себе подобные посты в своем блоге.
Сегодня, 10 июня 2013 года, выпускники школ сдавали Единый государственный экзамен по обществознанию. Думаю, что через несколько дней Рособрнадзор в очередной раз сообщит нам, что экзамен, как и все предыдущие, прошел "в штатном режиме, без технологических сбоев", и что во время экзамена "выявлены единичные случаи размещения в Интернете фрагментов КИМ". А потому, конечно же, никому из выпускников зоны "Урал", конечно же, не досталось задание А4, в котором нужно было оценить верность суждения: "Демократическое государство обеспечивает соблюдение гражданами моральных норм путём применения законов". Судя по результатам поиска, верность этого суждения впервые начала волновать школьников в 2010 году, а в дни, предшествующие экзамену, количество любознательных выпускников резко увеличилось.
Однако, однозначного ответа на этот вопрос поиск не дал. Не могу дать его и я.
С одной стороны, суждение неверное. Государство обеспечивает своей принудительной силой соблюдение гражданами норм права, а не морали. Мораль же обеспечивается силой общественного мнения. Именно в нормах права выражается воля государства, и, в отличие от морали, нормы права носят общеобязательный характер. Но, с другой стороны, между моралью и правом существует тесная взаимосвязь. В идеале, и мораль, и право должны отражать взгляды, представления, ценности всего общества, не противореча друг другу. В случае возникновения такого противоречия, его разрешение происходит в пользу морали, то есть, путём изменения правовых норм. Действуя в одном направлении, право может избавлять общества от устаревающих со временем моральных норм (как, к примеру, было с обычаем кровной мести). Нередко суды вынуждены обращаться к нормам морали для того, чтобы понять такие категории, как "честь", "достоинство", "моральный вред" и другие. Так, значит, суждение верное?
Смущает еще и слово "демократическое" в суждении. То есть, если в демократическом обществе развелся с женой, то молодец, а в недемократическом подобное действие нередко означало исключение из партии и конец служебной карьере, то как это соотнести с обеспечением государством моральных норм через законы?
Не знаю, как читатели, но я ломаю голову над этим суждением уже третий день, с того самого момента, как позавчера увидела выложенные в Сети подлинные задания к сегодняшнему экзамену. При этом, для того, чтобы получить все варианты заданий к Единому государственному экзамену, не надо быть хакером или обеспеченным человеком. К примеру, буквально вчера, анализируя резко взлетевшую (это происходит ежегодно накануне ЕГЭ) статистику посещаемости моего блога, в разделе статистики "ссылающиеся URL" я обнаружила совершенно открытую группу в одной из социальных сетей, где на первой же странице были даны ссылки на архивы с заданиями по разным зонам. Не надо "светить" свои фамилию, имя, не надо ничего никому платить. Скачивай и пользуйся. Часть С — выложенных в Сети, и предложенных сегодня для решения КИМах — совпала полностью, части А и В представляли собой компиляцию из предложенных вариантов. Таким образом, у выпускников было день-два для того, чтобы определиться: обеспечивает ли демократическое государство соблюдение гражданами моральных норм путём применения законов, или все-таки не обеспечивает? Мне этого времени не хватило, так и хожу в неведении, а выпускникам, которым на ЕГЭ достался вариант с этим заданием, пришлось что-то отвечать. И не только по этому вопросу. Таких вопросов с неоднозначным ответом было в КИМах достаточно. И форой в виде КИМов, полученных до экзамена, каждый распорядился по-своему. Одни честно пытались искать ответы на вопросы в Интернете, в том числе, в моем блоге. Теме ЕГЭ я уделяю достаточно внимания не только в сообщениях, посвященных спецификации работы (к примеру, традиционно, самой большой популярностью пользуются мои сообщения, посвященные эссе, а в условиях заранее известных тем, выпускники, вероятно, искали, помимо прочего, и готовые эссе), но и в сообщениях, посвященных отдельным содержательным единицам курса. Поэтому статистика красноречиво свидетельствует: накануне ЕГЭ кому-то мой блог смог помочь найти ответы на какие-то вопросы.
Другие же пытались найти готовые решения в многочисленных форумах, группах, документах, таблицах с ответами, записанными при прорешивании выпускниками первой группы. Как вам нравится, к примеру, такая таблица, среди прочих гуляющая по Сети: в качестве кейса для блога Учимся с Google и другими подойдет? Выпускники освоили преимущества облачных технологий и возможности совместного доступа к документам. Правда, владелец документа, вероятно, не понимает, что перемещение документа в корзину не всегда скрывает его от глаз других пользователей (на этот случай я запаслась скриншотом), но, думаю, это вопрос времени.
Добавлено 11.06.2013. Сегодня, при переходе по ссылке, таблицу обнаружить уже не удается. Вероятно, владелец разобрался и окончательно удалил ее с Диска. Для тех, кто не успел посмотреть, скриншот фрагмента таблицы.
Добавлено 11.06.2013. Сегодня, при переходе по ссылке, таблицу обнаружить уже не удается. Вероятно, владелец разобрался и окончательно удалил ее с Диска. Для тех, кто не успел посмотреть, скриншот фрагмента таблицы.
Не знаю, станет ли нам известно, как и почему задания к ЕГЭ попадают в этом году в Сеть накануне экзаменов. "Списывали всегда" — это не аргумент. Так еще никогда не списывали. Достаточно вернуться к первому фото с результатами поиска по интересующему меня вопросу (или загуглить его самому), чтобы понять: в предыдущие годы число поисковых запросов по нему единичны (и относится, вероятно, к тем школьникам, которым удалось выйти в Интернет во время самого ЕГЭ), тогда как большинство запросов относится именно к прошедшим выходным, когда выпускники усиленно прорешивали попавшие в Сеть "единичные случаи <...> фрагментов КИМ". Меня мучает неудовлетворенное любопытство: верно ли это суждение, или неверно? Если верно, тогда каким образом государство планирует обеспечить результаты ЕГЭ в этом году с точки зрения такого морального качества как справедливость и морально-психологического механизма совесть? А если же неверно, то не стоит тогда удивляться, что уровень нравственной культуры выпускников сформируется на основе порочности, растленности, грязи и распущенности, которых они сполна хлебнули, сдавая такой серьезный и важный для себя экзамен.
Знаете, Мария, не смогла бы дать ответ на поставленный вопрос в ЕГЭ. Но то, что творится в сети перед самими экзаменами - это подлость, безобразие, безззаконие. Такого мощного слива не было никогда! Как бы там, на верху, не отнекивались, руку к этим выложенным вариантам КИМов явно приложили. Иначе, как объяснить такую достоверность распространенных заданий? Такой ситуацией государство учит наших школьников, что все можно купить, украсть, достать, скачать, причем не важно, какой гриф секретности лежит на этом документе. Интересно, это теперь один из принципов построения демократического общества?
ОтветитьУдалитьХотела написать комментарий по существу, но чувства переполняют: обидно, горько, тяжело на душе после ЕГЭ!
Лариса, спасибо Вам за комментарий. Я 10 лет так или иначе связана с ЕГЭ: как учитель, у которого ежегодно выпускники сдают ЕГЭ, как эксперт региональной предметной комиссии, а в этом году еще и как классный руководитель (а потому слежу за ЕГЭ с первого экзамена). Выбор задания КИМа, который лёг в основу этого сообщения, неслучаен. Дело не только в некорректности формулировки задания как таковой. Это суждение показывает двусмысленность всей ситуации с экзаменами этого года и скандалами, связанными с ними, а также последствиями. Для всех. Для учеников. Для учителей. Для общества в целом. как бы пафосно это ни звучало...
УдалитьМария, полностью согласна с вами и с Ларисой. Про неверные формулировки догадывалась (насмотрелась еще, когда с 11-м в этом году была куратором работы учеников с тестами ЕГЭ в проекте "Телешкола"). Но как же вы верно заметили про мораль и законы! Буквально сегодня прочла интервью с председателем ВАК и бывшим министром образования Владимиром Филипповым. Все о том, же (http://www.gazeta.ru/interview/nm/s5368305.shtml)
ОтветитьУдалитьМария, спасибо Вам за поддержку. Сегодня вот был первый день проверки. К вопросам по содержанию КИМ добавились вопросы по содержанию критериев оценивания.
УдалитьСодержание проверенных работ заставляет крепко задуматься...
И конечно, как я и предполагала в начале своего поста, Рособрнадзор сообщил о "незначительных количествах фрагментов КИМ..."