Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

вторник, 29 января 2013 г.

Использование роликов TED в учебном процессе №1

Не так давно открыла для себя ролики TED.  Понимаю, что сообщений про ролики TED будет не одно, и не два, хотя пока совсем не понимаю логику и структуру изложения. А пока — мой скромный опыт использования роликов TED в качестве обучающего видео на уроках и для организации самостоятельной работы учащихся по обществознанию. 
Начну с того, почему TED? Что дает использование этих роликов с докладами для изучения обществоведческого курса?
1) Согласно Примерной программе среднего (полного) общего образования по обществознанию, одним из требований к уровню подготовки выпускников является его умение работать (осуществлять поиск, анализировать, систематизировать, выделять факты и мнения и пр.)  с социальной информацией, представленной в различных знаковых системах (в т.ч., аудиовизуальный ряд). Доклады TED являются неадаптированными источниками социальной информации, на материалах которых можно формировать указанные программные умения.
2) Каждый ролик — это доклад, публичное выступление. поэтому с ним можно работать не только с точки зрения предметного содержания, но и со стороны публичного выступления, а именно:
  • использование докладов как образцов публичных выступлений, демонстрация на их примере тех или иных риторических приемов, которые использует докладчик (в идеале — обучать риторическим приемам, минимально — распознавать);
  • выделение основных смысловых частей доклада: преамбулы (введения), основной части, заключения;
  • определение целей доклада, точки зрения оратора и тех аргументов, которые он приводит для ее обоснования.
Теперь о примерах использования докладов TED. Первым роликом TED, который я увидела, был Ривз: Воскрешая детство: играем с энциклопедиейПоразили формат, идея, харизма докладчика.  На основе этого ролика дважды сыграла с учениками разных классов в игру, которую назвали с легкой руки автора доклада "Чимборасо!". Первый раз — в рамках изучения темы "Общество и природа", стартовав с понятия "Природа". Другой класс играл в рамках темы "Виды деятельности", и точкой входа было слово "Игра".
Этот ролик зацепил многих педагогов самых разных учебных дисциплин. Действительно, он очень универсален, ведь стартовать в игре с Википедией можно с любого понятия. 

Следующий роликом TED, с которым захотелось поработать, не заставил себя ждать. Адора Свитак: Чему взрослые могут научиться у детей. Этот доклад положил начало работе с одноименной темой: Чему взрослые могут научиться у детей №1. №1, потому что надеюсь, что будет и №2, а, возможно, и №3, №4... №1 выполняли в рамках изучения темы "Многообразие путей и форм познания мира", №2 планирую сделать, связав с темой "Возраст и становление личности".  Окрыленная работами учащихся, выполненными по материалам этих роликов, с удовольствием пошла учиться на онлайн-курс "Сотрудничество, самоорганизация и самообразование в открытом мире", который завершился неделю назад и проходил в формате "умной комнаты" на площадке социальной сети Twitter. Ранее не пользовалась этой сетью, было дело — отказалась от участия в другом онлайн-курсе, требовавшем регистрации в этой сети. Но в данном случае любопытство и интерес к роликам TED перевесил, зарегистрировалась и попробовала новый для себя формат обучения в сети. Формат курса давал участникам свободу в выборе степени активности на курсе: можно было просто смотреть ролики, можно было обсуждать предложенные автором курса +Ivan Travkin вопросы к каждому ролику, можно было отвечать на вопросы, анализировать реплики участников на своих ресурсах — блогах и сайтах, да много чего было можно. Думаю, формат активности каждый участник определял, исходя из целей и задач, которые он для себя поставил, придя на курс. Для себя я ставила на курсе такие задачи:
  • пополнить коллекцию роликов TED для дальнейшего использования их в преподавании обществознания;
  • познакомиться с опытом использования роликов TED другими участниками курса;
  • освоить новый для себя тип онлайн-обучения: "умная комната".
Первую задачу считаю выполненной. 7 дней, 5 роликов, из которых только один (Сугата Митра) был мне знаком ранее. Остальные четыре ролика считаю перспективными для использования в своей работе.
Со второй, на первый взгляд, сложнее. Формат курса предполагал обсуждение по заданным вопросам, а не обмен опытом. Осталось непонятным: а есть ли этот опыт в принципе. Но это именно первый взгляд. А второй взгляд видит набор великолепных вопросов от автора курса, целую ветку обсуждения их в течении недели и более, из которой можно почерпнуть идеи для новых вопросов и заданий, а также грамотно сделанный сайт курса: ничего лишнего, все нужное в одном месте, очень удобно для дальнейшей работы, которая обязательно будет. Так что, и здесь я не разочарована.
Третья задача изначально предполагалась мной с позиции наблюдателя: я не планировала активно участвовать в обсуждениях, мне хотелось быть одновременно и изнутри, и как бы со стороны, потому несколько комментариев в день, а в  остальное время: читать-читать и еще раз читать. И наблюдать. И осмысливать, поскольку на каждый ролик, вопросы к нему, обсуждения я изначально смотрела под углом: в контексте каких тем обществоведческого курса я смогу использовать полученные знания, какие задания смогу создать, какие цели поставлю, какой результат запланирую получить.
Попробую коротко обозначить мысли, возникшие у меня по каждому из роликов курса.

День первый. Дон Тапскотт: Четыре принципа открытого мира.

Если говорить об возможностях использования этого доклада в преподавании обществознания, то, на мой взгляд, это можно сделать в рамках изучения следующих тем:
  • Многообразие путей и форм общественного развития (информационное общество, переход на новый уровень средств связи, средств коммуникации, Интернет и его функции в современном мире).
  • Целостность и противоречивость современного мира (глобализация, новые универсалии, открытость, анонимность, мобильность современного общества, возможность получить информацию о событии мгновенно и быстрое устаревание этой информации).
  • Авторское и изобретательское право (изменение взглядов на интеллектуальную собственность в современном мире, определение прав автора в условиях совместной работы, охрана интеллектуальной собственности или открытость: что важнее? выгоднее?).
  • Наука и образование в современном мире (открытость как условие дальнейшего развития науки и образования, создание информационной образовательной среды, реализация принципа открытости в науке и образовании: выгоды и риски).
День второй. Говард Рейнгольд о сотрудничестве.

Этому ролику "повезло" больше других: идея его использования возникла сразу после просмотра. Более того   — один из вопросов онлайн-курса, который был предложен для обсуждения педагогам, оказался крайне удачным для обсуждения в рамках избранной темы, а потому, наряду с другими, был поставлен перед учащимися. Пример организации самостоятельной деятельности учащихся по теме "Гражданское общество" демонстрирует реализацию этой идеи. Мгновенное рождение идеи привело к результату, но сыграло со мной злую шутку: пока вижу его только так. Хотя думаю, что можно попробовать организовать работу с этим роликом и при изучении темы "Межличностные отношения", но пока не знаю, как.

День третий. Сугата Митра рассказывает, как дети обучают самих себя.

Это единственный ролик, который я видела раньше. И, сколько бы я его не смотрела, каждый раз вид индийских детей, обучающих самих себя, вызывает у меня немой восторг, ощущение ирреальности происходящего. А между тем, темы, в контекст которых отлично вписывается этот ролик, вполне реальны:

  • Самопознание и развитие личности (роль самообразования в развитии личности, понимание того, что важнейшей компетентностью в современном мире является способность и готовность учиться всю жизнь).
  • Образование и его роль в современном мире (формы и способы получения образования, возрастание роли информального образования, информатизация как одна из ключевых тенденций современного образования).

День четвертый. Шимон Шокен: Самоорганизующиеся компьютерные курсы.

Может, немного неожиданным покажется, но первое, что пришло в голову, это вписать этот доклад в тему "Социальная мобильность" (социальные лифты, образование и самообразование как критерий социальной стратификации и канал социальной циркуляции). Еще варианты:

  • Образование и его роль в современном мире (см. мысли к этой же теме в предыдущем ролики, здесь все это будет несколько под иным углом).
  • Внеклассная работа по предмету: использования ролика для организации, к примеру, проектной деятельности учащихся (курс Шокена-Нисана как пример проекта).

День пятый. Норина Хертц: Как работать с экспертами — и когда этого лучше не делать

Это, пожалуй, единственный ролик, на который ложатся мысли совершенно другого рода. Не хочу (правильнее сказать: пока не знаю, куда и как) использовать его в работе с учащимися, но очень хочу на основе этого ролика написать большой пост про работу экспертов в системе образования. На разных уровнях и в разных качествах (аккредитация образовательных учреждений, региональные предметные комиссии экспертов ЕГЭ, методические экспертные комиссии предметных олимпиад и т.д.). Не знаю, смогу ли я решиться на это. Честно? Боюсь. Но сил молчать становится все меньше и меньше...накипело. 

На этом пока все. Мысли участников курса по поводу этих роликов можно почитать и в "умной комнате", и в личных блогах (ссылки на них есть на сайте курса). 
Еще почитать о TED в образовании:
У меня тоже обязательно будет работа на основе этого ролика. Пока планирую в рамках темы "Общество и природа".
  • +Yuri Eelmaa TED`ы. Подборка роликов, а также мысли автора о том, для чего необходимо показывать ролики TED учащимся.
  • +Yuri Eelmaa Ищу образовательные TED`ы!! Попытка собрать в рамках одного сообщения блога опыт разных педагогов, использующих ролики TED в обучении. 
Буду рада идеям, предложениям, пожеланиям. С удовольствием познакомлюсь с вашим опытом работы с роликами TED.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...