Вот уже пять лет промежуточная аттестация учеников 10-х классов нашей гимназии по обществознанию проходит с использованием технологий смешанного обучения. Определённая часть работы выполняется дистанционно, но итогом становится устные выступления. Всё, что я писала по этой теме раньше, можно прочитать по ярлыку Аттестация.
Три последних года промежуточная аттестация проходит в формате работы над многозадачным групповым проектом. Все проекты объединяет какая-то тема.
- 2013—2014 учебный год: «На какой урок я пойду с удовольствием» (сайт аттестации);
- 2014—2015 учебный год: «Вдохновляющая презентация» (сайт аттестации);
- 2015—2016 учебный год: «Для ЕГЭ или для жизни?» (сайт аттестации).
В этом году одним из заданий аттестации было написание эссе по предложенной цитате в рамках темы, выбранной группой для своего проекта. Я не случайно начинаю писать об аттестации этого года именно с этого задания. Послезавтра выпускники 11-х классов будут сдавать ЕГЭ по обществознанию — самый популярный ЕГЭ по выбору. А потому, я надеюсь, что работы моих учеников окажутся актуальными и полезными. Понятно, что высказывания, предлагаемые для написания эссе на ЕГЭ, очень разнообразны. Однако смысл высказываний нередко строится вокруг одних и тех же тем курса, а какие-то аргументы из готовых эссе относительно универсальны и могут быть использованы при написании эссе по другим высказываниям.
По каждому заданию аттестации десятиклассники получали инструкции в блоге Электронные тетради. Т. к. в течение учебного года мы уже пробовали писать эссе, инструкции по этому заданию были очень краткими (можно прочитать здесь).
Каждое задание аттестации оценивалось по заранее известным критериям. Для большей наглядности я оформила их таблицей.
В принципе, все эссе можно посмотреть на сайте аттестации. Но я решила для удобства поиска и работы собрать воедино ссылки на все эссе, написанные в процессе аттестации, сопроводив каждое эссе наименованием позиции из кодификатора содержания ЕГЭ, в рамках которой оно было написано. По каждому эссе в скобках я даю свою оценку по критериям ЕГЭ. Оценивание проведено достаточно лояльно: ещё раз обращаю внимания на то, что авторы всех эссе — ученики 10-х классов, которые ещё только учатся выполнять данный тип задания из спецификации ЕГЭ.
Так как в 10 классе мы учились рассуждать по высказыванию на основе шаблона С. Маркина, (подробно я описывала этот шаблон здесь) неудивительно, что многие группы взяли именно этот шаблон за основу структуры своего эссе. Я не поклонница этого шаблона, но для начала работы с этим заданием спецификации ЕГЭ он является вполне подходящим вариантом (о достоинствах и недостатках шаблона С. Маркина я писала здесь).
Человек и общество
1.1 Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
«Человек — это нечаянная прекрасная попытка природы осознать саму себя» (Василий Шукшин) >>> (1—1—1)
1.3 Виды знаний
«Видеть и чувствовать - это быть, размышлять — это жить» (У. Шекспир) >>> (1—0—1)
«Искусство — попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир» (А. Моруа) >>> (1—1—1)
1.4 Понятие истины, её критерии
«Знание — сокровищница, но ключ к ней — практика» (Т. Фуллер) >>> (1—0—1)
1.5 Мышление и деятельность
«Если нет цели, не делаешь ничего; и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» (Д. Дидро) >>> (1—1—2)
«Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью» (А. Эйнштейн) >>> (1—1—1)
1.6 Потребности и интересы
«У богатого, свободного, образованного — одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного — другая» (Н. М. Амосов) >>> (1—1—1)
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
«Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты» (М. Малерб) >>> (1—1—1)
1.9 Основные институты общества
«Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь» (Э. Кассирер) >>> (1—2—1)
1.16 Понятие общественного прогресса
«Революция — варварская форма прогресса» (Ж. Жорес) >>>
(1—1—1)
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
«Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (С. Лем) >>> (1—2—1)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой) >>> (1
—2—1)
Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность
«Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель) >>> (1—1—2)
«Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (П. Блау) >>> (1—1—2)
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов) >>> (1—2—2)
3.7 Социальный конфликт
Человек и общество
1.1 Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
«Человек — это нечаянная прекрасная попытка природы осознать саму себя» (Василий Шукшин) >>> (1—1—1)
1.3 Виды знаний
«Видеть и чувствовать - это быть, размышлять — это жить» (У. Шекспир) >>> (1—0—1)
«Искусство — попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир» (А. Моруа) >>> (1—1—1)
1.4 Понятие истины, её критерии
«Знание — сокровищница, но ключ к ней — практика» (Т. Фуллер) >>> (1—0—1)
1.5 Мышление и деятельность
«Если нет цели, не делаешь ничего; и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» (Д. Дидро) >>> (1—1—2)
«Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью» (А. Эйнштейн) >>> (1—1—1)
1.6 Потребности и интересы
«У богатого, свободного, образованного — одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного — другая» (Н. М. Амосов) >>> (1—1—1)
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
«Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты» (М. Малерб) >>> (1—1—1)
1.9 Основные институты общества
«Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь» (Э. Кассирер) >>> (1—2—1)
1.16 Понятие общественного прогресса
«Революция — варварская форма прогресса» (Ж. Жорес) >>>
(1—1—1)
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
«Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (С. Лем) >>> (1—2—1)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой) >>> (1
—2—1)
Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность
«Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель) >>> (1—1—2)
«Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (П. Блау) >>> (1—1—2)
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов) >>> (1—2—2)
3.7 Социальный конфликт
«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории» (Р. Дарендорф) >>> (1—2—2)
3.9 Социальный контроль
«Человек морален, когда не из страха перед авторитетами, а вследствие высокой сознательности и солидарности в нем не может даже зародиться желание совершать преступление» (М. Л. Налбандян) >>> (1—1—0)
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
«Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон) >>> (1—2—2)
3.12 Социальная роль
«Социальный статус означает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» (М. Вебер) >>> (1—1—2)
3.13 Социализация индивида
«Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше» (У. Шекспир) >>> (1—1—2)
«В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса» (Н. Мельникова) >>> (1—2—2)
А вот как сами десятиклассники оценили эссе друг друга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий