28 октября 2013 г. в МАОУ гимназии №23 города Челябинска имени В. Д. Луценко состоялось открытое занятие по теме: "Социально-экономическое развитие Челябинской области".
Занятие готовили и проводили учитель истории высшей категории, Почётный работник общего образования РФ Бунакова Любовь Ивановна и автор блога, Сонина Мария Николаевна, учитель обществознания и экономики высшей категории, Почётный работник общего образования РФ.
В занятии приняли участие ученики гимназии:
Это было не обычное открытое занятие, которое даёт учитель, к примеру, в рамках профессионального конкурса, в порядке распространения педагогического опыта и т.п. На занятии присутствовал Губернатор Челябинской области Михаил Валериевич Юревич (статья в Википедии >>>, личный блог >>>). И не просто присутствовал, а принимал активное участие: обратился к ученикам с приветственным словом, проголосовал в опросе, ответил на несколько вопросов ребят.
В этом сообщении я кратко опишу отдельные этапы этого необычного занятия.
В этом сообщении я кратко опишу отдельные этапы этого необычного занятия.
Мотивационный этап
Занятие началось вступительным словом педагогов и приветственным словом губернатора.
Изменения, происходящие в современной России, повлекли за собой существенное повышение роли регионов в осуществлении социально-экономической политики. Каждая территория, в силу своих региональных особенностей (демографического, экономического потенциала, степени урбанизированности и др.) и путей развития (особенности социально-экономической политики, нормативного сопровождения преобразований), менталитета, а также политической ситуации имеет свои особенности.
Основным принципом формирования региональной программы социально-экономического развития региона является использование целевого подхода, когда в соответствии со стратегией развития конкретного региона разрабатывается система показателей и реализации цели на основе объективной и субъективной оценки региональной социально-экономической ситуации.
Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ, обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой. Экономика региона имеет свои ярко выраженные особенности. Челябинская область воспринимается как крупный промышленный центр. Наряду с этим, Южный Урал идеально подходит для активного отдыха и спортивного туризма благодаря уникальным природным условиям, туристическим, курортным ресурсам и выгодному географическому положению. Живя в Челябинской области, Вы не можете оставаться в стороне от процессов, происходящих в экономике региона. Сегодня на занятии мы рассмотрим основные направления социально-экономического развития области. Опираясь на свой социальный опыт и используя систему интерактивного голосования, вы примете участие в социологическом опросе. Знакомясь с разнородными источниками социальной информации: диаграмма, аудио-видео-материалы, вы будете готовы представить позитивный образ региона, создавая наружную рекламу Челябинской области средствами мобильного класса. В ходе занятия у вас не раз будет возможность обобщать, анализировать представленную информацию, высказать свою точку зрения.
С помощью системы интерактивного голосования SMART Senteo, проводится опрос. В каждом вопросе надо выбрать один ответ.
Вопросы.
1. Выберите верное, на Ваш взгляд, утверждение.
- За последние годы в Челябинской области произошли позитивные изменения в социально-экономическом развитии.
- За последние годы в Челябинской области произошли негативные изменения в социально-экономическом развитии.
- За последние годы в Челябинской области не произошло существенных изменений в социально-экономическом развитии.
- За последние годы в Челябинской области произошли как позитивные, так и негативные изменения в социально-экономическом развитии.
- Улучшение качества дорог, развитие инфраструктуры
- Модернизация образования и здравоохранения
- Поддержка малого и среднего бизнеса
- Реализация инновационных проектов в агропромышленном комплексе
- Занятость населения и трудоустройство молодёжи
- Развитие общественного транспорта
- Деятельность жилищно-коммунальных служб
- Развитие культуры и спорта
- Достаточно состоятельный, чтобы хорошо жить
- Денег на жизнь хватает, особо не экономим
- Живём нормально, но приходится экономить
- Денег хватает только на питание
Информационный этап
На партах учащихся — раздаточный материал — диаграмма, отражающая динамику факторов развития Челябинской области за период 2000 - 2009 г.г.
На экране демонстрируется скрайбинг-презентация, выполненная +Василиса Ковалёва на основе актуальных данных об экономике региона. Презентация нарисована на интерактивной доске StarBoard, записана с помощью встроенной в ПО доски функции "видеозапись экрана". Звук записывался и накладывался отдельно.
Задание: определить динамику и прогноз развития Челябинской области в 2013 — 2014 годах.
Итог: на основе различных источников информации, вы определили возможные перспективные направления развития нашего региона. Сегодня у вас есть уникальная возможность убедиться в точности своих оценок, задав вопросы нашему гостю, губернатору Челябинской области М. В. Юревичу.
Примерные вопросы для беседы учащихся гимназии с губернатором Челябинской области
1. Вы недавно говорили об уходе от моноотраслевой политики в Челябинской области. Какие отрасли Вы планируете развивать? И каковы перспективы развития тяжелой промышленности в области?2. По роду своей деятельности Вы встречаетесь с зарубежными предпринимателями и государственными деятелями по вопросам инвестиций. Как иностранные инвесторы, которые сотрудничают и собираются сотрудничать с Челябинской областью, оценивают потенциал нашего региона?
3. Недавно по итогам выставки «Золотая осень 2013» Челябинская область заняла второе место по объему производства всех видов мяса среди с/х производства. Планируются ли новые проекты в регионе, направленные на развитие с/х сектора?
4. Недавно в СМИ прозвучало понятие «Социально-ориентированный бюджет», предполагает ли это увеличение инвестиций в социальный сектор бюджета? (Если да, то какие направления в социальной политике будут развиваться преимущественно.)
5. Заложена ли в бюджет 2014 года реконструкция культурно-исторических объектов, в частности Областной картинной галереи?
6. Изучая историю, мы имеем представление о направлениях архитектуры, однако архитектура советского периода стандартизована. В настоящее время происходит возрождение архитектуры как искусства. Но Челябинск – это город не только промышленный, но и культурный. Я планирую связать свою жизнь с архитектурой, актуален ли в настоящее время вопрос создания цельного облика города, востребована ли эта профессия?
7. В регионе делается упор на технические специальности, но мы учимся в гуманитарной гимназии, и большинство из нас собираются связать свое будущее с профессиями социально-гуманитарной сферы. В нашей области специалисты с высшим гуманитарным образованием зачастую испытывают сложности с трудоустройством. Планируются ли какие-то программы по развитию и созданию рабочих мест в гуманитарной сфере?
8. Как известно, развитие любого общества во многом зависит от уровня здоровья нации. Это напрямую связано с развитием спорта. Наш регион можно назвать по-настоящему спортивным. Огромное внимание уделяется новым видам спорта, таких как хоккей или дзюдо, которые уже достигли хорошего уровня. Какие планы существуют по развитию таких видов спорта, как футбол или баскетбол?
9. Вы являетесь президентом «ХК Трактор» и мне как болельщику хотелось бы узнать, будет ли построена новая большая арена? И будет ли Челябинск претендовать на проведение взрослого чемпионата мира по хоккею, помимо молодежного?
10. Школьники Челябинской области, в том числе, учащиеся нашей гимназии, успешно выступает в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня. Одна из причин этого – поддержка со стороны области. В этом году я прошла конкурсный отбор на стипендию губернатора Челябинской области. Поэтому я хотела бы выразить Вам благодарность за поддержку, это служит мотивацией для успешной деятельности.
Вопросы были составлены учащимися накануне занятия. К сожалению, из-за ограниченности времени встречи, не все вопросы были заданы.
Вывод. Диверсификация (отраслевое замещение) остается базовым принципом формирования новой экономики Южного Урала. Общая ситуация в экономике непростая. В ряде отраслей происходит замедление, где-то снизились фактические объемы производства. Но резкого спада нет. По большинству позиций область идет вровень со среднероссийскими показателями, в том числе по индексу промышленного производства и объему инвестиций.
Аналитический этап.
Эффективность социально-экономического развития региона определяется не только результатами развития различных отраслей народного хозяйства. Для успешного развития региона сегодня созданы все условия. Необходимы талантливые руководители предприятий и современные технологии. Важную роль играет также позитивный образ региона в глазах его жителей и инвесторов: так имеющихся, так и потенциальных.
Работа с мобильным классом. Каждой паре учащихся предлагается разработать макет наружной рекламы Челябинской области, в котором отражены результаты социально-экономического развития региона. Данная реклама должна быть направлена на формирование позитивного восприятия региона жителями и гостями Южного Урала. течении работы учащихся на экране демонстрируется видеоролик о Челябинской области. Формат работы: совместная презентация, 1 пара учащихся = 1 слайд.
Созданная учащимися презентация демонстрируется на экране.
Делается вывод о том, какие аспекты социально-экономического развития области нашли отражения в социальной рекламе.
Есть довольно пессимистичные отзывы о будущем развитии экономики Южного Урала. Согласно этим отзывам, сегодняшний потенциал – это наследие советских времен, и как только он будет исчерпан, западные инвесторы потеряют всякий интерес к региону, а о выходе на западные рынки не может быть и речи. Другие противопоставляют мрачным прогнозам более оптимистичную версию будущего Челябинской области. По их мнению, для успешного развития южноуральских предприятий необходимы только талантливые руководители и современные технологии.
На доске — "облако слов", созданное с помощью сервиса Wordle. Учащимся предлагается создать фразу из слов "облака".
Нынешний год для Челябинской области складывается непросто. На заседании регионального правительства говорили о текущем положении дел и курсе дальнейшего развития региона. Политика властей — развивать так называемую «новую экономику». политика отраслевого замещения. Главное для региона — сохранить энергию движения, темп, динамику.
- Официальный сайт Губернатора Челябинской области. Глава региона: "Уроки патриотического воспитания идут на пользу школьникам" >>>
- Государственная телерадиокомпания "Южный Урал". Михаил Юревич провёл урок патриотизма в школе №23 >>>
- 1OBL. Первый областной. Губернатор рассказал школьникам как выбирать будущую профессию >>>
- Телерадиоцентр "Восточный экспресс". Губернатор Михаил Юревич сел за школьную парту >>>
- Российское информационное агенство URA.RU. Юревич стал учителем. Рассказал школьникам о патриотизме, иностранных инвесторах и экономике: "Вам здесь работать, делать лучше нашу страну!" >>>
- Информационно-аналитическое агенство Полит74.RU. Перед Днём народного единства в школах Челябинской области проходят уроки патриотического воспитания >>>
Видео с урока.
В сообщении использованы фото с Официального сайта Губернатора Челябинской области >>>, а также из личного архива автора.
В сообщении использованы фото с Официального сайта Губернатора Челябинской области >>>, а также из личного архива автора.
Коллеги, вы просто монстры!!!
ОтветитьУдалитьЯ в культурном шоке от урока. Как вы умудрились провернуть всё это безобразие за 40 минут?
Дети у вас золотые. Какие глубокие вопросы были подготовлены! Какие презентации!
Вывод: будущее Челябинской области в надёжных руках.
Браво!
ЧУМработница, Ирина, так мы и не успели за 40 минут! Губернатор очень долго и обстоятельно отвечал на каждый заданный вопрос.
УдалитьА вопросы, да, отличные! Причём, они очень индивидуализированные, отражают социальные потребности конкретного ученика.
И ещё долго можно не опасаться за будущее Челябинской области, потому что когорта учеников Марии Сониной растёт с каждым годом. Дети золотые, но учитель-то каков! Встаю и снимаю шляпу.
ОтветитьУдалитьЕлена, ну, здесь не только моя заслуга. Урок готовили и вели вместе с коллегой, я об этом в самом начале написала (и практически вся содержательная сторона урока — её работа, моё дело — технологии). А с детьми работает весь коллектив гимназии. Ну, и, конечно, огромное спасибо родителям ребят.
УдалитьПишу от лица ученика-участника. Долгое время ждал, когда информацию об уроке выложат в сеть. В блоге Марии Николаевны наконец-то нашел... Хотелось бы отметить и подчеркнуть, прежде всего, высокий профессионализм в организации конкретного урока (да и любого другого) моих учителей: Марии Николаевны Сонины и Любовь Ивановны Бунаковой. Именно благодаря их высокой организаторской способности, урок прошел на 5 +. Я смог, получить даже не столько много новой информации фактического характера, сколько много новой информации оценочного характера: в этом мне помогла беседа с Михаилом Валерьевичем Юревичем. Он наглядно, с привлечением массы примеров, смог объяснить, что происходит в нашем регионе с его точки зрения: были затронуты вопросы металлургического производства в Челябинской области, вопросы сельского хозяйства и большое множество других вопросов. Общие впечатления остались самыми приятными. Выражаю надежду на проведение гораздо большего количества подобных встреч в нашей гимназии, пусть это будут даже встречи не с губернатором, но это могут быть беседы и с министрами региона, которые, как мне кажется, смогут еще больше дать нам возможность углубиться в вопросы, связанные с их родом деятельности, и, тем самым, мы будем иметь возможность не только познакомиться с основными процессами, протекающими в нашем регионе, в теории, но и узнать, как все это происходит на практике.
ОтветитьУдалитьМихаил, большое спасибо Вам за отзыв! Для нас, педагогов, очень важно именно то, каким будет результат для вас. Безусловно, информация, полученная "из первых рук", боле достоверна. Жаль, что нам крайне редко удаётся вот так пообщаться с людьми, способными её предоставить.
УдалитьУ меня нет достаточно слов, чтобы выразить свое восхищение, свои чувства и эмоции после того, что прочитала и увидела здесь. Это урок - мечта! Искренне поздравляю Вас, Ваших коллег и Ваших учеников!
ОтветитьУдалитьЦветана, большое Вам спасибо! Очень тронул Ваш отзыв. И вообще приятно, что мой блог читают и в солнечной Болгарии!
УдалитьМария Николаевна, очередное испытание выдержали с блеском! Несмотря на Вашу уверенность и спокойствие, думаю, это было непросто!:)) Поздравляю! Урок - замечательный! А у меня добавился еще один яркий пример на вечный вопрос слушателей - КАК и ЗАЧЕМ? (если говорить в контексте курсов повышения квалификации по вопросам ИКТ в педагогической среде! :))
ОтветитьУдалитьЮлия Николаевна, спасибо Вам большое! Уверенность и спокойствие идут здесь рука об руку. Мы все: я, коллега, ученики, спокойны потому, что каждый уверен в остальных. Потому, что каждый делает своё дело, и делает его ответственно.
Удалить