Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

четверг, 19 апреля 2012 г.

Эссе по обществознанию. Часть 3.

Сегодня я уже внесла дополнения в часть 1: добавила еще один алгоритм для написания эссе. Алгоритм несколько отличается от предыдущих, написание эссе по нему довольно строго формализовано, такая схема имеет свои достоинства и недостатки. Подробно об этом алгоритме можно прочитать в: Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: Айрис-пресс, 2012. В книге представлены все необходимые материалы, чтобы написать эссе по предложенной схеме. В рамках же данного сообщения я попробую представить образец написания эссе по данному алгоритму: возможно, кто-то захочет воспользоваться им - если не в полном варианте, то хотя бы фрагментарно.


Базовая наука - философия.
Высказывание: «Человек противостоит природе, но вместе с тем является частью биосферы» (С.А. Хмелевская)

Далее обычным шрифтом прописаны отдельные операции алгоритма эссе, курсивом - возможный пример фрагмента эссе по данной тематике. Таким образом, если собрать весь текст, написанный курсивом, воедино, получится законченное эссе по предложенной теме. Сразу оговорюсь - при написании фрагментов эссе пользовалась не только материалами вышеназванного издания, хотя оно вполне самодостаточно, но и другими источниками.

Итак, начнем...

Определите науку, к которой относится избранное вами высказывание. Вспомните, что вы знаете об авторе избранного высказывания (когда жил, кем был и т.п.). Если об авторе высказывания вам ничего неизвестно, то дайте опредление науки, к которой относится выбранное высказывание.

Выбранное мною для рассмотрения высказывание современного российского социолога Светланы Анатольевны Хмелевской относится к философии. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.

Обозначьте общую тему, затронутую в высказывании. Приведите определение (пояснение) термина, обозначающего общую тему, и кратко охарактеризуйте его. По возможности назовите также двух-трех мыслителей, рассматривавших затронутую тему, приведите коротко их взгляды.

Общая тема, затронутая С.А.Хмелевской в ее высказывании — взаимодействие человека и природы. Человек является биосоциальным существом, высшей ступенью развития живых организмов на Земле.Он является частью природы, что проявляется в анатомии и физиологии человека. Вместе с тем, человек неразрывно связан с обществом. Его социальная сущность проявляется, к примеру, через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и пр.
О взаимоотношениях человека и природы размышляли многие мыслители. Г.Уэллс считал, что «кроме человека, нет на Земле ничего такого, что восставало бы против силы, породившей его». А.И.Герцен утверждал, что «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам». Ф.Бэкон говорил, что «природа побеждается только подчинением ей».

Зафиксируйте в связующих предложениях аспекты данной темы.

Тема взаимодействия человека и природы весьма многогранна. Природа выступает источником средств жизни и средств производства. Климат, растительный и животный мир воздействуют на человека как среда обитания. Воздействуюя на природу, человек изменяет и разрушает сложившиеся природные комплексы, а также создает новые. Взаимодействие человека и природы представляет собой единство созидания и разрушения.

Обозначьте тот аспект общей темы, к которой относится выбранное высказывание.

Я считаю, что в своем высказывании С.А.Хмелевская говорит о том, что обособившись от природы, создав «вторую природу» - культуру, человек и общество сохранили неразрывную связь с ней, ведь природа выступает естественной средой обитания человека.

Зафиксируйте в связующих предложениях вопросы данного аспекта.
Человек и общество неотделимы от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Природа была и остается фундаментом, на котором основывается общество. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй.

Обозначьте вопрос, непосредственно рассматриваемый автором.

С.А. Хмелевская в своем высказывании, по моему мнению, говорит том, что долгое время человек осуществлял свою деятельность, исходя из установки на подчинение ему природы. Это установка порождает отношение к природе как к чему-то более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, противопоставляет человека природе.

Выскажите свое отношение к точке зрения автора: согласны или не согласны или согласны частично, поясните, почему. Обязательно приведите несколько фактов, подтверждающих вашу позицию.

С точкой зрения С.А. Хмелевской нельзя не согласиться. Влияние человека на окружающую природную среду изменяет самого человека. Характер этого влияния зависит от уровня развития орудий труда, производственных технологий и т. п., от уровня развития самого человека и общества. Казалось бы, что современный уровень развития производства, науки и общества дают человеку власть над природой и защищают его от различных природных катаклизмов. Однако, природа «сопротивляется» и сама влияет на изменение человека, общества. Необдуманное, потребительское отношение общества к природе обернулось для человека экологическим кризисом (исчезновение некоторых биологических видов, загрязнение биосферы и т. п.), техногенными катастрофами (авария на Чернобыльской АЭС и т. п.), появлением ранее неизвестных болезней (СПИД, атипичная пневмония и т. п.). Использование окружающей природной среды часто приводит к негативному воздействию на природу, которое проявляется в загрязнении атмосферы, воды, почвы; в истощении окружающей природной среды, т. е. потере тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности (например, заканчиваются запасы нефти в месторождениях); а также в разрушении окружающей природной среды (примером может служить постепенное разрушение озонового слоя Земли). Следует помнить о том, существование природы и общества тесно взаимосвязано, что любой ущерб, причиненный природе, отражается на жизни человека, сокращает возможности его преобразовательной деятельности.

Буду рада, если кто-то захочет поделиться своими мыслями по поводу данного алгоритма. А, может быть, кто-то попробует воспользоваться им и написать по данному алгоритму свое эссе на другую тему?
Далее планирую выложить готовые эссе, написанные по данному алгоритму, по каждой базовой науке.
Базовая наука - экономика.

Базовая наука - социальная психология.

11 комментариев:

  1. Анонимный9 июня 2012 г., 00:03

    Дай Вам Бог здоровья!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое! Всегда актуальное пожелание, а потому пожелаю и Вам: будьте здоровы! :-)

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный9 июня 2012 г., 13:25

    Скажите, пожалуйста, конкретно сколько СЛОВ или предложений должно быть в эссе? В предложенном шаблоне 20-30 предложений. А не многовато? Уж очень большой текст получается. Он будет весь проверен? Не порежут его пополам? Или это делают только на русском?

    ОтветитьУдалить
  4. Абсолютно регламентировать объем эссе нельзя. Можно написать страницу или две, а можно ограничиться несколькими идеями, побуждающими к размышлению, если при этом вам удастся соответствовать формально определенным критериям. Количественный критерий не является критерием оценивания эссе. Как член региональной экспертной экспертной группы, могу ответственно заявить: каким бы по объему не было эссе, я обязательно его прочитаю полностью. Думаю, коллеги меня поддержат, это стандартная работа эксперта. С тех пор, как разрешили на ЕГЭ брать дополнительные бланки, регулярно приходится проверять работы, состоящие из 2 - 4 листов. Но, к сожалению, не всегда количество переходит в качество. Что касается заявленного в предложенном шаблоне объема, то давайте порассуждаем: а что лишнего Вы в нем находите? В чем избыточность эссе, приведенных в качестве примеров, написанных по этому шаблону? Что бы Вам хотелось убрать? У меня очень неоднозначное отношение именно к этому шаблону, я вижу его достоинства и недостатки. И если говорить о достоинствах этой модели эссе, то, на мой взгляд, автор шаблона максимально отрабатывает каждой структурной единицей какой-то критерий (или критерии)эссе. Мне может не нравиться эссе, написанное по этому шаблону - на уровне эмоциональных ощущений, но я не могу не признать, что если шаблон отработан полностью, то у меня как эксперта нет оснований не оценить такое эссе высоким баллом.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный9 июня 2012 г., 18:39

    Не являясь специалистом в этой области, я просто хотела выяснить именно эти подробности. Я слышала, по русскому языку компьютер "отрезал" лимит (170 слов), а остальное отправлялось в корзину вместе с самым главным содержанием. И оценка соответственно выставлялась низкая, так как считалось, что тема не раскрыта. Вот чтобы не попасть в такую ловушку, я и стала узнавать про объем. А что касается Ваших схем и шаблонов, то они по-моему, единственные в своем роде и настолько подробные , да с примерами, за что Вам Дай, Бог, здоровья еще раз! Какая уж тут критика! Низкий поклон до земли! Вот что Вам причитается!

    ОтветитьУдалить
  6. Нам сканируют всю работу - даже если на дополнительном бланке написано два-три слова, эксперт получит этот дополнительный бланк с двумя-тремя словами вместе с бланком ответов №2. Даже интересно, как компьютер высчитывает слова в эссе и отрезает их, о чем только не узнаешь... Спасибо Вам за добрые слова! Я, кстати, не восприняла Ваш предыдущий комментарий как критику, да и к конструктивной критике я хорошо отношусь, она позволяет развиваться, не стоять на месте. А шаблоны - они не мои, я просто стараюсь отслеживать все новое и интересное, что появляется по вопросам спецификации экзаменационной работы по обществознанию, типологии заданий и алгоритмам их выполнения. Другое дело, что я никогда не использую готовые образцы вслепую, я их адаптирую и перерабатываю. Те примеры, которые использую конкретно в этом сообщении, написаны мной или моими учениками в процессе подготовки к ЕГЭ.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный12 июня 2012 г., 22:11

    Мария Николаевна, скажите пожалуйста, а какой максимальный балл может быть выставлен по эссе? И , вообще, какая часть самая "урожайная"? Может есть вопросы, которые необходимо для лучшего результата решать, допустим, в первую очередь или с особой тщательностью? Неукого спросить!

    ОтветитьУдалить
  8. Максимальный первичный балл за эссе - 5 баллов. Подробно распределение баллов по критериям эссе можно посмотреть, к примеру, в демоверсии. Какой будет доля баллов за эссе при шкалировани и в 100-балльную систему, пока сказать сложно, шкала перевода появится после экзамена. Но по опыту прошлого года, 5 баллов, полученных за эссе, при переводе давали 12-13 баллов из 100, неплохо, не находите? За всю часть С максимальный первичный балл равен 26 за 9 заданий. Для сравнения, по части А 20 первичных баллов за 20 заданий, по части В 13 баллов за 8 заданий. А решать надо все. И при этом грамотно распределять время на экзамене. Удачи!

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный13 июня 2012 г., 10:03

    Ох, спасибо большое, и Вам удачи и талантливых учеников!

    ОтветитьУдалить
  10. Очень актуально,и главное системно. Обязательно буду использовать в работе.

    ОтветитьУдалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...