Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

суббота, 8 января 2022 г.

Как организовать онлайн-марафон

Последние годы меня, помимо прочего, интересуют две темы:

  • как можно использовать работающие бизнес-модели в образовании (при условии, что работаю я в государственной, а не в частной школе);
  • можно ли во взрослом возрасте научиться чему-то, о чём мечтал в детстве, но тогда тебе все вокруг говорили, что у тебя нет способностей.
Между этими двумя темами есть прямая связь: я рисую акварелью. И делаю это, преимущественно по онлайн-урокам различных школ рисования.
У любого рисовального марафона есть определённые признаки.
  • Ограниченные сроки проведения. Обычно это от двух недель до месяца. По окончании этих сроков доступ к урокам можно продлить за отдельную цену.
  • Единая «точка входа». Аккаунт онлайн-школы в социальной сети или, что чаще ‒ сайт школы. Именно там появляются видеозаписи всех уроков, а социальные сети выступают в качестве средства распространения информации о марафоне.
    Источник
  • Общая тема. Она может быть разной. Приурочена к времени года, к какому-то празднику. Или просто о чём-то, что вызовет интерес у аудитории. К примеру, марафон, коллаж из моих работ к которому вы видите, назывался «Воздушная акварель»
  • Поддержка сообщества. Можно смотреть работы других участников марафона по хэштегам в соц.сетях. Лайки, комментарии от других участников (а порой и от педагога марафона или аккаунта школы рисования, которая его проводит) поддерживают мотивацию и придают уверенности в себе.
  • «Плюшки» на выходе. Обычно марафон ‒ это ещё и конкурс с призами, которые представляют хотя бы мало-мальскую значимость для участников. За марафон «Воздушная акварель» я получила в качестве приза скетчбук известного российского бренда, а самым значимым для меня призом, который я выиграла в прошлом году в марафоне «По следам импрессионистов», была акварель педагога ‒ автора марафона.
Впервые я попробовала реализовать идею подобного марафона со своими учениками в июле 2020 года. Из-за пандемии были перенесены сроки ЕГЭ, мне хотелось поддержать выпускников, которые прожили несколько месяцев в неопределённости. А потому первый мой марафон назывался «Успеть всё». К участию в марафоне приглашались все желающие выпускники 11 гимназии, в которой я работаю, сдающие ЕГЭ по обществознанию. Продолжительность марафона ‒ 1 неделя. Каждый день ‒ новая активность.
Пример работы
участницы марафона
по заданию 1
День 1
. Задание 
«Колесо баланса» (описание).
День 2. Задание «Кроссворд» (описание).
День 3. Задание «Quizlet» (описание).
День 4. Задание «Вопросы» (описание).
День 5. Задание «Quizizz» (описание).
День 6. Онлайн-буткемп (материалы). Онлайн-интенсив. Четыре занятия в zoom по 1,5 часа каждое с перерывами по 30 минут по разным аспектам спецификации ЕГЭ. Любой выпускник мог выбрать занятие по той теме, которая ему необходимо, или даже участвовать в нескольких занятиях сразу (были выпускники, которые выдержали все 4 занятия!).
Фото с оффлайн-буткемпа
День 7
. Оффлайн-буткемп
 (материалы). Я была очень рада, когда накануне ЕГЭ мне разрешили провести интенсив в оффлайн-режиме при условии, что на нём будет до 10 выпускников. Приглашение получили самые активные участники марафона. Устав от нескольких месяцев работы в дистанте, выпускники так радовались этой встрече, что проработали 5 часов без перерыва (разумеется, виды деятельности сменяли друг друга). Это была моя первая попытка буткемпа в оффлайне (потом я не раз ещё буду использовать этот формат, в том числе, как способ поощрения активности учащихся: это такая чудесная возможность погрузиться в тему с небольшим количеством учеников с высокой мотивацией к обучению).


Этот первый опыт убедил меня в том, что, планируя подобные активности, вполне можно идти по вышеуказанным признакам онлайн-марафонов, адаптировав их под свой предмет.
  • Ограниченные сроки проведения. Самые короткие марафоны длились одну неделю, самый длинный ‒ 25 дней.
  • Единая «точка входа». Поскольку с 2014 года мы подключили корпоративный домен в GoogleWorkspace, то площадкой для любой активности по предмету у меня является сервис GoogleКласс. Именно там публикуется вся организационная информация по каждому марафону, его условиям, ходу, результатам.
  • Общая тема. Два года подряд я начинаю учебный год марафоном «Вспомнить всё». Организация повторения ранее пройденного материала, подготовка к входному контролю. В 2021 г. я повторила марафон «Успеть всё» для выпускников перед ЕГЭ по обществознанию. И также дважды в декабре я провожу предновогодний марафон.
  • Поддержка сообщества. Я работаю в 9‒11 классах. И все внеурочные активности, в том числе марафоны (за исключением марафона «Успеть всё») даю сразу на все три параллели. БОльшая часть работ участников марафона находится в доступе, как минимум, всем пользователям домена гимназии, а потому ученики могут видеть работы друг друга. В рефлексии по итогам марафонов участники не раз отмечали ценность этого момента. Кроме того, пока идёт марафон, я регулярно пишу в GoogleКласс мотивирующие сообщения по его ходу, а также стараюсь комментировать работы каждого участника (что, по словам старшеклассников является для них дополнительным стимулом  к участию).
  • «Плюшки» на выходе. Все мои внеурочные активности безоценочные. Это моя принципиальная позиция. Однако каждый раз я придумываю какие-то способы поощрения. Сертификаты с разными привилегиями (повысить оценку на балл, не выполнить домашнее задание, получить подсказку учителя на контрольной работе и т. п.), какие-то небольшие подарочки.

Кроме этих, традиционных и для бизнес-марафонов, признаков, с опытом я поняла, что важны ещё и другие моменты.

Новые учебные сценарии. Задания марафона не должны повторять то, что ученики и так видят на уроках. Сами задания уже должны носить мотивирующий характер, чтобы их захотелось выполнять. При этом ученик должен понимать, зачем ему необходимо это делать (ведь участие во всех марафонах сугубо добровольное, а неучастие не влечёт никаких негативных санкций).

Афиша одного из марафонов
Инструменты. Поскольку марафон проходит в онлайн-формате, необходимо позаботиться не только о разнообразии заданий, но и о разнообразии сервисов и инструментов, которые используются по ходу марафона. К примеру, вот список сервисов с марафона, афишу которого вы видите слева.
Эксперимент и анализФормат марафона в школе ‒ это своего рода эксперимент. А потому педагог должен планировать его, понимать цели и задачи. А потом анализировать самостоятельно и побуждать к этому учащихся.

Лист с наклейками
В декабре 2021 года я провела, пожалуй, самый яркий по впечатлениям марафон
«Предновогоднее обществознание». Описание условий марафона можно прочитать здесь. Идею марафона сформулировала на основе публикации педагога из Ленинградской области Александры «Как мотивировать учеников» (ссылкаи отсылки к промо-буклетам из супермаркетов, в которые мы когда-то собирали наклейки (не знаю, у кого как. у меня сейчас все подобные акции переместились в виртуальный формат). Для меня этот марафон стал спасением от выгорания, которое накрывает многих в конце года.

Пример листовки,
заполненной наклейками
Чем ещё запомнился этот марафон, помимо необычного подхода к учёту результатов (наклейку получал каждый, кто выполнил очередное задание, вне зависимости от его сложности и качества выполнения)?
1. Количеством заданий. За 25 дней марафона я дала 19 заданий (плюс задания на буткемп): не ожидала от себя такой плодовитости. Но начав, уже не смогла остановиться.

2. Вовлечённостью участников. Обожаю своих учеников. Я не представляю, как они могли находить время для выполнения заданий в предновогодней гонке (но, видимо, раз я находила время, чтобы их придумывать, то и они находили время для выполнения), но многие выполнили все или почти все задания! В таблице продвижения можно увидеть все задания, а также некоторые работы учеников (там, где они сами открыли к ним доступ).

3. Мотивацией участников. Поскольку два возможных поощрения были связаны с оценками, я думала, что марафон станет для многих средством поправить своё положение в конце четверти/полугодия. Однако в марафон включились ученики, которых оценка вообще не интересовала (у них и так всё в порядке) и даже одна первокурсница (выпускница нашей гимназии написала мне, попросив дать ей доступ к таблице, и выполнила все задания!). В первые дни подслушала на перемене разговор двух учеников:
‒ Ты на что собираешь наклейки?
‒ Я ‒ на «пятёрку», а ты?
Да ну, её, эту «пятёрку», я её и на уроке могу заработать, я буду копить на подарок-сюрприз!
В итоге во время марафона я выдала подарков-сюрпризов гораздо  больше, чем вариантов поощрений с отметками вместе взятых. А когда в конце марафона я написала письмо самым активным участникам, предложив, что я, как Дед Мороз, готова исполнить какое-то их желание (посильное мне, разумеется), думаете, у меня просили «пятёрок»? Конечно, нет. Одна попросила дать возможность использовать пять оставшихся наклеек в следующей четверти, двое попросили разрешения не писать контрольную работу, пропущенную по болезни, ещё двое захотели в подарок какую-то мою акварельную работу на память, несколько человек сказали, что будут рады любому сюрпризу, а трое попросили порекомендовать им книги по определённой, интересующей их, тематике. 

Стикерпак
4. Творчеством участников. Порой, проверяя работы участников, я плакала. Это счастье учителя ‒ такие ученики. Столько творчества проявлено при составлении ими собственных заданий по теме марафона в разных сервисах или вопросов для воскресного теста в Stories. А лучшие стикеры, созданные ими, вошли в стикерпак, который был подарен всем участникам, которые смогли собрать в своей листовке 12 видом наклеек (наклейки выдавались рандомно).

5. Взаимным доверием и сотрудничеством учеников и учителя. Изначально каждый из трёх призов в листовке можно было собрать только один раз. Но сразу несколько учащихся (из числа тех, кого оценки вообще не интересовали), получив первый подарок-сюрприз, уговорили меня разрешить им повторный сбор наклеек именно на подарки. Затем последовали просьбы разрешить дарить наклейки другим ученикам. Сначала меня эта просьба поставила в тупик. Но ведь дарение не было изначально запрещено, речь шла только о возможном обмене (в какой-то день меня спросили: а не слышала ли я о том, как кто-то пытался продать свои наклейки?), а потому, разрешено. И вот это уже вопрос доверия к учителю. Что он адекватно отреагирует на такие просьбы и найдёт выход. Но ведь и я работала с учениками на доверии. Все дни марафона доступ к таблице продвижения был на редактировании у всех. Уследить за всем невозможно, а потому при желании могли бы быть попытки подрисовать себе ячейки за невыполненные задания, или перекрасить их так, словно они ещё не получили наклейку. Могли бы, но не сделали. И это очень круто, как мне кажется. И буткемп по итогам марафона тоже готовили вместе: что-то сделала я, но бОльшую часть сделали сами старшеклассники. И в рефлексивной анкете предложили идеи для следующего марафона. Налицо работа принципа из доклада Говарда Рейнгольда на TED «Докажи, что тебе можно доверять, и я буду сотрудничать» (ссылка).

В общем, в ближайшее время не собираюсь отказываться от этого формата. Да, это очень трудозатратно. Но оно того стоит. И вот это, как мне кажется, настоящая внеурочная деятельность и настоящая индивидуализация процесса обучения.

2 комментария:

  1. Ох, Маша, огромное спасибо за подробное описание сценариев и идей марафонов и выводы по результатам.
    Грандиозный труд, но он того стоит.
    Пока пробежалась рандомно по ссылкам, материалы надо изучать вдумчиво и внимательно. Но захрд от реального кейса, как у тебя часто бывает, очень функционален, а подход, как всегда, фундаментальный.
    Спасибо, Мастер!

    ОтветитьУдалить
  2. Мария, Вы педагог со своей системой обучения и воспитания. У Вас не только обучающиеся учатся, но и педагогом есть что взять в свою копилку практик. Спасибо за интересный опыт.

    ОтветитьУдалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...