Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

пятница, 12 августа 2022 г.

Олимпиады школьников, и как их выигрывают

Источник 
Год назад я публиковала истории четырёх выпускниц, сдавших ЕГЭ по обществознанию на высокие баллы (ссылка). В этом году я снова решила дать слово своим выпускникам. Но попросила написать не о ЕГЭ (хотя результаты ЕГЭ у них тоже достойные, в чём вы сами можете убедиться). Всё больше учеников рассматривает для себя путь поступления через олимпиады. И если Всероссийская олимпиада школьников (далее ВОШ)  это путь для небольшого числа учащихся (в масштабах страны), то так называемые перечневые олимпиады могут выступить в качестве социального лифта для многих.  Я попросила четверых выпускников этого года, ставших в прошедшем учебном году призёрами в перечневых олимпиадах по общественным дисциплинам написать о своём олимпиадном пути, об опыте подготовки, дать какие-то советы тем, кто только планирует участвовать в олимпиадах. Рада, что все четверо, к кому я обратилась, откликнулись на мою просьбу и прислали свои 
«мысли по поводу», за что я им очень благодарна (учителя видят многие вещи совсем иначе, кое-то что в текстах и для меня стало откровением). Сначала я опубликовала по одному тексту в социальных сетях  в том виде, в котором ребята мне их прислали. (можно заметить, что они даже одни и те же олимпиады называют несколько по разному). А здесь собрала все четыре истории вместе. Поскольку почти все тексты были написаны авторами до появления приказов о зачислении, я дополнила их названиями вузов и образовательных программ, куда поступили ребята. А после слов ребят попыталась как-то обобщить, сделать выводы, добавить что-то от себя. Текст очень большой, но лично меня каждая история и вдохновляет, и заставляет задуматься.



История 1. Николай Перминов. 

Национальный исследовательский университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ — Москва) ОП: 41.03.05 Международные отношения

Результаты ЕГЭ.
 
🔥Русский язык – 96 
🔥История – 93 
🔥Обществознание – 92 
🔥Английский язык – 95 
🔥Базовая математика – 5 

Олимпиады понравились мне далеко не сразу. Говоря точнее, я просто не понимал, зачем они нужны. Я видел в них лишь ужасно сложные задания, за решение которых тебе дадут очередной ничего не значащий диплом (в начальной школе я получил множество таких и был сыт ими по горло). Время показало, что я сильно ошибался. 

В 9 классе учеба начала надоедать: сплошные самостоятельные и контрольные, однообразные серые дни. В общем мне каждое утро очень сильно не хотелось возвращаться в этот постоянный школьный круговорот. Как-то раз я узнал, что, оказывается, из него есть выход: от школы освобождают, если ты добиваешься определенных олимпиадных успехов. К тому моменту я вообще-то не совсем понимал, насколько огромна эта олимпиадная система, но решил попробовать в следующем году, стремясь что-то изменить в своей жизни и сделать ее более разнообразной. 

Наступил 10 класс, и я решил не тратить время впустую. Записался сразу на много разных олимпиад по предметам, в которых разбирался неплохо (в первую очередь это было обществознание), а чтобы не было скучно, позвал с собой друзей. После прохождения отборочных этапов меня ждали заключительные этапы нескольких перечневых олимпиад, ну и 3 региональных этапа ВОШ. Я не считал это чем-то выдающимся, но мне было интересно, что будет дальше. Друзей со мной на этом пути уже не было, но я хотя бы достиг своей первоначальной цели: в школе я появлялся редко, ходил на то, что мне нравилось и в кои-то веки начал получать удовольствие от нахождения там. Внезапно я получил приглашение отправиться в лагерь для подготовки к региональному этапу ВОШ по обществознанию и решил, что это стоит попробовать. И не ошибся. Нахождение там стерло оставшиеся сомнения. Я не только по 8 часов в день занимался тем, что мне нравится (и не уставал!), но и познакомился с множеством интересных людей, да и просто хорошо провел время. Я тогда стал лишь призером, но был вполне доволен своим выбором: моя жизнь изменилась навсегда. Я получил еще несколько других дипломов позднее и заключил, что дебют вышел вполне успешным. Тогда же я понял, что следующий год  моя последняя возможность поучаствовать и мой ключ к поступлению в ВШЭ  моей новообразовавшейся мечте. 

11 класс принес с собой большие трудности. Я хотел успеть все и сразу, писал отборочные туры наверное к 10 разным олимпиадам по нескольким предметам одновременно, приходилось не забывать также и о ЕГЭ. В тот момент я понял, что ключ к успеху – умение работать на пределе своих сил ради достижения поставленной цели. Началось время заключительных этапов. Кое-где мне конкретно не везло и принимать неудачи было порой достаточно сложно. После провалов приходилось бороться с собой, чтобы писать снова и снова. Про школу я почти забыл: в 3 четверти меня там почти не видели. В апреле я наконец узнал все свои результаты. Получилось скромнее, чем я ожидал, но я ухватил несколько нужных мне дипломов, которые значительно облегчили мне жизнь при поступлении в Вышку, ну и БВИ в РАНХиГС вместе с ними. 

Если говорить о всех моих достижениях, то вот они: 
10 класс 
🏆Региональный этап ВОШ – призер по обществознанию и русскому языку 
🏆Высшая проба – призер по английскому языку 
🏆Олимпиада КФУ – призер по английскому языку и обществознанию 
11 класс 
🏆Региональный этап ВОШ – победитель по географии и праву, призер по истории 
🏆Олимпиада РАНХиГС – победитель по обществознанию 
🏆Толстовская олимпиада – победитель по обществознанию 
🏆Изумруд – призер по обществознанию, русскому языку и истории 
🏆Олимпиада КФУ – призер по английскому языку 

Список довольно скромный, и, на мой взгляд, посвятив себя олимпиадам, читающие это способны кратно обогнать меня по количеству дипломов. 

Но главное в моей истории даже не это. Да, теперь у меня есть 402 балла для поступления в ВШЭ (когда я это пишу, я еще не знаю, поступил ли я туда, но мои шансы крайне высоки). Да, школа – это теперь не каторга, она стала для меня местом, где просто прикольно проводить время с друзьями. Но я хочу посоветовать каждому, кто это прочтет, попробовать себя в олимпиадном движении не из-за этих приятных бонусов. Олимпиады помогают определиться со своим будущим, показывают твои интересы. Еще они меняют мышление, заставляют отходить от рамок и думать творчески. А еще олимпиады – это не просто пустые дипломы и бумажки с заданиями. Это много эмоций, саморазвитие и новые знакомства. 

Конечно, для достижения высоких результатов требуется и соответствующая подготовка. Старайтесь интегрировать предмет в свою жизнь (тем более, что в современных условиях это как никогда просто). Если вы выбрали обществознание, следите за новостями, анализируйте различные источники и все, что происходит вокруг вас с точки зрения обществоведческих терминов; если вы выбрали историю, рассматривайте исторический контекст событий, происходящих в мире; если вы выбрали английский, то смотрите фильмы и сериалы в оригинале, переводите надписи вокруг вас. Такой подход лучше любых учебников поможет вам понять влияние предмета на окружающую действительность. Ни в коем случае не зацикливайтесь только на олимпиадах. Конечно, ваша цель – победа, но нужно уметь переключаться, чтобы не перегореть. По своему опыту скажу, что лучший вариант – спорт. Он не только помогает на время забыть о всяких там кривых Лаффера и теориях о сверхчеловеке Ницше, но и формирует нацеленность на результат, эмоционально разгружает. И вот что еще важно: не бойтесь спрашивать. Вопросы по любой теме  ключевая часть подготовки, они показывают не вашу неосведомленность, но желание узнать больше и стать лучше. 

Немного советов для начинающих: 
  • Участвуйте в большом количестве разных олимпиад. Это увеличит ваши шансы на успех. Помните: даже призёрство в олимпиаде 3 уровня дает значительные льготы 
  • Во время олимпиад не забывайте про школу. Нужно следить за своими оценками и хотя бы немного за программой, чтобы быть готовым к неизбежному возвращению 
  • Старайтесь не оставлять задания пустыми. Даже если не знаете ответ, всегда пишите что-нибудь. За это вы можете получить решающие баллы 
  • Читайте инструкции. Их бывает сложно найти, но там зачастую содержится важная информация по необходимым документам и техническим моментам участия. Будет обидно лишиться возможности участвовать из-за собственной лени. 
  • Сконцентрируйтесь на олимпиадах, входящих в Перечень. Только они дают льготы при поступлении, а потому они наиболее ценные для вас. 
  • Многие гуманитарные дисциплины пересекаются между собой, а потому анализируйте задания с точки зрения разных наук и повышайте общегуманитарную эрудицию. 
  • Не бойтесь пробовать новое. Многие скажут, что это заезженное клише, потому хочу привести личный пример. В 11 классе я в приступе олимпиадной лихорадки, о котором писал ранее, решил поучаствовать в ВОШ по географии. Строго говоря, я любил эту дисциплину с детства, но нацеленно не занимался никогда, да и в школе после 10 класса ее преподавать перестали. Я просто решил попробовать из личного интереса, понимая, что мне вряд ли светят успехи в этом направлении в силу объективных обстоятельств. Каково же было мое удивление, когда через несколько месяцев я увидел результаты регионального этапа, поверив в немыслимое - проход на заключительный этап. К сожалению (хотя, наверное, все же закономерно), мне не хватило нескольких баллов, но мой опыт показывает: пытаться стоит, даже если кажется, что ваши шансы призрачны. 
Подводя итог, хочу сказать.
Даже если ты уже в 11 классе, попробовать стоит. 
Даже если ты никогда раньше не считал себя успешным в учебе, попробовать стоит. 
Даже если ты считаешь, что у тебя ничего не получится, попробовать стоит. 
И даже если просто по приколу, все равно попробуй. Будет сложно, но это изменит твою жизнь.

Желаю удачи всем дерзнувшим!



История  2. Мария Обогрелова
 
Санкт-Петербургский кампус Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург ) Номер ОП: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. ОП: Управление и аналитика в государственном секторе 

Результаты ЕГЭ
🔥Русский язык – 91 
🔥Обществознание – 84 
🔥Английский язык – 97 
🔥Базовая математика – 5  

Начать хочу с благодарности Марии Николаевне! Если бы не наш замечательный учитель, я бы никогда не стала олимпиадницей. Большое-большое спасибо за подготовку, а ещё за поддержку!:) 

Думаю, сначала стоит рассказать о результатах, а потом уже о пути, который меня к ним привел. В 9 классе я стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, в 10 и 11 классах – победителем того же этапа. Также в 11 классе мне удалось стать призером олимпиады 3 уровня «Изумруд» по обществознанию. Диплом «Изумруда» я сейчас планирую использовать для поступления без вступительных испытаний. 

А теперь о подготовке. В основном я использовала 2 источника информации: курсы и книги. Дальше расскажу о каждом из них подробнее. 

Итак, курсы. Я прослушала, кажется, бесконечное количество лекций и посетила множество занятий. В основном я посещала курсы по подготовке к Всероссу, на которые меня приглашали как участника регионального этапа (они были для меня наиболее полезными, так как я узнала много-много-много теории). Также я занималась на онлайн-курсах от Регионального центра поддержки одаренных детей. Их вела студентка, которая сама в прошлом получила диплом Всеросса (она делилась своим опытом, что было для меня важно, например, она рассказывала, какие книги ей больше всего помогли). А еще я прослушала один платный курс, так как один мой знакомый предложил мне большую скидку. Я думаю, что в покупке курсов нет необходимости, потому что того, что можно узнать из бесплатных источников, вполне достаточно. На всех занятиях я записывала важную информацию в тетрадь, и у меня получился как бы небольшой справочник, который я пролистывала перед олимпиадами, чтобы вспомнить пройденный материал. Именно на курсах я получила большую часть своих знаний. Тут главное не стесняться задавать вопросы и, конечно, не прогуливать занятия. А еще можно многое узнать от ребят, с которыми вы вместе занимаетесь. 

Книги. Кажется, с ними все ясно. Их нужно читать. Есть много книг разных авторов, поэтому, думаю, каждый найдет то, что ему комфортно и интересно читать. Если говорить про что-то конкретное, то А. Ф. Никитин очень советовал для участия во Всероссе прочитать «Историю западной философии» Бертрана Рассела. Книга просто огромная, поэтому я искала по оглавлению ту информацию, которая казалась мне полезной. Вопросы про философов и их учения были, насколько я помню, во всех олимпиадах, которые я писала. Лично мне удобнее всего было читать именно учебники (профильные или ВУЗовские), так как материал в них изложен для меня более понятно. Я прочитала учебники по экономике, финансовой грамотности, теории государства и права. (Хочу напомнить ученикам Гимназии№23, что в ClassRoom есть уже целая библиотека, а Мария Николаевна всегда подскажет, какую книгу выбрать для тех или иных целей :)) 

Стоит отметить, что подготовка к олимпиадам совсем не похожа на подготовку к ЕГЭ. Подготовка к олимпиаде заключается скорее в изучении теории и способов её применения на практике, чем в тренировке определенных заданий. Олимпиадные знания практически никак не помогли мне на ЕГЭ. 

Так как перечневые олимпиады нужно подтвердить, то есть получить 75+ баллов на ЕГЭ, нельзя забывать о подготовке к экзамену. 75 – это достаточно высокий балл, который не так просто набрать. 

И вот, опираясь на свой опыт, могу сделать следующие выводы: 
  • Поступать по олимпиаде намного проще, чем по баллам ЕГЭ. С моими баллами я, скорее всего, не прошла бы на бюджет даже в нашем городе, но диплом призера перечневой олимпиады позволяет поступить в столичный ВУЗ. 
  • Стать призером – вполне достижимая цель. Раньше я считала, что получить хотя бы какой-то результат от участия в олимпиадах безумно сложно, но, как оказалось, всё не так страшно, главное слишком много не «балбесничать":). 
  • Участие в олимпиадах, подготовка помогают не только в поступлении. Я нашла много друзей благодаря олимпиадам, а ещё, надеюсь, стала более интересным человеком ахаха. А еще можно в школу не ходить хихи. 

Безусловно, это требует много времени, но если предмет искренне интересен, то подготовка не будет ощущаться как каторга, а станет приятным дополнительным занятием, расширяющим кругозор. 

Посоветовать могу лишь то, что советовали когда-то мне. Пишите как можно больше перечневых олимпиад, потому что так вы значительно увеличите свои шансы на победу или призёрство. Чем больше олимпиад, тем больше шанс, что на какой-то из них вам повезет, и задания будут по той теме, которую вы хорошо знаете. К сожалению, я сама не прислушалась к этому совету, но сейчас понимаю, что он был полезен. Вот как-то так получается. 

Пишите олимпиады и будьте счастливы :)



История 3. Данил Левашов

Санкт-Петербургский кампус Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург ) Номер ОП: 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент ОП: Международный бакалавриат по бизнесу и экономике

Результаты ЕГЭ. 
🔥Русский язык – 82 
🔥Обществознание – 82 
🔥Английский язык – 93 
🔥Профильная математика – 74 
 
Как только сел писать этот пост, хотел начать с того, что мои баллы ЕГЭ в лучшем случае складываются в скромные 257, а с олимпиадами и значком ГТО они превращаются в конкурентоспособные 281. Но потом понял, что я хотел начать так только для того, чтобы привлечь ваше внимание к моей истории. Поэтому сейчас (когда я всё-таки привлёк ваше внимание) я бы просто хотел рассказать о роли олимпиадного движения в моей жизни. 

Итак, 9 класс. Мои одноклассники Коля и Маша начинают получать освобождения от уроков и уважение от учителей и сверстников посредством участия во всероссийских олимпиадах. А я в свою очередь понимаю, что где-то там далеко, есть удивительный мир олимпиад, пока что неизвестный мне. Вместе с тем, во время интернет-серфинга я натыкаюсь на интересный канал на ютубе, в котором публикуются видео по интересным темам из различных областей науки, что становится началом пути в мир путешествия по научпоп контенту. 

К началу 10 класса я обзавёлся ещё несколькими научпоп каналами на ютубе, купил учебник по социологии (совершенно случайно на книжной барахолке на Кировке) и начал слушать образовательные подкасты (благодаря промокоду от Марии Николаевны). И хотя занятия по этим материалам носили спорадический характер, я почувствовал, что чуть лучше понимаю обществознание и решился принять участие в своих первых олимпиадах. Участие в них не принесло мне никаких преференций, но в процессе подготовки я познакомился со многими вдохновляющими социологами (живущими и умершими), открыл для себя множество научных концепций, заставляющих взглянуть на мир под другим углом. В этот момент я отчётливо понял, что нашёл то, чем мне по-настоящему нравится заниматься. 

В 11 классе я принял участие практически во всех олимпиадах по обществознанию и нескольких по английскому языку. Но моей ошибкой стало то, что вместо того, чтобы думать над заданиями и вопросами отборочных этапов я, видя высокий уровень сложности заданий, просто гуглил ответы в интернете, очень редко получал 100% верный ответ и в большинстве случаев просто тыкал куда попало. Результатом такого подхода стало прохождение в заключительный этап лишь 4 олимпиад (одной из которых стала олимпиада РАНХиГС, чей формат заданий просто не позволяет нагуглить правильные ответы). Благодаря тому, что заключительные этапы олимпиад в большинстве случаев проходили в очном формате, я смог лучше настроиться на них, успокоиться и насладиться атмосферой участия. Результатом такого подхода стало получение статуса призёра в 3 из 4 олимпиад. И, как следствие, право поступления БВИ в Санкт-Петербургский филиал ВШЭ и РАНХиГС, а также право получения 100 баллов по обществознанию практически в любом вузе страны. 

🏆Международная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд» по социологии – призёр, диплом 3 степени 
🏆Региональный конкурс школьников Челябинского университетского образовательного округа по обществознанию – призёр, диплом 2 степени 
🏆Олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по обществознанию – призёр, диплом 2 степени 

Сейчас, описав свой олимпиадный путь и освежив в памяти воспоминания былых лет, хочу вывести несколько советов для будущих олимпиадников и остальных читателей. 
Оглавление: 
1 – Как найти себя в олимпиадах 
2 – Подход к выполнению олимпиад 
3 – Роль уверенности в себе 
4 – Подготовка к олимпиадам 

1. Как вы могли понять, мой олимпиадный путь начался с нескольких видео про социологию. С течением времени, я уделял этой теме всё больше внимания и углублялся в недра социологического знания. Поначалу, я даже не видел прикладного смысла в этом увлечении – мне просто нравилась социология. Потом, узнав про олимпиады, я решил применить свои знания на практике и вот что из этого получилось. Поэтому, если вы ещё не определили приоритетные направления подготовки, я рекомендую вам приглядеться к своей рутинной жизни. 
  • К примеру, если вам нравится разглядывать картины, смотреть на красивые здания, а уроки музыки и ИЗО вам хоть немного нравились – попробуйте себя в олимпиадах по культурологии. 
  • Если вы находите интересным просмотр фильмов на языке оригинала, попробуйте поучаствовать в олимпиадах по иностранным языкам. 
  • Если пытаетесь разглядеть древние корни в русских словах – попробуйте себя в олимпиадах по русскому. 
  • Часто задумываетесь о том, как едет велосипед или почему птицы летают – попробуйте уделить больше внимания физике. 
  • Нравится составлять психологические портреты людей, любите отмечать и видите слабые и сильные стороны их психики – попробуйте себя в олимпиадах по психологии. 
  • Любите обсуждать великих людей и внимательно следите за жизнью в медиа пространстве – попробуйте поучаствовать в олимпиадах по журналистике. 
Подробный перечень всех олимпиад, по которым вузы предоставляют льготы, будет опубликован на сайте РСОШ. Там будет много интересного, так что советую заглянуть. 

Главное понимать, что олимпиады – это прежде всего способ увидеть обычные вещи с необычной стороны, попробовать что-то новое, и только потом БВИ, 100 баллов по ЕГЭ и освобождение от школы. 

2. Многие из вас могли заметить, что в 10 классе высокий уровень сложности олимпиадных заданий помог мне начать заниматься усиленной подготовкой, а в начале 11 я, наоборот, пугался непонятных и запутанных формулировок. Казалось бы, парадокс, но всё дело в том, как ты подходишь к этим заданиям. Из этого вытекает, пожалуй, главный совет – перед выполнением заданий, началом подготовки, да и вообще перед началом любого другого дела очень важно «настроиться на нужную волну». Не спеша сядьте, подумайте, чем конкретно вы сейчас будете заниматься, зачем это вам, какой «профит» вы сможете извлечь из данной активности. Доведите до конца мысли, которые у вас сейчас в голове, пусть они не отвлекают вас. Хорошее настроение – ключ к успеху. 

3. Не менее важным фактором является уверенность в собственных силах. Знайте, что вам всё по плечу. В олимпиадах нет сложных заданий, они просто необычно сформулированы. Поразмыслив в нетривиальном направлении, вы обязательно найдёте ключ к решению поставленной перед вами олимпиадной задачки. Моя мама мне всегда говорила, что я лучше всех на свете, а я никогда не понимал, как такое может быть? Ведь в мире так много великих людей, а я всего лишь простой мальчик из Челябинска. Но на самом деле – все мы великие люди и иногда просто нужно найти в себе эту гениальность. 

4. Также стоит понимать, что олимпиадные вопросы нисколько не сложнее вопросов на школьной контрольной. Узнать по какой именно теме попадутся задания на олимпиаде невозможно (в отличие от контрольной), отсюда один выход – учить всё. Лично я окружил себя различными источниками информации и выборочно изучал то, что попадается на глаза. Вот несколько из них: 
Научпоп проекты 
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. «Человек в обществе»  

Если вы учитесь / будете учиться у Марии Николаевны, то вы наверняка будете добавлены в группу «Олимпиады» в Classroom. Там список литературы исчерпывающий. 

Если говорить про олимпиады по обществознанию, то полезным будет изучать не только аспекты права, особенности экономики и тонкости социологии, но и знакомиться с шедеврами искусства, личной жизнью отдельных знаменитых учёных, университетами, структурой политических партий, их историей, различными школами (как направление науки) – словом всё, что хоть немного связано с обществознанием. Общая эрудированность помогает построить более убедительную аргументацию в сочинении или другом письменном высказывании, а также может помочь с ответом на точечный вопрос. На нескольких олимпиадах встречался именно тот термин, который я почему-то решил досконально повторить за день до этого, в заданиях фигурировали личности, видео о которых я посмотрел совсем недавно. Словом, смотрите и читайте всё, что попадается на глаза, вам точно когда-нибудь повезёт. 

В заключении хочется рассказать, что к участию в олимпиадах меня активно агитировал мой репетитор по математике, но все математические науки меня сильно пугали. Под страхом я подразумеваю не трясущиеся руки и пот с головы, а необъяснимое остолбенение перед любой математической задачей, нежелание слушать свои мысли и полное отстранение от изучаемого предмета. Поэтому сейчас я хочу сказать вам: не бойтесь, ведь страх (имеется ввиду не биологический страх перед опасным противником и т.д.) – это самая глупая и опасная вещь в жизни, которая может украсть у вас очень много счастья.



История 4. Амир Жабоев

Научный исследовательский ядерный университет 
«МИФИ». Институт финансовых технологий и экономической безопасности Номер ОП: 38.03.01 Экономика

Результаты ЕГЭ. 
🔥Русский язык – 96 
🔥Обществознание – 71 
🔥Английский язык – 98 
🔥Профильная математика – 70

Хочется начать рассказ с того, что мое углубленное изучение обществознания началось с 5 класса. Первым моим учителем по обществознанию была Елизавета Андреевна Дзюба, она и стала моим первым наставником, готовившим меня к моим первым олимпиадам, именно благодаря ей у меня зародился интерес к обществознанию. Я начал участвовать в олимпиадах по обществознанию, целому комплексу научных дисциплин. Тогда это была не ВОШ или какая-либо перечневая олимпиада, а Кубок Главы города, и как раз в 5 классе я ощутил, каково присутствовать на втором этапе олимпиады. Для пятиклассника это был впечатляющий опыт, потому что это была не просто какая-то контрольная работа, которую ты зачастую пишешь поневоле, для получения хорошей оценки, передо мной лежали те задания, которые требовали более углубленных знаний и делал я их для того, чтобы доказать самому себе, что я знаю больше, проверить самого себя, хотя, казалось бы, это был лишь 5 класс, но интерес к олимпиадам по обществознанию сопровождал меня вплоть до окончания школы. 

Интерес к обществознанию еще сильнее возрос, когда нас начала учить Мария Николаевна. Я хочу выразить свою бесконечную благодарность Марии Николаевне за весь труд, что она прикладывала, чтобы подготовить меня к олимпиадам, за заботу и поддержку в различных ситуациях, даже в тех, которые не связаны с обществознанием. Во время написания этого текста, я вспоминаю первый урок обществознания у нашего класса с новой учительницей, помню, как тогда опоздал (всегда будьте пунктуальны, таким образом вы поддерживаете общую дисциплину и, в первую очередь, не отвлекаете учителя!), так что на первом уроке меня не было.))) НО! Когда я пришел уже на второй урок, я был восхищен тем, как Мария Николаевна была подготовлена к проведению урока, тогда-то я и понял, что передо мной тот преподаватель, который любит свой предмет и тщательно подготавливается к каждому уроку, делает каждый из них интересным. Увидев это всё, я начал еще больше интересоваться обществознанием, я лишь сильнее захотел узнать еще больше об этой совокупности дисциплин. 

Как уже говорилось выше, мой олимпиадный путь был начат еще в 5 классе и длился вплоть до 11 класса, конечно, можно было бы перечислить все достижения за 7 лет, но, я считаю, что, раз уж я уже закончил школу, приведу те олимпиады, в которых я получил призовое место в 11 классе: 
  • Олимпиада школьников «Изумруд» – призёр по обществознанию 
  • Кутафинская олимпиада школьников по праву – призёр 
На самом деле, про подготовку к олимпиадам я многого сказать не могу (к тому же, мои друзьяолимпиадники из параллели уже в подробностях описали свои подходы): она была довольна хаотична, состояла из чтения учебников, как школьных, так и вузовских, просмотра различных научных программ и, самое главное, подготовки к олимпиадам, как в ходе уроков обществознания, так и во время специальных сборов олимпиадников, которые тоже вела Мария Николаевна! 

Но, все таки, несколько советов я дать могу. Один из них весьма универсален, поможет и при изучении других научных дисциплин. Полюбите науку и знание! Возможно, звучит довольно банально, но зачастую люди считают знание лишь средством для достижения чего угодно: от получения высокооплачиваемой работы до общественного признания. Конечно, знание очень полезно, оно обладает наибольшим влиянием в современном мире, но нужно понимать и его собственную ценность. Когда вы перестанете изучать научные дисциплины лишь потому что «обязаны» это делать, перестанете учить что-либо лишь в тех объемах, которые нужны, например, для написания годовой контрольной работы, и начнете с каждым днем наращивать объем своих знаний, будете «углублять» эрудицию, вы сможете осознать, как само знание ценно, как с каждым днем вы становитесь умнее и узнаете больше, ваша речь становится насыщеннее, ваш мозг начинает работать быстрее, зачастую это также сопровождается тем, что люди начинают к вам тянуться, видя что вы  целеустремленный человек, человек, обладающий силой воли. 

Совет номер два: никогда не стоит зацикливаться на чем-то одном! Я долгое время думал, что гуманитарная стезя  это единственное, что доступно для постижения мной, но под конец 11 класса я понял, что это не так. Я довольно мало готовился к ЕГЭ по профильной математике, зачастую выделял время на что-то иное, то, что больше по душе. Но когда я садился за подготовку, у меня все получалось! Трудностей с решением различных задач не было, алгебра давалась лучше, чем геометрия, но, когда я старался что-то понять, это всегда получалось. Как итог, в 11 классе, уже под самый конец, я начал понимать, что я должен был все это время совмещать точные и гуманитарные науки. Их синтез позволил мне достичь большего, чем когда я полностью посвящал себя лишь одним наукам, использующим единый предмет познания (в данном случае метод познания используется как критерий классификации видов наук), благодаря точным наукам моё мышление становилось более систематизированным, а гуманитарные позволяли сполна утолить мою жажду познания. Поэтому советую вам не загонять себя в рамки «гуманитария» или «технаря», возможно, что вы способны постигать оба вида наук без проблем, просто следует приложить усилия и попробовать! 

Кроме того, вы можете начать писать исследовательские работы, если в 7 классе это кажется чем-то очень тяжелым и тем, что хотелось бы поскорее закончить и забыть как страшный сон, то со временем приходит осознание, что это невероятно ценный опыт, который в будущем может очень сильно помочь. С 7 класса я написал в общей сложности 5 исследовательских работ, конечно, не все из них были связаны с обществознанием, но последняя уж точно. В 10 классе я начал интересоваться философией, смотрел различные лекции, видео, посвященные разным философам, читал книги под авторством таких философов, как Аристотель, Платон, Иммануил Кант (но, если и начинать изучать философию, то я рекомендую начать с книги Пола Клейнмана «Философия. Краткий курс», кстати говоря, этот автор также написал похожую книгу по психологии). Так вот, я нашел то, что смогло поразить мой юношеский ум настолько, что зачастую вместо ранее привычных мне развлечений, я начал еще больше углубляться в предмет философии. Под всем впечатлением от этого, я решил написать исследовательскую работу об одном из многих мысленных экспериментов, о «Проблеме вагонетки», а также о «моральном выборе» ИИ, научным руководителем этого проекта, который оказывал огромную помощь на всех этапах его написания, была Мария Николаевна. Написание этой работы давалось мне легко, потому что тема была мне по душе, каждый раз, когда я садился за доработку своего проекта, я чувствовал некий прилив сил, мозговой штурм, так что тягостей по типу «Что мне еще написать?» или «Почему для обычной работы надо так много информации?» у меня не было. После того как я сдал эту работу в 10 классе, я смог также представить её на научных конференциях в 11 классе, на конкурсе «Интеллектуалы XXI века» я получил диплом 1 степени, это, кстати, даёт дополнительные баллы при поступлении в вуз, но, что мне больше всего понравилось, так это то, что я послушал комментарии вузовских преподавателей насчет моей работы, обсудил с ними тему работы, это был интересный и впечатляющий опыт. Как итог написания всего проекта, хочу сказать, что вам следует из всего комплекса общественных наук найти ту, которая больше по душе и написать проект по ней, это, во-первых, расширит ваши знания в определенной сфере, а во-вторых, поможет в вузе при подготовке различных научных работ. 

Но у меня, конечно, есть и еще один совет, который будет выглядеть более практичным, как раз для прагматичных персон, одним из главных средств написания олимпиад вплоть до 11 класса может стать обыкновенная логика. Иногда, когда начинаешь читать задание, невольно можешь испугаться, ничего не вспомнить и из-за волнения вообще забыть, где ты находишься. Однако если относиться ко всему хладнокровно и, даже встретив задание, по теме которого всё было позабыто или осталось в потёмках разума, стоит подключить логику, начать выстраивать логическую связь между одним термином или событием и другим, вы можете понять, каким должен быть ответ. Но нельзя полагаться на одну лишь логику, если ваши знания, не только по обществознанию как общему названию для комплекса дисциплин, но и по иным гуманитарным дисциплинам, а также в сфере культуры не будут достаточными для написания олимпиад, то можно не рассчитывать на высокий балл или призовое место на олимпиаде по обществознанию. Лучшее сочетание для написания олимпиад  это железная логика и не менее твердый пласт знаний. Вы можете спросить: «А каким должен быть пласт знаний для написания олимпиады?» Конкретного ответа не последует (по крайней мере, от меня), могу лишь сказать, что нужно учить так много, как возможно, и опять же: любить, любить и любить знание! 

В заключение хочется сказать, что (фраза, наверное, самая шаблонная из всех, что могла быть) олимпиады очень важны для поступления, но, самым главным являются бесценные опыт и знания, которые будут с вами всегда!
___________________________________________________ 

Выпускники этого года учились в 9 классе, когда началась пандемия. Они не сдавали ОГЭ и много времени провели на дистанте. Можно по-разному оценивать, как COVID-19 повлиял на качество знаний (чаще пишут, что негативно: раньше во всём был виноват Чубайс, теперь появился новый козёл отпущения). И у многих педагогов (я не исключение) был страх: как же они будут сдавать ЕГЭ, они же никогда ничего не сдавали! Они столько времени не ходили в школу, столько просидели на дистанте.. Про ЕГЭ я ещё напишу отдельно, но средний балл ЕГЭ по обществознанию в этом выпуске – самый высокий за последние годы. И 9 дипломов перечневых олимпиад по обществознанию, социологии, праву только в 11 классе (а были ещё в 9 и 10, в том числе, у других ребят параллели). И, думаю, пандемия определённым образом для некоторых ребят сыграла, скорее, в плюс, а не в минус. Поскольку когда ты больше, чем обычно, находишься дома, ты учишься как-то по иному организовывать рабочее/учебное пространство и учишься управлять временем.

Четыре истории, очень разные. Но есть какие-то моменты, которые в явном и/или скрытом виде прослеживаются везде.
1. Понимание того, что в олимпиадной подготовке должна быть информационная избыточность и море самостоятельной работы. Нет универсальной таблетки универсального учебника/курса/педагога и проч. Есть множество источников информации и постоянная (пусть и не всегда системная) работа ученика по их изучению, классификации, систематизации, оценке... Если ЕГЭ – это стандартизированный экзамен, содержательное пространство которого опирается на учебники ФПУ, прописано в кодификаторе, а форматы заданий строго определены спецификацией, то олимпиады давно не ограничиваются школьной программой, а разнообразие форматов заданий зависит от творчества разработчиков. Поэтому и источники информации должны быть разнообразны. Учебники (в том числе, вузовские), научно-популярная литература, справочники, монографии, биографии... Онлайн и очные курсы, новостные и научно-популярные каналы... Произведения художественной литературы и искусства.. 

2. Предмет отдельной учительской гордости  стремление оценивать с точки зрения теории социальных наук всё, что попадётся под руку. Я постоянно повторяю своим ученикам, что если они научатся видеть предмет во всём, что их окружает  в прочитанных книгах, просмотренных фильмах, ситуациях из жизни  я буду считать свою задачу выполненной. Потому, что это практикоориентированность знания, присвоение результатов познавательной деятельности в свой опыт. А потому радуюсь, видя, что мои ученики делают это, и понимают важность этого!

3. Олимпиада как индульгенция от школы. Во многих школах сегодня участники олимпиад имеют определённые преференции. Называться это может сколь угодно красиво (индивидуальная образовательная траектория – звучит!), по факту часто превращается в свободное посещение уроков или освобождение от них, с формальной сдачей каких-то заданий или вообще без этого. Увидев в текстах радость ребят от возможности из-за олимпиад не посещать уроки, я сначала была слегка шокирована. Если сильные и высокомотивированные ученики (трое из этой четвёрки окончили школу с аттестатом особого  образца) не хотят идти в школу, значит, что-то не то с этой школой. Обидно за систему стало и за себя тоже, как за часть этой системы. Затем я попыталась отбросить эмоции и подумала о том, что:
  • пандемия (писала выше) показала, что учиться можно и не в школе, точнее, вне школы, и результат не обязательно будет хуже (а, может, и лучше);
  • школа (как физическое пространство) должна осознать, что она конкурирует сегодня с этим вне (после пандемии возросло число учеников на семейном обучении) и «принять меры»;
  • для учеников это был крутой опыт, когда они, возможно впервые, поставили цель, выбрали средства её достижения и взяли ответственность за этот выбор и его результаты 
В общем, всё объективно.

4. Гораздо сильнее, чем описанное в предыдущем пункте, меня удивило, что ни один из четверых не отметил такой метод подготовки как самостоятельная разработка заданий/учебных материалов. Самый высокий уровень усвоения материала происходит, когда мы обучаем других. Создание – самый высокий уровень в иерархии учебных целей по Блуму, а потому я постоянно включаю в задания своих марафонов (каждый из этой четвёрки всегда был включён во все мои внеурочные активности, и включён не ради галочки, а увлечённо, с погружением, вызывая моё восхищение) задания не только на потребление готового образовательного контента, но и на создание своего. Посмотрите, например, конспект по теме «Семья и брак», созданный Колей с опорой на фрагменты сериалов и мемы. Или проверьте свои знания характеристик человека в задании Амира, решите  новогодние задания Маши и пройдите Пасхальный квест, созданный Данилом. Вы увидите, насколько творчески подходят эти ребята к осмыслению, переработке и предъявлению учебного материала (взяла только по одному примеру, а их много!). Считала и считаю это очень важным элементом подготовки. И вот здесь сейчас я в замешательстве. Неужели мы, взрослые, переоцениваем этот метод в обучении? Или, поскольку я никогда не акцентирую: «а вот это вам надо делать для подготовки к олимпиадам» (может, зря?), то и ученики не воспринимают это как «для олимпиад»? Или я слишком мало давала таких заданий?

5. А вот чему я точно могу и сама поучиться у этих ребят, так это умению не зацикливаться на негативных моментах, которых было немало. Некоторые из них способны взрослого выбить из колеи – всерьёз и надолго. Меня не убедить в том, что мир несправедлив, я материалист, но вот в справедливость верю. И вот когда принцип справедливости нарушается взрослыми в отношении детей – это особенно мерзко. Но, обратите внимание, ни один из текстов не содержит обид, негатива, жалоб. И вот на мой взгляд, причина такой стойкости не только в желании нашего мозга забыть о том, что причинило нам боль. А в том, что у каждого из них есть мощные ресурсы, которые помогают справляться с негативом. Это поддержка семьи (именно поддержка, а не токсичность родителей-вертолётов и родителей-газонокосилок) и спорт. Коля играет в баскетбол, Маша много лет занималась фехтованием, Данил – лёгкой атлетикой.

А вообще такие ученики – это большое учительское счастье. Рада быть причастной к их успехам. Рада их готовности и способности не только к познавательной деятельности, но и к её рефлексии (а это тоже важная составляющая успешности!). Повторю слова своего декана Владимира Денисовича Павленко, сказанные нам на Последнем звонке: «Будут лучше, но вы были лучшими!»

2 комментария:

  1. Мария Николаевна, спасибо огромное за эту статью!
    Очень интересно было читать ваших грамотных, открытых и честных ребят. Так приятны их грамотная речь, их искреннее желание помочь другим ученикам. Видно, как благодарны они вам, своему Учителю.
    Ваша рефлексия по поводу другой организации школьного пространства-времени, признаюсь тоже порадовала) Прекрасно , что в наших школах есть такие учителя, как вы: влюбляющие в предмет, вызывающие уважение и сами уважающие своих учеников ❤️

    Передайте ребятам, что их советы были полезны! Обязательно покажу дочери)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам огромное за обратную связь. Мои ученики - отличные мотиваторы для меня. Я заряжаю их, они меня, и этот процесс бесконечен.

      Удалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...