Во всем мире, да и в нашей стране, существует множество этнических групп, а значит, и множество различных культур. Это явление имеет свои положительные и отрицательные стороны. Многообразие культур в рамках одного государства создает отличные возможности для диалога культур. Но, к сожалению, зачастую разница культур нередко становится препятствием для взаимопонимания между различными этническими группами, а в крайних случаях - основой для этнической нетерпимости, межнациональных конфликтов. Поэтому я глубоко убеждена, что данная тема, помимо серьезного содержательного аспекта (понятие этноса, функции этносов, исторические типы этносов, тенденции в развитии межнациональных отношений), должна нести глубокую воспитательную составляющую, помогая учащимся осмыслить свое отношение к представителям других культур, оценить свое поведение и конкретные поступки, шаг за шагом формировать у себя толерантное сознание и толерантное поведение. Надеюсь, что предложенные ресурсы помогут в этом.
1) Коллаж для мотивационного этапа урока.
2) Опросы для учащихся, интерпретация данных которых на уроке может стать как элементом мотивации, постановки проблемы урока, так и частью рефлексии.
1) Коллаж для мотивационного этапа урока.
Учащимся демонстрируется коллаж и задается вопрос: что вы можете сказать о людях, которые изображены на коллаже? Что их объединяет? Что лежит в основе различий между ними? Обобщая ответы учащихся, происходит формулировка темы урока, постановка и принятие целей.
2) Опросы для учащихся, интерпретация данных которых на уроке может стать как элементом мотивации, постановки проблемы урока, так и частью рефлексии.
- Опрос на тему "Межнациональные и межгосударственные отношения" проводился Аналитическим центром Юрия Левады "Левада-центр" в августе 2004 г.
- Методика "Житейские диалоги".
- межпоколенческой - диалоги 2 (В семье) и 7 (В метро)
- межличностной - диалоги 6 (В Эрмитаже) и 8 (На сеансе у психолога)
- межэтнической - диалоги 4 (При поступлении на работу) и 9 (В ЖЭУ)
- межкультурной - диалоги 3 (В студенческой столовой) и 10 (За границей)
- межконфессиональной - диалог 5 (На даче)
- социально-экономической - диалог 1 (В школе)
Можно также составить опросы на основе проводимых газетой "Комсомольская правда" (либо использовать их результаты для обсуждения с учащимися):
- Русские смелые, евреи умные, а татары добрые? // Комсомольская правда. 2007. – 6 апреля.
- Русских считают щедрыми пьяницами. А мы – просто терпеливые лодыри // Комсомольская правда. 2005. – 1 сентября.
4) План-конспект урока по теме: "Толерантность", созданный в рамках конкурса: "Права детей. всегда ли они соблюдаются взрослыми?". Урок занял II место на конкурсе.
5) Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
6) Тексты с пропусками.
7) Проверочный тест.
5) Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- Культура народов мира. Интерактивная игра.
- Народы мира. Интерактивная игра.
- Решение межнациональных конфликтов. Интерактивная игра.
6) Тексты с пропусками.
7) Проверочный тест.
Комментариев нет:
Отправить комментарий