Традиционно практика преподавания общественных дисциплин основана на дедуктивном способе, при котором происходит переход от общих понятий, проблем, теорий к конкретным примерам из истории и современной социальной реальности. При этом отработке обществоведческого материала на конкретных примерах уделяется, как правило, очень мало времени. В результате, большинство учащихся слово "пример" воспринимают как синоним слова "аргумент", а после, выполняя задания С6 (задание на конкретизацию) и С9 (эссе), сталкиваются с проблемой подбора материалов для конкретизации общих, абстрактных рассуждений частными примерами. То есть, опыт индуктивных рассуждений крайне мал, учащиеся испытывают затруднения как в подборе частных примеров, так и в переходе от этих примеров к общим рассуждениям. Личный социальный опыт учащихся еще невелик, что не позволяет использовать его для конкретизации большинства вопросов. Кроме того, при опоре на личный опыт, учащиеся зачастую используют бытовой язык, испытывая трудности в формулировках.
Наиболее известны учащимся факты современной социальной реальности, о которых они слышат, читают, современниками, а, быть может, и свидетелями, очевидцами которых они являются. Однако, в большинстве случаев учащиеся не могут грамотно предъявить известные факты, правильно соотнеся их с той или иной темой обществоведческого курса, и, тем более, прокомментировать их.
Таким образом, выявление и обобщение типичных социальных фактов является одной из проблем в преподавании обществознания. Это сообщение — попытка поиска решения данной проблемы через использование недавних событий, связанных с падением метеорита как факта социальной реальности и личного опыта учащихся для иллюстрирования этим фактом конкретных тем обществоведческого курса.
События 15 февраля 2013 г., когда многие жители Челябинска стали невольными свидетелями падения метеорита, вызвали бурю обсуждения в Сети. Но, помимо видео-фейков, демотиваторов и прочих продуктов экранной культуры, которыми наводнены социальные сети, с первых дней появляются попытки школьных учителей использовать данный пример как объект изучения, иллюстрацию теоретических знаний по различным предметам. Физики оценивают пиковую освещенность, примерные массу и размер этого небесного тела на основе роликов, отснятых видеорегистраторами, астрономы рассуждают о возможностях прогнозирования и отклонения подобных объектов. Но, несмотря на природный характер этого явления, нельзя не отметить связь самого события и реакции на него с рядом тем обществоведческого курса. Поэтому, как учитель обществознания и очевидец событий 15.02.2013 г., я тоже не смогла остаться в стороне, решив, что падение метеорита может стать отличным поводом для самостоятельной работы учащихся по отдельным темам обществоведческого курса. Полная версия задания и таблица со ссылками на все ученические работы опубликованы здесь.
Наиболее известны учащимся факты современной социальной реальности, о которых они слышат, читают, современниками, а, быть может, и свидетелями, очевидцами которых они являются. Однако, в большинстве случаев учащиеся не могут грамотно предъявить известные факты, правильно соотнеся их с той или иной темой обществоведческого курса, и, тем более, прокомментировать их.
Таким образом, выявление и обобщение типичных социальных фактов является одной из проблем в преподавании обществознания. Это сообщение — попытка поиска решения данной проблемы через использование недавних событий, связанных с падением метеорита как факта социальной реальности и личного опыта учащихся для иллюстрирования этим фактом конкретных тем обществоведческого курса.
События 15 февраля 2013 г., когда многие жители Челябинска стали невольными свидетелями падения метеорита, вызвали бурю обсуждения в Сети. Но, помимо видео-фейков, демотиваторов и прочих продуктов экранной культуры, которыми наводнены социальные сети, с первых дней появляются попытки школьных учителей использовать данный пример как объект изучения, иллюстрацию теоретических знаний по различным предметам. Физики оценивают пиковую освещенность, примерные массу и размер этого небесного тела на основе роликов, отснятых видеорегистраторами, астрономы рассуждают о возможностях прогнозирования и отклонения подобных объектов. Но, несмотря на природный характер этого явления, нельзя не отметить связь самого события и реакции на него с рядом тем обществоведческого курса. Поэтому, как учитель обществознания и очевидец событий 15.02.2013 г., я тоже не смогла остаться в стороне, решив, что падение метеорита может стать отличным поводом для самостоятельной работы учащихся по отдельным темам обществоведческого курса. Полная версия задания и таблица со ссылками на все ученические работы опубликованы здесь.
Хочу познакомить своих читателей с наиболее интересными, на мой взгляд, работами по различным темам курса обществознания.
Тема "Истина и ее критерии".
Тема "Истина и ее критерии".
- Работу выполнила +Екатерина Пирожкова (10 класс).
Автор работы смогла определить оптимальный для выполнения задания тип фактического материала. Кроме того, достоинствами этой работы являются умение ее автора грамотно провести грань между описанием модели социальной ситуации и теоретическим рассуждением.
Тема "Формы и разновидности культуры"
- Работа ученицы 11 класса Ким Натальи.
Работу отличает логика и стройность изложения (я бы сказала, что это практически готовое эссе), оригинальность суждений, некоторая парадоксальность (сначала автор уже почти убеждает нас в том, что по всем основаниям мы можем отнести творчество, связанное с метеоритом, к народной культуре, а потом последовательно опровергает свои же аргументы, делая прямо противоположный вывод).
Тема "Роль СМИ в жизни общества".
- Коллективную работу выполнили ученики 11 класса Панкратов Илья, Струнина Валерия, Тетерин Артем, Медведевская Анастасия.
Это отличный пример эффективной коллективной работы, когда у кажлого члена команды есть своя роль и не возникает "проблемы безбилетника". Интересна идея и осуществление этой работы. Девушки, увлекающиеся французским языком, услышали передачу на французском радио, где парижанам задавали вопросы о ситуации в России в связи с метеоритом. так родилась идея. Съемки ролика проходили в воскресенье (!) в школе (!!), в которую ребята попали, уговорив вахтера в необходимости своей работы (!!!).
- Работа ученицы 11 класса Петровой Дианы
Оба ролика хороши не просто тем, что авторы умело иллюстрируют основные функции СМИ примером с метеоритом, но делают это, не называя самих функций (они буквально "читаются" в содержании роликов), то есть, здесь происходит мыслительная операция, которую я бы выразила таким примером: факт ⇨ теория = опыт. И это становится реальным за счет возможностей видео как средства визуализации.
- И, напоследок, стихи. Всегда очень скептически относилась к работам в стихах, считая, что в погоне за рифмой, очень серьезно страдает содержание. Но эта работа вполне гармонично сочетает в себе и то, и другое. Работа ученика 9 класса Субботина Максима.
Все представленные в этом сообщении работы отличает точность и корректность описаний социальных фактов (или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании понятиям, процессам, проблемам социальных наук. Рассуждения отличаются содержательной и логической корректностью. При этом, некоторые работы построены по индуктивному принципу, другие — по дедуктивному.
Разумеется, приведенные примеры работ не являются единственными в своем роде удачными работами. Еще немного примеров успешной конкретизации собрала на отдельном листе сводной таблицы. Для удобства просмотра работы сгруппированы по темам курса.
P.S. Очень долго отбирала работы для публикации — и в сообщении, и в таблице. Все же, очень требовательный я учитель...
Мария, ОЧЕНЬ содержательно! Столько информации для размышления...
ОтветитьУдалитьСПАСИБО!
Ольга Фёдоровна, спасибо большое! Ваш отзыв очень ценен для меня.
Удалить