Данный пост написан для блога Учимся с Google и другими, дублирую его и сюда тоже.
Знакомство с книгой +Boris Yarmakhov «1 ученик : 1 компьютер» образовательная модель мобильного обучения в школе заставило задуматься: а готовы ли мы работать в условиях данной модели?
Третий год учителя нашей гимназии проводят учебные занятия (в рамках дополнительных занятий по предмету с группами учащихся) с электронными учебниками на специализированных устройствах на площадке портала Электронный образовательный комплекс. В этом году я и сама включилась в этот эксперимент на материалах курса обществознание для 7 и 8 классов. Но (для меня это серьезный минус), как бы ни было хорошо предлагаемое разработчиками содержание (а оно реально качественное, содержит актуальную информацию), работая с данным устройством на уроке, я не могу выйти за его пределы, зайти куда-то еще, использовать другие источники и средства. Кроме того, основная моя учебная нагрузка приходится на среднюю школу, для которых на данном портале ресурсов еще нет (по крайней мере, по обществознанию). Поэтому искала другие варианты.
Необходимыми условиями для работы были:
1) наличие мобильных устройств (мобильных — в смысле портативности, удобства перемещения по школе, т.к. в моем кабинете условий для их хранения нет) в количестве, достаточном для организации работы индивидуально или в небольших по численности группах.
Это условие оказалось чуть ли не самым простым. В рамках одного из грантов, наша гимназия приобрела мобильный компьютерный класс — комплект ноутбуков, тележка-сейф. Предполагалось, что он будет использоваться учителями-предметниками в качестве для уроков по самым разным предметам. Механизм простой: за день-два до урока необходимо оставить заявку на кафедре информатике, сообщив дату, время и количество требуемых ноутбуков. Инженер проверит, зарядит и настроит ноутбуки и, с помощью мужской части класса, в котором планируется урок, доставит их в кабинет и обратно. То есть, в условиях наличия мобильного класса, я освобождаюсь от необходимости искать "окно" в кабинете информатики для того, чтобы провести свой урок (а ведь надо, чтобы это "окно" совпало с моим расписанием)
2) Возможность организации сетевой работы учащихся. В условиях мобильности класса — Wi-Fi.
Интернет и локальная сеть в кабинете были несколько лет. Сделала заявку на приобретение роутера. Пока ждала, помощь пришла, как это часто бывает, оттуда, откуда и не ожидала. Ученик 9 класса +Арём Сницар подарил роутер в кабинет. Подключение к беспроводной сети осуществляется по паролю, ноутбуки заранее настраиваются на подключение к конкретной сети (в гимназии два канала, в том числе, один — без контент-фильтрации). То есть, со своего устройства (телефона или планшета) учащийся подключиться к Интернету не может.
3) Наличие единой платформы для работы.
В прошлом учебном году я уже предпринимала попытку организации самостоятельной работы учащихся в сети на единой платформе — я уже писала об этом в блоге. Продолжение работы на этом же портале в текущем учебном году успехом не увенчалось: в ноябре-декабре 2012 г. сайт был периодически не доступен, находился в оффлайн-режиме, проводились технические работы (строго в то время, когда я собираюсь с ним поработать). Если год-два назад я бы терпеливо ждала, потому как слабо представляла имеющиеся альтернативы, то сейчас я, к своему стыду, проявила малодушие и забросила созданное для работы с учениками 11 классов сообщество по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (планирую реанимировать его, но только уже в другом формате, предположительно GoogleSite). Очень жаль, поскольку большая часть параллели 11-х классов уже имели там свои аккаунты, причем два класса имели и опыт работы на данной платформе в течение учебного года (в том числе, опыт публикации созданных ресурсов средствами сервисов Web2.0). В параллели 10-х классов с начала учебного года мы с учащимися перешли от бумажных тетрадей к электронным (полный список имеющихся на данный момент тетрадей и характер активности в них можно увидеть здесь). Поскольку тетради создавались на платформе Blogger, два класса учащихся оказались обладателями аккаунтов Google, что позволяло настраивать адресный доступ при совместной работе с документами.
Все это и привело к идее уроков с использованием мобильного класса. В декабре 2012 г. было проведено три таких урока в 10-х классах. Два урока предполагали работу учащихся в парах (не запрещалась и индивидуальная работа), третий - работу в группах по 4 человека (при этом количество ноутбуков не менялось, то есть, 1 ноутбук на парту). Каждый урок был оформлен отдельным сообщением в блоге.
Урок 1. Деятельность людей и ее многообразие.
Небольшой фото отчет с урока.
Урок 2. Виды деятельности.
Урок 3. Социальные статусы и роли.
Каждое сообщение содержит набор заданий, ссылки на необходимые материалы, в том числе, документы для совместной работы.
Не претендую на какие-то серьезные обобщения, понимая, что я только еще в самом начале пути. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
Каковы же характерные черты всех трех уроков?
1. Требуемое время — 2 учебных часа (то есть, выбирала уроки, которые в расписании стояли парой).
2. Организация работы учащихся сходна с модульным уроком с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся.
3. Работа на каждом уроке начинается с регистрации групп в Таблице продвижения. Несмотря на то, что в каждой группе на разных уроках работали 2 — 4 ученика, записи выполнялись под каким-то одним аккаунтом, который тоже указывался в таблице (в настоящий момент фамилии учащихся во всех таблицах продвижения скрыты). Таблица содержит перечень всех заданий, которые требуется выполнить по ходу работы над темой урока. Выполнение каждого задания отмечается в таблице в режиме самооценивания своей деятельности. Позже самооценка выполнения задания подкрепляется оценкой учителя.
4. Характер предлагаемых для выполнения на уроке заданий предполагает совместную работу с Диском Google, при этом, виды деятельности могут быть различны. К примеру, в основе проведенных уроков лежали следующие задания:
Третий год учителя нашей гимназии проводят учебные занятия (в рамках дополнительных занятий по предмету с группами учащихся) с электронными учебниками на специализированных устройствах на площадке портала Электронный образовательный комплекс. В этом году я и сама включилась в этот эксперимент на материалах курса обществознание для 7 и 8 классов. Но (для меня это серьезный минус), как бы ни было хорошо предлагаемое разработчиками содержание (а оно реально качественное, содержит актуальную информацию), работая с данным устройством на уроке, я не могу выйти за его пределы, зайти куда-то еще, использовать другие источники и средства. Кроме того, основная моя учебная нагрузка приходится на среднюю школу, для которых на данном портале ресурсов еще нет (по крайней мере, по обществознанию). Поэтому искала другие варианты.
Необходимыми условиями для работы были:
1) наличие мобильных устройств (мобильных — в смысле портативности, удобства перемещения по школе, т.к. в моем кабинете условий для их хранения нет) в количестве, достаточном для организации работы индивидуально или в небольших по численности группах.
Это условие оказалось чуть ли не самым простым. В рамках одного из грантов, наша гимназия приобрела мобильный компьютерный класс — комплект ноутбуков, тележка-сейф. Предполагалось, что он будет использоваться учителями-предметниками в качестве для уроков по самым разным предметам. Механизм простой: за день-два до урока необходимо оставить заявку на кафедре информатике, сообщив дату, время и количество требуемых ноутбуков. Инженер проверит, зарядит и настроит ноутбуки и, с помощью мужской части класса, в котором планируется урок, доставит их в кабинет и обратно. То есть, в условиях наличия мобильного класса, я освобождаюсь от необходимости искать "окно" в кабинете информатики для того, чтобы провести свой урок (а ведь надо, чтобы это "окно" совпало с моим расписанием)
2) Возможность организации сетевой работы учащихся. В условиях мобильности класса — Wi-Fi.
Интернет и локальная сеть в кабинете были несколько лет. Сделала заявку на приобретение роутера. Пока ждала, помощь пришла, как это часто бывает, оттуда, откуда и не ожидала. Ученик 9 класса +Арём Сницар подарил роутер в кабинет. Подключение к беспроводной сети осуществляется по паролю, ноутбуки заранее настраиваются на подключение к конкретной сети (в гимназии два канала, в том числе, один — без контент-фильтрации). То есть, со своего устройства (телефона или планшета) учащийся подключиться к Интернету не может.
3) Наличие единой платформы для работы.
В прошлом учебном году я уже предпринимала попытку организации самостоятельной работы учащихся в сети на единой платформе — я уже писала об этом в блоге. Продолжение работы на этом же портале в текущем учебном году успехом не увенчалось: в ноябре-декабре 2012 г. сайт был периодически не доступен, находился в оффлайн-режиме, проводились технические работы (строго в то время, когда я собираюсь с ним поработать). Если год-два назад я бы терпеливо ждала, потому как слабо представляла имеющиеся альтернативы, то сейчас я, к своему стыду, проявила малодушие и забросила созданное для работы с учениками 11 классов сообщество по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (планирую реанимировать его, но только уже в другом формате, предположительно GoogleSite). Очень жаль, поскольку большая часть параллели 11-х классов уже имели там свои аккаунты, причем два класса имели и опыт работы на данной платформе в течение учебного года (в том числе, опыт публикации созданных ресурсов средствами сервисов Web2.0). В параллели 10-х классов с начала учебного года мы с учащимися перешли от бумажных тетрадей к электронным (полный список имеющихся на данный момент тетрадей и характер активности в них можно увидеть здесь). Поскольку тетради создавались на платформе Blogger, два класса учащихся оказались обладателями аккаунтов Google, что позволяло настраивать адресный доступ при совместной работе с документами.
Все это и привело к идее уроков с использованием мобильного класса. В декабре 2012 г. было проведено три таких урока в 10-х классах. Два урока предполагали работу учащихся в парах (не запрещалась и индивидуальная работа), третий - работу в группах по 4 человека (при этом количество ноутбуков не менялось, то есть, 1 ноутбук на парту). Каждый урок был оформлен отдельным сообщением в блоге.
Урок 1. Деятельность людей и ее многообразие.
Небольшой фото отчет с урока.
Урок 2. Виды деятельности.
Урок 3. Социальные статусы и роли.
Каждое сообщение содержит набор заданий, ссылки на необходимые материалы, в том числе, документы для совместной работы.
Не претендую на какие-то серьезные обобщения, понимая, что я только еще в самом начале пути. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
Каковы же характерные черты всех трех уроков?
1. Требуемое время — 2 учебных часа (то есть, выбирала уроки, которые в расписании стояли парой).
2. Организация работы учащихся сходна с модульным уроком с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся.
3. Работа на каждом уроке начинается с регистрации групп в Таблице продвижения. Несмотря на то, что в каждой группе на разных уроках работали 2 — 4 ученика, записи выполнялись под каким-то одним аккаунтом, который тоже указывался в таблице (в настоящий момент фамилии учащихся во всех таблицах продвижения скрыты). Таблица содержит перечень всех заданий, которые требуется выполнить по ходу работы над темой урока. Выполнение каждого задания отмечается в таблице в режиме самооценивания своей деятельности. Позже самооценка выполнения задания подкрепляется оценкой учителя.
4. Характер предлагаемых для выполнения на уроке заданий предполагает совместную работу с Диском Google, при этом, виды деятельности могут быть различны. К примеру, в основе проведенных уроков лежали следующие задания:
- комментирование презентации учителя, содержащей ключевые тезисы к уроку и вопросы разного типа к этим тезисам (пример — задание 1 к уроку 1, презентация). При этом, по ходу урока, учитель может задавать (точно так же, как и ученики, в режиме комментариев) уточняющие вопросы, вносить поправки в ответы учащихся, приветствуется и диалог в комментариях.
- Создание совместной презентации по уроку с заданными ограничениями. В презентации (задание 1 к уроку 2) такими органичениями являлись количественный: 1 слайд на одну группу учащихся в 4 человека, и содержательный: каждая группа создавала свой слайд по определенному фрагменту изучаемой темы.
- Совместная работа в текстовом документе. Формат работы может быть различным. К примеру, это может быть и совместное решение познавательных задач (задание 3 к уроку 1), и совместная работа над эссе (задание 4 к уроку 3).
- Работа с Google-формами. Это могут быть не только задания, предполагающие заполнение форм, созданных учителем (задание 2 к уроку 1), но и задания, предполагающие самостоятельное создание Google-формы, ее запуска и проверки внесенных в нее данных (задания 2-3 к уроку 2).
- Другие задания, при выполнении которых использовались таблицы, текстовые документы Диска Google, а также сторонние ресурсы (задание 4 к урокам 1 и 2, задания 1-2 к уроку 3).
Вне зависимости от вида задания и средств его выполнения, самостоятельная работа учащихся направлена на развитие умения производить самостоятельный отбор, критическое осмысление и предъявление информации, формулирование на основе предложенной (в том числе, педагогически неадаптированной) информации собственных заключений и оценочных суждений.
Урок с использованием мобильного класса позволяет организовать изучение нового материала, активность учащихся средствами Интернета (доступ к мультимедийной информации в Сети, работа с социальными сервисами), индивидуальную и совместную деятельность учащихся, контроль и рефлексию этой деятельности.
Урок с использованием мобильного класса позволяет организовать изучение нового материала, активность учащихся средствами Интернета (доступ к мультимедийной информации в Сети, работа с социальными сервисами), индивидуальную и совместную деятельность учащихся, контроль и рефлексию этой деятельности.
В наступившем году я планирую продолжать организовывать самостоятельную работу учащихся на уроке с помощью мобильного класса. Каждый такой урок будет публиковаться в блоге Электронные тетради.
Комментариев нет:
Отправить комментарий