Сервисы Web2.0 - это средства интернета, обладающие следующими признаками:
- свободный доступ - базовые функции доступны всем пользователям (иногда даже без регистрации, либо с использованием имеющихся регистрационных данных в социальных сетях) на безвозмездной основе; как правило, установлены ограничения на количество загружаемых фотографий, документов и пр.; расширенные функции можно получить на платной основе;
- возможность создания, размещения, хранения, распространения ресурсов различного типа (презентации, документы, слайд-шоу и пр.) на предлагаемой платформе без использования специализированного программного обеспечения;
- возможность совместного использования (создание, редактирование, обсуждение и пр.) ресурсов несколькими пользователями.
Исходя из названных признаков, можно определить следующие достоинства сервисов Web2.0 с точки зрения их использования в преподавании:
- возможность продуктивно использовать собственные ресурсы и ресурсы других пользователей;
- развитие устной и письменной коммуникации, рефлексивных умений;
- доступность и простота в освоении большинства сервисов позволяет создавать ресурсы разной степени сложности, а также уравнивает учащихся и педагогов с разным уровнем ИКТ-компетенций.
Понимая условность любой классификации и не претендуя на ее полноту, рискну предложить описание и характеристики основных групп сервисов Web2.0. С примерами работ, выполненных в данных сервисах, можно познакомиться в блоге. В перечень сервисов включаю только те, которые опробовала сама - разумеется, их список постепенно будет увеличиваться.
1) Сервисы для текстовых материалов и презентаций.
Позволяют загружать документы и презентации разных форматов. Загруженные файлы можно просмотреть в интернете, можно скачать, напечатать, вставить в блог - все зависит от тех настроек, которые вы зададите при публикации документа. Опубликованные файлы можно сделать доступным всем пользователям, а можно оставить их для своего личного пользования.
- DocMe. Очень удобный сервис для публикации, хранения, чтения документов, идеален для новичков в силу своей удивительной простоты в освоении. Инструкция с примерами. Поддерживает форматы PDF, TXT, DOC, XLS, PPT. Сервис имеет встроенный конвертер: файл, загруженный в формате DOC, можно скачать в формате PDF. Для входа достаточно иметь аккаунты вКонтакте, Google, Яндекс, Рамблер, LiveJournal, Mail.Ru.
- Calameo. Еще один простой сервис с аналогичными функциями. Главные отличия: во-первых, большее разнообразие форматов файлов, которые сервис принимает для публикации (в том числе документы, созданные в свободно распространяемом программном обеспечении), а во-вторых, загрузив документ, можно эффектно оформить его с помощью фона для просмотра (можно воспользоваться готовыми или загрузить свою картинку) и сопровождающей музыки. Инструкция. Можно работать с сервисом, используя свой аккаунт в Facebook.
- SlideShare. Сервис англоязычный, но пошаговая иллюстрированная инструкция делает его освоение предельно простым (онлайн-переводчики тоже неплохо справляются с англоязычными сервисами). Как и в случае с предыдущим сервисом, возможен вход через аккаунт в Facebook.
- SlideBoom. Еще один англоязычный сервис. Главное его достоинство состоит в том, что при просмотре загруженной презентации будут сохранены анимация, звук, триггеры. Видеоинструкция. Можно загрузить презентации, выполненные в PowerPoint, OpenOffice, NeoOffice, StarOffice, Lotus Symphony.
- Scribd. И в этом англоязычном сервисе можно использовать для входа имеющийся аккаунт в Facebook. Инструкция. Просто, понятно, очень нравится внешний вид документа, встроенного в блог или на сайт. Есть только некоторое недоумение: чем "провинился" этот сервис, что сетевые фильтры, установленные в образовательных учреждениях, не пропускают его.
- Документы Google. Инструкция есть на самом сервисе. Можно как загружать готовые файлы, так и создавать документы и презентации прямо на сервисе. Ценю этот сервис за возможность совместной одновременной работы онлайн (параллельно обсуждая какие-то вопросы в чате прямо на странице документа), при этом можно ограничить круг пользователей, имеющих доступ к документу.
- Prezi. Определила сервис в эту группу, хотя он кардинально отличается от остальных. Во-первых, презентации не загружаются на сервис, а создаются прямо в онлайн-режиме (возможна совместная работа). Во-вторых, созданная презентация имеет отличный от привычного всем вид - она нелинейна. В-третьих, созданную презентацию можно сохранить на компьютере и впоследствии просмотреть стандартным Flash-плеером. В создаваемую презентацию можно вставлять изображения, файлы, видео (через сервис YouTube). Краткая инструкция для начинающих работать с сервисом, а также обучающий блог.
2) Сервисы для создания "облака слов".
Их очень много. О том, что такое "облако слов", на каких сервисах его можно сделать, и как использовать в обучении, подробно написано в блоге Марины Курвитс. Сама я активно работаю пока только с двумя сервисами.
- Wordle. Рекомендую начинающим - очень простой сервис, даже регистрироваться не обязательно. Подробную инструкцию можно посмотреть здесь. Для работы с сервисом требуется наличие подключаемого модуля JavaScript.
- Imagechef. На этом сервисе придется зарегистрироваться. Но возможности его не ограничатся "облаком слов" - "мозаики из знаков". Инструкция. О других возможностях сервиса напишу в соответствующих группах.
3) Сервисы для создания опросов и тестов.
Назначение очевидно.
- Мастер-Тест. Позволяет создавать тесты с вопросами разных типов: на выбор единственного верного ответа, на выбор нескольких верных ответов, на соотнесение и на запись краткого ответа (слово). Сервис русскоязычный, осваивается легко, но можно и инструкцию посмотреть. Удобен тем, что созданный тест можно встроить в блог или на сайт (в моем блоге достаточно примеров), протестировать ученика или группу учеников, отправив им запрос по электронной почте, а можно просто скачать тест на компьютер, если есть необходимость не зависеть от Интернета. Очень сдержанный интерфейс, ничего лишнего, отсутствует реклама - это тоже выгодно отличает данный сервис от других подобных.
- Hot Potatoes. По ссылке можно скачать программу для создания тестов различного типа и установить ее себе на компьютер. Сайт англоязычный, но у программы есть русскоязычная версия (по крайней мере, под Windows точно есть, жаль, что нет под Mac). Почти год назад на площадке "Открытого класса" проходил Мастер-класс по работе с данной программой. Его материалы доступны, можно познакомиться и с возможностями программы, а также посмотреть примеры ее использования по самым разным предметам. Есть еще и такой обучающий ресурс: Уроки по работе с программой HotPotatoes. Сами тесты создаются и сохраняются на компьютере (в виде веб-страницы), для их создания интернет не требуется. У меня сразу возникла проблема- как встроить получившиеся продукты в блог. Описание возможных вариантов можно найти в Блоге учителя информатики. Жаль только, что вставка идет только ссылкой, встроить сделанный тест непосредственно в сообщение не получается (идея есть, но не хватает знаний по работе с программным кодом могу вносить только простейшие изменения). Кроме того, бесплатная версия программы позволяет работать с созданными тестами только в режиме тренировки. Протестировать учащихся с обратной связью можно только при условии приобретения полной версии программы.
- Анкетер. Два предыдущих сервиса могут использоваться как тренажеры для закрепления и проверки знаний учащихся, а этот сервис для создания и проведения социологических опросов онлайн. Подробная инструкция есть на самом сервисе. В рамках одного опроса можно разместить вопросы различных типов. Главное - после создания опроса необходимо обеспечить респондентов для его заполнения.
- 99POLLS. Бесплатный онлайн-генератор веб-опросов. Инструкция.
- survio. Бесплатный сервис для создания анкет с разнообразными графическими формами. Результаты можно увидеть в форме графиков, таблиц и диаграмм, возможно скачать их в разных форматах. Есть готовые шаблоны анкет разной тематики.
Что читать о Веб2.0?
Образовательные возможности Веб2.0. Веб2.0 - сервисы Интернета - новые формы коллективного педагогического взаимодействия// Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе.Часть II. Новые возможности в обучении" - СПб, ГОУ ДПО ЦПКС СПб "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий", 2008. - 104 с. - с. 63 - 80.
ЧУДЕСА Web 2.0. Сайт, посвященный возможностям использования социальных сервисов в педагогической практике.
ЧУДЕСА Web 2.0. Сайт, посвященный возможностям использования социальных сервисов в педагогической практике.
Продолжение следует...
Спасибо за ссылку на мою статью. Еще много хорошего по вебдванольщине здесь: http://eelmaa.blogspot.com/p/blog-page_26.html
ОтветитьУдалитьИ Вам спасибо за то, что откликнулись на мою просьбу. Библиотеку Вашу посмотрела уже, читала выборочно. Попробую объяснить свое самое большое потрясение от того, что я там увидела ;) Я открыла для себя сервисы Веб2.0 год назад, причем, открывала их именно практически - участвуя в обучающем конкурсе на сайте "Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества" (в электронном портфолио есть ссылка на этот конкурс). Для меня тот конкурс был каким-то переломом в профессиональной деятельности: до этого я по-немногу ваяла несложные ЦОРы для интерактивного оборудования (доска, система интерактивного голосования) и страшно гордилась тем, что я это умею делать :-) А тут оказалось, что не надо знать никакого специализированного ПО, зарегистрировался на сайте (хотя и это не всегда требуется) и вперед. И - надо же! - многие люди это давно и успешно делают, а я об этом ничего не слышала! Бросилась догонять, увлеклась. Причем, у меня не было разрыва между "что-то сделать" и "а куда это применить", для меня каждый сервис как-то сразу складывался как "надо-не надо, а если надо, то для чего", то есть сразу пыталась использовать возможности Веб2.0 для изучения обществоведческого курса. От практике шла к теории, во многом на ощупь и самостоятельно, ну, тут "УГ" хорошим мотиватором стал. А увидела библиотеку, почитала и шок: оказывается то, к чему я шла интуитивно, давно уже изучено, описано, проанализировано. Жаль, что раньше не нашла Ваш блог, времени бы сэкономила массу. Эта страница в работе, буду добавлять и новые группы, и новые сервисы в те группы, которые будут. Но принцип все равно хочу оставить (по крайней мере, пока считаю, что так правильно, возможно, в будущем буду считать по-другому) - сюда добавляю только то, что мною опробовано и более или менее постоянно используется.
ОтветитьУдалитьЛогичное объяснение. Пишу Вам письмо. Большое. Ждите.
УдалитьСпасибо,замечательная подборка! Приглашаю :https://sites.google.com/site/kejsweb20gizatulinaoi/home
ОтветитьУдалитьОльга, спасибо за отзыв и приглашение. Добавила Ваш сайт себе в закладки. А страница эта у меня незавершенная. Все хочу перенести сюда все ссылки из гаджета справа — "Сервисы визуализации", но все руки не доходят. Что-то добавляю понемногу, конечно, но конца-края этой работе не видно.
УдалитьЗдравствуйте, Татьяна Анатольевна.
ОтветитьУдалитьПозвольте порекомендовать Вам два образовательных ресурса WEB 2.0:
1. "Ребус № 1" - http://rebus1.com - ребусы онлайн для детей и взрослых с ответами. Генератор ребусов на русском, украинском и английском языках. Математические ребусы. Логические игры и головоломки.
2. "Игра слов" - http://igra1.com - развивающая онлайн игра позволит в игровой форме изучить особенности русского языка, в частности многозначные слова, омонимы и омографы
Надеюсь, они окажутся полезными в Вашей работе.
С уважением, Игорь
Игорь, я Мария Николаевна :-)
УдалитьСпасибо Вам за ссылки. Первым сервисом пользуюсь регулярно, когда разрабатываю задания для олимпиады на Кубок главы города по обществознанию.
Сейчас поняла, что создала эту страницу 4 года назад, когда сама активно осваивала новые сервисы, и с тех пор её практически не обновляла.