Прошёл ровно год с того дня, когда я стала сертифицированным преподавателем Google.
Подробный отчёт о первой в России Академии преподавателей Google (GTA-Moscow) я писала в этом блоге. Бегло просмотрев сообщения блога, написанные после этого события, можно увидеть, как изменилось содержание сообщений: блог стал не только "собирателем" ресурсов для преподавания/изучения обществознания, сообщения такого рода оказались вытесненными текстами, посвященными различным аспектам использования сетевых технологий в образовании. То есть, в течение этого года я постоянно делилась в Сети тем своим опытом, идеи для которого в Сети же и получала. Потому как именно такое профессиональное сетевое общение считаю очень важной частью моей жизни: когда что-то, сделанное тобой и твоими учениками в момент прирастает советами, пожеланиями, конструктивной критикой коллег-профессионалов. Людей, чьё мнение всегда ценно и важно. С кем я могу соглашаться или не соглашаться, но не могу игнорировать, потому как, работая в открытом пространстве и сознательно ставя себя в ситуацию оценивания, обучая работе в этих условиях своих учеников, нельзя слепо надеяться на то, что твои ожидания и твоё восприятие ситуации совпадёт с тем, как это видится со стороны. Но именно это позволяет развиваться, не стоять на месте, идти вперёд.
Попробую собрать в этом сообщении подвести не итоги (какие итоги, у меня вся жизнь впереди!), но какие-то маленькие достижения, которые у меня есть, благодаря тому, что год назад со мной случилась GTA-Moscow.
1. Эксперимент с отказом от бумажных тетрадей и переводом старшеклассников на электронные тетради-блоги я начала ещё до Академии. Тогда это было три класса, сейчас из уже пять. А блог Электронные тетради стал площадкой для организации самостоятельной работы учащихся: на уроке и дома.
2. Не сразу, но постепенно я пришла к тому, чтобы систематизировать документы, создаваемые на Диске Google для учащихся. Теперь каждый класс имеет свою папку (получив доступ, каждый ученик просто перенёс папку себе на диск), и ученики оперативно получают доступ ко всем необходимым документам, а также создают свои. Вот как выглядит, к примеру, папка на Диске для учеников 11А класса >>> Структура папки для каждого класса стандартна. Названия папок соответствуют обобщённому названию разделов обществоведческого курса. К каждой из этих папок настроен доступ только на просмотр. Тогда как к папке "Совместная работа" все ученики имеют доступ для редактирования. Это позволяет им добавлять в папку свои документы, а также осуществлять совместную работу с презентациями и текстовыми документами. По завершению работы документы переносятся из этой папки в соответствующую тематическую папку и хранятся там. Мы забыли про флешки-диски и пересылку документов по электронной почте. Мы не связаны местом работы, операционной системой и типом офисного пакета. Всё, что нам необходимо для работы — это интернет и браузер.
3. Наличие в школе мобильного класса и WiFi-интернета в кабинете позволило в системе организовать и проводить уроки с использованием мобильного класса.
Принципы и условия организации таких уроков я уже описывала, а подборку опубликованных материалов по урокам с использованием мобильного класса можно посмотреть здесь. Один из таких уроков был организован и проведён совместно с ученицей 11 класса +Аня Беляева, когда платформой для урока стал созданный Анной сайт (подробнее — здесь)
4. Поиск новых способов визуализации информации привёл к робким пока попыткам использовать в работе с учащимися скрайбинг. Две попытки (№1 — поразительно, но с первой недели и до сих пор это сообщение практически не уходило из списка самых читаемых — и №2) организации групповой работы учащихся по созданию скрайбинга оказались небезуспешными.
Трое учащихся избрали именно скрайбинг для визуализации своих докладов на итоговой конференции, а в этом учебном году ученица 10 класса +Василиса Ковалёва, не дожидаясь, когда мы начнём создавать скрайбинг-презентации на уроках, самостоятельно изучила материалы блога и создала несколько презентаций в технике скрайбинга, используя разные техники рисования: вручную, с помощью интерактивной доски и с помощью онлайн-сервиса.
5. В марте 2012 года я побывала на Международной конференции "Информационные технологии для Новой школы" (спасибо +Yuri Eelmaa за приглашение). Ход конференции я освещала в своём твиттере, приняла участие в заседании Педагогического клуба сетевого взаимодействия, посвящённого артефакт-педагогике (идеи артефакт-педагогики легли в основу урока по теме "Культура и духовная жизнь" >>>, который я провела спустя месяц с небольшим после конференции).
Но самым ответственным на конференции для меня, безусловно, стало подготовка и проведение мастер-класса на тему "Использование роликов TED в учебном процессе" (для поддержки мастер-класса я впервые создала Google-сайт, который продолжаю наполнять по мере накопления опыта).
1. Эксперимент с отказом от бумажных тетрадей и переводом старшеклассников на электронные тетради-блоги я начала ещё до Академии. Тогда это было три класса, сейчас из уже пять. А блог Электронные тетради стал площадкой для организации самостоятельной работы учащихся: на уроке и дома.
2. Не сразу, но постепенно я пришла к тому, чтобы систематизировать документы, создаваемые на Диске Google для учащихся. Теперь каждый класс имеет свою папку (получив доступ, каждый ученик просто перенёс папку себе на диск), и ученики оперативно получают доступ ко всем необходимым документам, а также создают свои. Вот как выглядит, к примеру, папка на Диске для учеников 11А класса >>> Структура папки для каждого класса стандартна. Названия папок соответствуют обобщённому названию разделов обществоведческого курса. К каждой из этих папок настроен доступ только на просмотр. Тогда как к папке "Совместная работа" все ученики имеют доступ для редактирования. Это позволяет им добавлять в папку свои документы, а также осуществлять совместную работу с презентациями и текстовыми документами. По завершению работы документы переносятся из этой папки в соответствующую тематическую папку и хранятся там. Мы забыли про флешки-диски и пересылку документов по электронной почте. Мы не связаны местом работы, операционной системой и типом офисного пакета. Всё, что нам необходимо для работы — это интернет и браузер.
3. Наличие в школе мобильного класса и WiFi-интернета в кабинете позволило в системе организовать и проводить уроки с использованием мобильного класса.
Принципы и условия организации таких уроков я уже описывала, а подборку опубликованных материалов по урокам с использованием мобильного класса можно посмотреть здесь. Один из таких уроков был организован и проведён совместно с ученицей 11 класса +Аня Беляева, когда платформой для урока стал созданный Анной сайт (подробнее — здесь)
4. Поиск новых способов визуализации информации привёл к робким пока попыткам использовать в работе с учащимися скрайбинг. Две попытки (№1 — поразительно, но с первой недели и до сих пор это сообщение практически не уходило из списка самых читаемых — и №2) организации групповой работы учащихся по созданию скрайбинга оказались небезуспешными.
Трое учащихся избрали именно скрайбинг для визуализации своих докладов на итоговой конференции, а в этом учебном году ученица 10 класса +Василиса Ковалёва, не дожидаясь, когда мы начнём создавать скрайбинг-презентации на уроках, самостоятельно изучила материалы блога и создала несколько презентаций в технике скрайбинга, используя разные техники рисования: вручную, с помощью интерактивной доски и с помощью онлайн-сервиса.
5. В марте 2012 года я побывала на Международной конференции "Информационные технологии для Новой школы" (спасибо +Yuri Eelmaa за приглашение). Ход конференции я освещала в своём твиттере, приняла участие в заседании Педагогического клуба сетевого взаимодействия, посвящённого артефакт-педагогике (идеи артефакт-педагогики легли в основу урока по теме "Культура и духовная жизнь" >>>, который я провела спустя месяц с небольшим после конференции).
Но самым ответственным на конференции для меня, безусловно, стало подготовка и проведение мастер-класса на тему "Использование роликов TED в учебном процессе" (для поддержки мастер-класса я впервые создала Google-сайт, который продолжаю наполнять по мере накопления опыта).
6. Систематическая работа с роликами TED на уроках и первая попытка обобщения своего небольшого опыта на конференции привели к организации принципиально новой формы промежуточной аттестации учащихся 10-х классов — конференции в стиле TED. Все материалы по организации, подготовке и проведению конференции собраны на странице сайта.
7. Наконец, проект уже нынешнего учебного года — проект на учебный год и... на всю жизнь. Проект, который задумали вместе с +Елена Воронина и в котором уже более 200 участников из разных стран. Читать не вредно — вредно не читать! Вы тоже так считаете? Тогда присоединяйтесь! Благодаря проекту, за эти пока ещё два месяца мне удалось сделать то, что не удавалось сделать последние годы — упорядочить процесс своего чтения. И снова — новые люди, новая интересная информация, новые идеи для дальнейшей работы.
8. И — под занавес этого года — урок с губернатором области. "Всё смешалось в доме Облонских", точнее, в этом необычном уроке: скрайбинг, мобильный класс, документы Google, работа с интерактивным оборудованием, использование других социальных сервисов. Такая позитивная твёрдая точка. нет, не точка. Конечно же, многоточие...
"Не обманывайтесь своим календарем. В году столько дней, сколько вы можете использовать. Так, в году одного человека всего 7 дней, в году другого — 365", — сказал Чарльз Ричардс. В мой год, год после GTA-Moscow, уместилось, наверное, целая тысяча дней. но даже их мне было мало. А потому — только вперёд! Вперёд вместе с Google!
7. Наконец, проект уже нынешнего учебного года — проект на учебный год и... на всю жизнь. Проект, который задумали вместе с +Елена Воронина и в котором уже более 200 участников из разных стран. Читать не вредно — вредно не читать! Вы тоже так считаете? Тогда присоединяйтесь! Благодаря проекту, за эти пока ещё два месяца мне удалось сделать то, что не удавалось сделать последние годы — упорядочить процесс своего чтения. И снова — новые люди, новая интересная информация, новые идеи для дальнейшей работы.
8. И — под занавес этого года — урок с губернатором области. "Всё смешалось в доме Облонских", точнее, в этом необычном уроке: скрайбинг, мобильный класс, документы Google, работа с интерактивным оборудованием, использование других социальных сервисов. Такая позитивная твёрдая точка. нет, не точка. Конечно же, многоточие...
"Не обманывайтесь своим календарем. В году столько дней, сколько вы можете использовать. Так, в году одного человека всего 7 дней, в году другого — 365", — сказал Чарльз Ричардс. В мой год, год после GTA-Moscow, уместилось, наверное, целая тысяча дней. но даже их мне было мало. А потому — только вперёд! Вперёд вместе с Google!
А пока — с днём рождения, GTA-Moscow! С первой датой — пусть небольшой, но такой важной для каждого из нас!
В сообщении использованы фотографии +Александр Калинин, +Жанна Ховрычева, +Мария Смирнова, а также из личного архива автора.
Академии преподавателей Google Москва-2012 - год! Сообщение в блоге российского образовательного сообщества Google.
Академии преподавателей Google Москва-2012 - год! Сообщение в блоге российского образовательного сообщества Google.
Мария, Вы - нереальный учитель!) Когда всё успеваете? Задумалась о переезде в Челябинск, чтобы мои дети получили возможность учиться у настоящего учителя! :)
ОтветитьУдалитьНаталья: спасибо Вам за потрясающий отзыв! Для учителя желание профессионала учить у него своего ребёнка дорогого стоит?
УдалитьЯ абсолютно материальна (60 с хвостиком кг живого веса) и реальна. А ещё, читая отзывы коллег по GTA-Moscow, думаю: вот бы всех в одну школу...это ж какую образовательную систему мы построили бы! Но нет, наша миссия — делать мир хоть чуточку лучше в разных регионах Земли. Как бы пафосно это не звучало. А ещё — хоть понемногу, но обращать в "свою веру" коллег. Чтобы постепенно создавать там, где мы работаем единое поле — не только информационное, но и ценностно-смысловое.
Говорят, что хороший учитель очень опасен! Так как дети иногда путают привлекательность его предмета с обаянием его личности. Вы, Мария, опасный учитель и я восхищаюсь Вам!
ОтветитьУдалитьПетя, спасибо Вам большое! Приятно получать такую оценку от зарубежных коллег. Люблю свою работу, люблю не только учиться, но и учиться.
УдалитьОпасный учитель. Очень. Подтверждаю.
УдалитьЕлена, от опасного учителя слышу:)))
УдалитьА что, раньше нельзя было предупредить? Невинную девушку с тундры две опасные в оборот взяли... И-эх!
УдалитьВ книжечку себе скопировала: "Не обманывайтесь своим календарем. В году столько дней, сколько вы можете использовать. Так, в году одного человека всего 7 дней, в году другого — 365"
«Невинная девушка» сама кого хочешь в оборот возьмёт. Не прибедняйся. Наблюдаем мы твою ЧУМовую деятельность.
УдалитьЧУМработница, Ирина, не пугайся, мы на самом деле мягкие и пушистые. Особенно, поев нарьян-марской оленины!
УдалитьА цитата, да, классная! Порой мне кажется, что один мой день недели стоит...