Я уже дважды писала об этом задании части С (полный список всех сообщений, посвящённых ЕГЭ по обществознанию, с краткими аннотациями, собран на отдельной странице). Однако с момента моей последней публикации, посвящённой составлению плана, прошло больше двух лет. За это время произошли существенные изменения в требованиях к выполнению этого задания, а также в критериях его оценивания. Поэтому, частично мои предыдущие сообщения уже морально устарели. Однако они (особенно вторая часть) пользуются неизменной популярностью у посетителей блога, что, наряду с назревшей необходимостью обновления, и побудило меня к написанию этого поста. При подготовке текста использованы следующие материалы:
- Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т. Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010
- Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года/Обществознание
Какие знания и умения проверяются с помощью этого задания?
- обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов;
- умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете;
- умение осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.
Какой должна быть последовательность действий при работе над планом?
Возможную логику действий представила на схеме.
Что является объектом оценивания в данном задании?
- Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы.
В критериях оценивания указаны три пункта приведённого эталона, отсутствие которых не даёт раскрыть тему по существу. Ненулевой балл за план возможен только в том случае, если в плане выпускника приведено не менее двух из трёх обозначенных пунктов. Разумеется, формулировки выпускника могут не совпадать дословно с критериями, но они доожны четко отразить необходимую сторону явления, признак понятия, характеристику процесса и т. п.
- Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме.
- Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
В составленном плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых должны быть детализированы подпунктами. Обращаю внимание на то, что при переходе с двухбалльной на трёхбалльную шкалу оценивания этого задания, критерии позволяют экспертам оценить даже план простого типа. При этом, в нём должно быть не менее трёх пунктов, а формулировки должны раскрывать содержание темы.
А теперь — задание для самопроверки. Познакомьтесь с примером ответа выпускника (в тех пазлах, где формулировка не входит целиком, можно ставить курсор и прокручивать).
Несмотря на то, что структура ответа соответствует плану сложного типа (план содержит не менее трёх пунктов — пять, два из которых детализированы), оба эксперта оценили его в 0 баллов. Как вы думаете, почему? И, каким должен быть план по данной теме, чтобы эксперты оценили его максимально возможны баллом?
Несмотря на то, что структура ответа соответствует плану сложного типа (план содержит не менее трёх пунктов — пять, два из которых детализированы), оба эксперта оценили его в 0 баллов. Как вы думаете, почему? И, каким должен быть план по данной теме, чтобы эксперты оценили его максимально возможны баллом?
Комментариев нет:
Отправить комментарий