Работая в течении учебного года с роликами TED, возникла идея использовать формат конференции для организации промежуточной аттестации учащихся 10 класса по обществознанию. Организация и подготовка конференции направленно решала целый комплекс задач по формированию модели выпускника, заложенной в Примерной программе среднего (полного) общего образования по обществознанию. В очередной раз перечитав требования к уровню подготовки выпускников на уровне знаний, умений, а также их использования в практической деятельности и повседневной жизни, даже растерялась: на мой взгляд, в программе нет ни одной позиции, на развитие которых не была бы направлена конференция.
Поддержка подготовки к конференции шла на основе публикаций в блоге "Электронные тетради". Сообщения блога с краткой аннотацией собирались на странице мероприятия конференции в Google+. После конференции все основные ее материалы я разместила на странице сайта "TED в учебном процессе", созданного для поддержки мастер-класса на Четвертой международной конференции "Информационные технологии для новой школы": я уже писала, что планирую пополнять этот сайт по мере накопления опыта работы с роликами TED (картинка кликабельна).
Поддержка подготовки к конференции шла на основе публикаций в блоге "Электронные тетради". Сообщения блога с краткой аннотацией собирались на странице мероприятия конференции в Google+. После конференции все основные ее материалы я разместила на странице сайта "TED в учебном процессе", созданного для поддержки мастер-класса на Четвертой международной конференции "Информационные технологии для новой школы": я уже писала, что планирую пополнять этот сайт по мере накопления опыта работы с роликами TED (картинка кликабельна).
Сообщение посвящено попытке проанализировать проведенную конференцию в стиле TED. Можно ли использовать ее как форму промежуточной аттестации? Каким образом происходила подготовка к конференции, с какими трудностями столкнулись учащиеся и учитель? Что получилось из задуманного, а что осталось нереализованным? Буду рада вопросам, отзывам, замечаниям, предложениям.
Данная форма аттестации, безусловно, стала абсолютно новой для учащихся. Даже те из них, кто имел опыт публичных выступлений на ученических конференциях реферативно-исследовательских работ, испытали ряд трудностей. Сами учащиеся так ответили на вопрос о них:
Кто-то справлялся со своими страхами самостоятельно, кто-то писал мне на почту или в Google+, кто-то подходил на очные консультации. Все трудности, с которыми столкнулись учащиеся, можно условно разделить на несколько групп.
Трудность 1. Выбор темы. Это самый первый этап в подготовки доклада, но именно он вызвал наибольшие трудности и многих учащихся. Согласно требованиям к докладу, он должен быть небольшим по времени (ориентир — 5 минут, большая длительность доклада должна быть логически и содержательно обоснованной), соответствовать стилю докладов на конференции TED и, что очень важно, быть тематически связанным с одной из изученных в учебном году тем обществоведческого курса, раскрывать какой-то аспект темы. Других ограничений — ни по структуре доклада, ни по средствам его визуализации, ни по содержанию — не было. И, на мой взгляд, именно отсутствие привычного списка тем стало главным затруднением на начальном этапе подготовки. Приведу фрагмент одного из писем, подтверждающих это: "Вы дали неимоверный простор для размышлений, к которому никто из нас не привык. Мы почти 10 лет готовили доклады, которые не предусматривали отклонения от строго заданной темы, это тоже играет немаловажную роль. Признаться, я всегда хотела, чтобы в подобных выступлениях было предусмотрено больше свободы для творчества и собственных рассуждений докладчика. Нас учили только зубрить и пересказывать чужие мысли, которые иногда хотелось даже опровергать. Теперь Вы дали эту свободу, и пришло смятение. Что с ней делать? Как применить? Сложно понять".
Что получилось в итоге. Выбирая тему, большая часть учащихся пошли индуктивным путем: оттолкнувшись от исторического факта, примера из современной социальной реальности или личного опыта, они попытались соотнести конкретное, частное с общим — понятием, проблемой, темой обществоведческого курса. Остальные пошли противоположным — дедуктивным — путем, взяв за основу какую-то современную социальную проблему или явление, конкретизируя свой выбор примерами.
Помню, как в первые дни один ученик был озадачен вопросом: "А что, если темы докладов будут повторяться: нас же много, а потому вероятность повтора существует?". Из 44 представленных на конференции докладов, 6 были прямо (и еще несколько — косвенно) посвящены разным видам зависимости (от интернета, от рекламы, от наркотиков и пр.), но каждый из них был индивидуален: по структуре, аргументации, средствам визуализации. Работая в течении учебного года в условиях открытого информационного пространства, многие учащиеся поняли: сила в индивидуальности, копипаст не работает на результат.
Трудность 2. Визуализация доклада. Дело даже не в способе визуализации (за прошедший учебный год многие попробовали работать и в Prezi, и плэйкасты делали, и скрайбинг рисовали), а в том, что непросто разом уйти от стереотипа, существующего не только среди учащихся, но и среди многих взрослых: весь основной текст доклада разместить на слайдах презентации, в результате чего выступление сведется к чтению слайдов. Но формат визуализации докладов на конференциях TED совершенно иной. Зачастую это всего несколько слайдов с минимальным количеством текста, либо вообще без него, которые усиливают впечатление от доклада, делают его ярче, позволяют донести информацию до зрителя максимально эффективно.
Считаю одним из самых значимых результатов конференции, что большинство учащихся сумели успешно преодолеть эту трудность. Презентаций с избыточным текстом практически не было. Да, не всегда созданные слайды работали на раскрытие отдельных тезисов доклада, однако произошло понимание того, что визуальное сопровождение — это не только текст, но и изображения, схемы, диаграммы, таблицы, видео и пр. А это уже немало. Хочется верить, что это понимание не ограничится рамками конференции, что произойдет перенос полученного знания на другие учебные ситуации (ведь произошел же в течение года перенос умений работать в рамках изучения курса обществознания с сервисами Web2.0 на другие дисциплины: есть примеры, когда отдельные учащиеся использовали эти сервисы на других предметах).
Трудность 3. Страх перед публичным выступлением. Формат конференции предусматривал выступление со сцены. При этом зрителями были не только одноклассники, но и учащиеся из параллельного класса, а также приглашенные педагоги, администраторы. Кроме того, значительная часть выступлений еще и записывалась на видеокамеру. При этом опыт публичных выступлений у ребят был очень разный, а у кого-то он отсутствовал вовсе.
О том, насколько десятиклассники смогли преодолеть эту трудность, можно прочитать, к примеру, в электронной тетради +Арина Федякина: "Лично меня эта работа заставила побороть свой страх перед сценой, так как я с класса 8, не хотела публично выступать, но эта работа доказала, что я могу это сделать и это не так то сложно".
То, что большинство учащихся смогло достойно справиться с возникшими в процессе подготовки к конференции трудностями — уже значительный результат. Помимо этого, на мой взгляд, можно отметить еще несколько важных моментов.
1) Использование Диска Google в процессе подготовки к конференции.
Всем желающим было предложено предварительно разместить текст своего доклада (и/или презентацию к нему) на Диске, открыть доступ (мне и/или одноклассникам) с целью обсуждения, определения сильных и слабых сторон доклада. Этой возможностью воспользовались 25% учащихся. Сейчас могу сказать о своих эмоциях: с трепетом открывала тексты, с восхищением их читала, правила, задавала вопросы, что-то предлагала, а потом с восторгом наблюдала развитие диалога и совершенствование работы конкретного ученика. При этом использовались различные способы работы с документом: совместная работа в "теле" документа, комментарии к документу, чат.
2) Почти полный уход от использования внешних носителей во время конференции, демонстрация визуального сопровождения с помощью средств интернета.
Ссылки на визуальное сопровождение к докладу собирались заранее через Google-форму, презентации на флешках принесли единицы. При этом, один ноутбук стоял прямо сцене, еще несколько — в зале. В конференц-зале был организован WiFi-интернет, а потому выступающий на сцене ученик мог управлять визуальным сопровождением своего доклада самостоятельно, с ноутбука, стоящего на сцене, либо попросить кого-то помочь ему, используя один из ноутбуков, стоящих в зале. К сожалению, интернет-соединение не всегда было стабильным, но это уже системная проблема гимназии. В рамках данного мероприятия кафедра информатики приложила немало усилий, чтобы обеспечить техническую поддержку конференции.
3) Оценивание докладов через Google-форму.
Критерии оценивания были опубликованы заранее. Приглашенные на конференцию педагоги и администраторы гимназии на каждый прослушанный ими доклад заполняли Google-форму. Через таблицу ответов к форме я могла оперативно получать информацию о баллах, полученных тем или иным учеником. Кроме того, ученики тоже принимали участие в оценивании, и делали это тем же способом, что и эксперты.
После конференции все желающие получить подробную расшифровку оценивания своего доклада, могли это сделать, обратившись ко мне через почту, либо через Google+. Я просто делала из таблицы ответов на форму выборочный скриншот баллов, выставленных конкретному ученику.
Все изложенное выше совершенно не означает, что конференция прошла идеально, и все задуманное удалось реализовать. Ряд проблем так и повисли в воздухе и по сей день являются для меня предметом размышления.
Проблема 1. Оптимальность сроков проведения конференции.
День конференции был назначен на 29 мая. С одной стороны, я стремилась максимально отодвинуть срок конференции, чтобы к этому моменту завершились итоговые контрольные работы по другим предметам, и учащиеся смогли полностью сосредоточиться на подготовке к конференции. Это был полностью свободный от уроков день (думаю, что многие коллеги сталкивались с такой ситуацией: конец четверти и/или года, оценки выставлены, а учебный процесс должен идти, и многие учителя маются: чем же занять детей в такой ситуации; конференция в этом плане помогла достойно завершить учебный год). И это плюс. С другой стороны, такое отодвигание даты на самый конец учебного года затрудняет последующие подведение итогов и рефлексию. К примеру, большинство презентаций без текстов докладов дают крайне мало информации о его содержании. На призыв к учащимся разместить тексты докладов в своих электронных тетрадях, а также поделиться своими личными впечатлениями о конференции откликнулись немногие. Действительно, учебный год закончен, оценки выставлены, педсовет о переводе состоялся, какая еще может быть работа? И здесь мы сталкиваемся с мотивацией учащихся. Там, где мотивация внутренняя, где работа не ради отметки, а на результат, дело доведено до логического завершения. В условиях преобладания внешней мотивации, рассчитывать на подобный результат не приходится.
Сюда же можно отнести и продолжительность проведения конференции. Два класса, 44 докладчика, перерывы на чайно-кофейные паузы (спасибо родителям ребят), краткий обзор докладов по каждому блоку. Итог — очень затянуто по времени. Наверное, надо все-таки (тем более, что это промежуточная аттестация) делать по классам? Не знаю.
Проблема 2. Цифровой след конференции.
Есть сообщения блога, есть страницы мероприятия и сайта. Есть подборка презентаций и других средств визуализации докладов. Текстов докладов мало, написала выше. Правда, у меня есть 11 рабочих версий докладов, но доступ к ним ограничен авторами. Есть немного необработанного видео — то, что заснял инженер гимназии (к сожалению, ряд очень ярких докладов остались вне видеосъемки). Обрабатывать будем уже в новом учебном году (это снова к проблеме 1: конец учебного года, ЕГЭ, выпускной класс у меня, отпуска — в итоге так и не забрала и не обработала видео, хотя среди учеников были желающие помочь нарезать видео на отдельные доклады, вот и пост этот начала писать по горячим следам, а дописываю с большим опозданием), что авторы докладов разрешат разместить, опубликую. Совсем нет фотографий. Поняла, что этим вопросом надо заниматься более авторитарно и системно, если хочешь что-то сохранить на память. Понадеялась на ребят, на то, что они захотят оставить на память для себя какие-то моменты конференции и подключатся к фото и видеосъемке. Обращалась к классным руководителям с просьбой привлечь для этой цели родителей и пополнить таким образом фото и видео архивы классов. В общем, урок на будущее.
Проблема 3. Экспертное оценивание.
Работа экспертов в образовании — это вообще отдельная тема (давно вынашиваю идею сообщения, возможно, когда-нибудь напишу). Обсудив идею и формат конференции как промежуточной аттестации с руководителем структурного подразделения и администраторами, четко прописав критерии оценивания и механизм работы экспертов, я посчитала, что этого вполне достаточно для объективного оценивания докладов. Оказалось, что нет. Если человек не сетевой изначально, если он слабо знаком с форматом TED-конференции, ему крайне сложно объективно оценить ту колоссальную работу, которую проделал каждый участник конференции. Поэтому взгляд у разных людей на одни и те же вещи будет сильно отличаться. То, что один называет "опора на личный опыт при иллюстрировании обществоведческих понятий", другому видится как "бытовой характер аргументации". А потому вопрос "как готовить экспертов для оценивания таких форм работы" для меня остался открытым. Открытым остается и вопрос о весе отметки, полученной на конференции, ее влиянии на годовую отметку по курсу.
Проблема 4. Что дальше?
Совсем не хочется, чтобы суета выпускного для уже одиннадцатиклассников года не помешала бы закрепить достигнутое. Идеи есть. Разные. К примеру, одну из них уже чуть-чуть задела в комментариях в электронной тетради +Арина Голоднова.
P.S. +Yuri Eelmaa в сообщении своего блога представил возможную схему построения образовательной среды. Цитирую: "...по сути всю свою деятельность можно отнести к 3 категориям: Управление информацией, Создание контента и Взаимодействие". Попробую кратко спроецировать эту триаду на прошедшую конференцию.
Кто-то справлялся со своими страхами самостоятельно, кто-то писал мне на почту или в Google+, кто-то подходил на очные консультации. Все трудности, с которыми столкнулись учащиеся, можно условно разделить на несколько групп.
Трудность 1. Выбор темы. Это самый первый этап в подготовки доклада, но именно он вызвал наибольшие трудности и многих учащихся. Согласно требованиям к докладу, он должен быть небольшим по времени (ориентир — 5 минут, большая длительность доклада должна быть логически и содержательно обоснованной), соответствовать стилю докладов на конференции TED и, что очень важно, быть тематически связанным с одной из изученных в учебном году тем обществоведческого курса, раскрывать какой-то аспект темы. Других ограничений — ни по структуре доклада, ни по средствам его визуализации, ни по содержанию — не было. И, на мой взгляд, именно отсутствие привычного списка тем стало главным затруднением на начальном этапе подготовки. Приведу фрагмент одного из писем, подтверждающих это: "Вы дали неимоверный простор для размышлений, к которому никто из нас не привык. Мы почти 10 лет готовили доклады, которые не предусматривали отклонения от строго заданной темы, это тоже играет немаловажную роль. Признаться, я всегда хотела, чтобы в подобных выступлениях было предусмотрено больше свободы для творчества и собственных рассуждений докладчика. Нас учили только зубрить и пересказывать чужие мысли, которые иногда хотелось даже опровергать. Теперь Вы дали эту свободу, и пришло смятение. Что с ней делать? Как применить? Сложно понять".
Что получилось в итоге. Выбирая тему, большая часть учащихся пошли индуктивным путем: оттолкнувшись от исторического факта, примера из современной социальной реальности или личного опыта, они попытались соотнести конкретное, частное с общим — понятием, проблемой, темой обществоведческого курса. Остальные пошли противоположным — дедуктивным — путем, взяв за основу какую-то современную социальную проблему или явление, конкретизируя свой выбор примерами.
Помню, как в первые дни один ученик был озадачен вопросом: "А что, если темы докладов будут повторяться: нас же много, а потому вероятность повтора существует?". Из 44 представленных на конференции докладов, 6 были прямо (и еще несколько — косвенно) посвящены разным видам зависимости (от интернета, от рекламы, от наркотиков и пр.), но каждый из них был индивидуален: по структуре, аргументации, средствам визуализации. Работая в течении учебного года в условиях открытого информационного пространства, многие учащиеся поняли: сила в индивидуальности, копипаст не работает на результат.
Трудность 2. Визуализация доклада. Дело даже не в способе визуализации (за прошедший учебный год многие попробовали работать и в Prezi, и плэйкасты делали, и скрайбинг рисовали), а в том, что непросто разом уйти от стереотипа, существующего не только среди учащихся, но и среди многих взрослых: весь основной текст доклада разместить на слайдах презентации, в результате чего выступление сведется к чтению слайдов. Но формат визуализации докладов на конференциях TED совершенно иной. Зачастую это всего несколько слайдов с минимальным количеством текста, либо вообще без него, которые усиливают впечатление от доклада, делают его ярче, позволяют донести информацию до зрителя максимально эффективно.
Считаю одним из самых значимых результатов конференции, что большинство учащихся сумели успешно преодолеть эту трудность. Презентаций с избыточным текстом практически не было. Да, не всегда созданные слайды работали на раскрытие отдельных тезисов доклада, однако произошло понимание того, что визуальное сопровождение — это не только текст, но и изображения, схемы, диаграммы, таблицы, видео и пр. А это уже немало. Хочется верить, что это понимание не ограничится рамками конференции, что произойдет перенос полученного знания на другие учебные ситуации (ведь произошел же в течение года перенос умений работать в рамках изучения курса обществознания с сервисами Web2.0 на другие дисциплины: есть примеры, когда отдельные учащиеся использовали эти сервисы на других предметах).
Трудность 3. Страх перед публичным выступлением. Формат конференции предусматривал выступление со сцены. При этом зрителями были не только одноклассники, но и учащиеся из параллельного класса, а также приглашенные педагоги, администраторы. Кроме того, значительная часть выступлений еще и записывалась на видеокамеру. При этом опыт публичных выступлений у ребят был очень разный, а у кого-то он отсутствовал вовсе.
О том, насколько десятиклассники смогли преодолеть эту трудность, можно прочитать, к примеру, в электронной тетради +Арина Федякина: "Лично меня эта работа заставила побороть свой страх перед сценой, так как я с класса 8, не хотела публично выступать, но эта работа доказала, что я могу это сделать и это не так то сложно".
То, что большинство учащихся смогло достойно справиться с возникшими в процессе подготовки к конференции трудностями — уже значительный результат. Помимо этого, на мой взгляд, можно отметить еще несколько важных моментов.
1) Использование Диска Google в процессе подготовки к конференции.
Всем желающим было предложено предварительно разместить текст своего доклада (и/или презентацию к нему) на Диске, открыть доступ (мне и/или одноклассникам) с целью обсуждения, определения сильных и слабых сторон доклада. Этой возможностью воспользовались 25% учащихся. Сейчас могу сказать о своих эмоциях: с трепетом открывала тексты, с восхищением их читала, правила, задавала вопросы, что-то предлагала, а потом с восторгом наблюдала развитие диалога и совершенствование работы конкретного ученика. При этом использовались различные способы работы с документом: совместная работа в "теле" документа, комментарии к документу, чат.
2) Почти полный уход от использования внешних носителей во время конференции, демонстрация визуального сопровождения с помощью средств интернета.
Ссылки на визуальное сопровождение к докладу собирались заранее через Google-форму, презентации на флешках принесли единицы. При этом, один ноутбук стоял прямо сцене, еще несколько — в зале. В конференц-зале был организован WiFi-интернет, а потому выступающий на сцене ученик мог управлять визуальным сопровождением своего доклада самостоятельно, с ноутбука, стоящего на сцене, либо попросить кого-то помочь ему, используя один из ноутбуков, стоящих в зале. К сожалению, интернет-соединение не всегда было стабильным, но это уже системная проблема гимназии. В рамках данного мероприятия кафедра информатики приложила немало усилий, чтобы обеспечить техническую поддержку конференции.
3) Оценивание докладов через Google-форму.
Критерии оценивания были опубликованы заранее. Приглашенные на конференцию педагоги и администраторы гимназии на каждый прослушанный ими доклад заполняли Google-форму. Через таблицу ответов к форме я могла оперативно получать информацию о баллах, полученных тем или иным учеником. Кроме того, ученики тоже принимали участие в оценивании, и делали это тем же способом, что и эксперты.
После конференции все желающие получить подробную расшифровку оценивания своего доклада, могли это сделать, обратившись ко мне через почту, либо через Google+. Я просто делала из таблицы ответов на форму выборочный скриншот баллов, выставленных конкретному ученику.
Все изложенное выше совершенно не означает, что конференция прошла идеально, и все задуманное удалось реализовать. Ряд проблем так и повисли в воздухе и по сей день являются для меня предметом размышления.
Проблема 1. Оптимальность сроков проведения конференции.
День конференции был назначен на 29 мая. С одной стороны, я стремилась максимально отодвинуть срок конференции, чтобы к этому моменту завершились итоговые контрольные работы по другим предметам, и учащиеся смогли полностью сосредоточиться на подготовке к конференции. Это был полностью свободный от уроков день (думаю, что многие коллеги сталкивались с такой ситуацией: конец четверти и/или года, оценки выставлены, а учебный процесс должен идти, и многие учителя маются: чем же занять детей в такой ситуации; конференция в этом плане помогла достойно завершить учебный год). И это плюс. С другой стороны, такое отодвигание даты на самый конец учебного года затрудняет последующие подведение итогов и рефлексию. К примеру, большинство презентаций без текстов докладов дают крайне мало информации о его содержании. На призыв к учащимся разместить тексты докладов в своих электронных тетрадях, а также поделиться своими личными впечатлениями о конференции откликнулись немногие. Действительно, учебный год закончен, оценки выставлены, педсовет о переводе состоялся, какая еще может быть работа? И здесь мы сталкиваемся с мотивацией учащихся. Там, где мотивация внутренняя, где работа не ради отметки, а на результат, дело доведено до логического завершения. В условиях преобладания внешней мотивации, рассчитывать на подобный результат не приходится.
Сюда же можно отнести и продолжительность проведения конференции. Два класса, 44 докладчика, перерывы на чайно-кофейные паузы (спасибо родителям ребят), краткий обзор докладов по каждому блоку. Итог — очень затянуто по времени. Наверное, надо все-таки (тем более, что это промежуточная аттестация) делать по классам? Не знаю.
Проблема 2. Цифровой след конференции.
Есть сообщения блога, есть страницы мероприятия и сайта. Есть подборка презентаций и других средств визуализации докладов. Текстов докладов мало, написала выше. Правда, у меня есть 11 рабочих версий докладов, но доступ к ним ограничен авторами. Есть немного необработанного видео — то, что заснял инженер гимназии (к сожалению, ряд очень ярких докладов остались вне видеосъемки). Обрабатывать будем уже в новом учебном году (это снова к проблеме 1: конец учебного года, ЕГЭ, выпускной класс у меня, отпуска — в итоге так и не забрала и не обработала видео, хотя среди учеников были желающие помочь нарезать видео на отдельные доклады, вот и пост этот начала писать по горячим следам, а дописываю с большим опозданием), что авторы докладов разрешат разместить, опубликую. Совсем нет фотографий. Поняла, что этим вопросом надо заниматься более авторитарно и системно, если хочешь что-то сохранить на память. Понадеялась на ребят, на то, что они захотят оставить на память для себя какие-то моменты конференции и подключатся к фото и видеосъемке. Обращалась к классным руководителям с просьбой привлечь для этой цели родителей и пополнить таким образом фото и видео архивы классов. В общем, урок на будущее.
Проблема 3. Экспертное оценивание.
Работа экспертов в образовании — это вообще отдельная тема (давно вынашиваю идею сообщения, возможно, когда-нибудь напишу). Обсудив идею и формат конференции как промежуточной аттестации с руководителем структурного подразделения и администраторами, четко прописав критерии оценивания и механизм работы экспертов, я посчитала, что этого вполне достаточно для объективного оценивания докладов. Оказалось, что нет. Если человек не сетевой изначально, если он слабо знаком с форматом TED-конференции, ему крайне сложно объективно оценить ту колоссальную работу, которую проделал каждый участник конференции. Поэтому взгляд у разных людей на одни и те же вещи будет сильно отличаться. То, что один называет "опора на личный опыт при иллюстрировании обществоведческих понятий", другому видится как "бытовой характер аргументации". А потому вопрос "как готовить экспертов для оценивания таких форм работы" для меня остался открытым. Открытым остается и вопрос о весе отметки, полученной на конференции, ее влиянии на годовую отметку по курсу.
Проблема 4. Что дальше?
Совсем не хочется, чтобы суета выпускного для уже одиннадцатиклассников года не помешала бы закрепить достигнутое. Идеи есть. Разные. К примеру, одну из них уже чуть-чуть задела в комментариях в электронной тетради +Арина Голоднова.
P.S. +Yuri Eelmaa в сообщении своего блога представил возможную схему построения образовательной среды. Цитирую: "...по сути всю свою деятельность можно отнести к 3 категориям: Управление информацией, Создание контента и Взаимодействие". Попробую кратко спроецировать эту триаду на прошедшую конференцию.
- Управление информацией. Выбор темы, отбор понятий, проблем, фактов для доклада.
- Создание контента. Написание текстов доклада. Создание средства визуализации доклада. Размещение созданных материалов в Сети.
- Взаимодействие. Совместная работа над текстами доклада. Индивидуальное и групповое консультирование. Обсуждение возникающих проблем и путей их решения.
Можно дополнить каждый из блоков использованными учителем и учащимися сервисами. Я правильно поняла идею? И, как вывод, интерпретация вопроса автора: смогла ли в данном случае школа стать для учащихся тем институтом, который помогает ученику формировать свою осознаваемую PLE?
Мария, какая классная идея! Обязательно возьму на заметку.
ОтветитьУдалитьА я решила использовать презентации TED при подготовке учителей и воспитателей к конкурсам профессионального мастерства.
Елена, это здорово! Действительно, ролики TED, отлично подойдут для этих целей! Логика построения речи, используемые средства выразительности языка, особенности презентационного сопровождения, поведение докладчика, невербальные средства общения - всё это является отличным материалом для анализа и с педагогами тоже. Поделитесь опытом потом? Как всё получится? С удовольствием добавлю на сайт.
Удалить