Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

пятница, 1 июня 2018 г.

Как мы "читали и размышляли". Часть 1

Источник
В предыдущие годы я не раз писала о том, как организована промежуточная аттестация учащихся 10-х классов по обществознанию в гимназии, где я работаю (все сообщения на эту тему можно прочитать по ярлыку аттестация). Ежегодно параллель 10-классников в течение IV четверти работает над многозадачными групповыми проектами, извлекая и анализируя информацию из неадаптированных источников. Причём, источники эти каждый год разные. Например, два года назад, таким источником были видеозаписи выступлений с конференций TED, год назад — главы из научно-популярных книг. Тема аттестации этого года — "Читаем и размышляем", и в качестве "точки входа" использовались произведения современной детской и подростковой литературы. Аттестация получилась очень интересной, дав мне много материала для анализа и дальнейшей работы. Понимаю, что в рамках одного сообщения написать обо всём, чем хотелось бы поделиться, не получится, разделю свою рефлексию на три части.
  • Часть 1. Общая характеристика, задания, материалы
  • Часть 2. Сервисы и инструменты
  • Часть 3. Оценивание и рефлексия

Идея сделать произведения художественной литературы исходным содержательным материалом для промежуточной аттестации возникла у меня ещё несколько лет назад. Я постоянно беру фрагменты из литературных произведений как источники заданий (несколько лет назад немного писала о своём опыте), примеры из художественной литературы уже несколько лет "узаконены" как разновидность фактического аргумента в мини-сочинении ЕГЭ и олимпиадном эссе. Однако был какой-то внутренний страх, что это окажется слишком сложным как для меня, так и для десятиклассников. К тому же опыт аттестации прошлого года показал, что у учащихся существуют колоссальные трудности в извлечении информации из неучебных источников (хотя постоянно работаю над этим, всегда говорю своим ученикам: "Если вы научитесь видеть предмет в том, что вас окружает, если будете способны анализировать реальность с опорой на знания, я буду считать свою работу выполненной"), а ведь каждая группа работала только с одной главой книги научно-популярного жанра, посвящённой достаточно известным современным старшеклассникам явлениям (искусственный интеллект, ремиксы, фильтрация и т. п.). А тут я запланировала целую книгу, да ещё художественную. Но в марте я решила, что пора прекращать бояться, и во время IX Всероссийской конференции с международным участием "Информационные технологии для Новой школы" (сайт конференции) обратилась за советом к филологам: Елене Ворониной, Елене Квашниной и Зинаиде Юльевне Смирновой. Общение с ними придало мне уверенности в своих силах. Кроме того, в документе мы обсудили какие-то беспокоившие меня вопросы и список произведений.
Составляя список произведений, я руководствовалась следующими правилами.
  1. Книга должна быть доступна (есть в моей библиотеке, либо её электронный вариант есть в свободном доступе).
  2. Маркировка книги — не более чем 16+ (в список попали несколько книг даже с маркировкой 6+).
  3. Книгу можно прочитать достаточно быстро (от 1—2 часов до 1—2 дней). На первом уроке IV четверти, объявляя формат аттестации, я сказала 10-классникам: "Конечно, я могла бы вам предложить для чтения Улицкую, Водолазкина или Яхину, но прочитаете ли вы "Зелёный шатёр", "Лавра" или "Зулейха открывает глаза" — вот в чём вопрос. А мне важно, чтобы вы именно прочитали". Тогда ещё я не знала, как откликнутся эти мои слова! Но — обо всём по порядку.
  4. Большая часть произведений из списка должна быть прочитана мной. В итоге в список попали 43 книги, групп было сформировано 25 (10-классники выполняют работу в группах по 3 человека), из них пять групп выбрали книги, которые я раньше не читала, а потому читала тоже в процессе подготовки.
  5. Книга должна быть современной, в идеале — не старше  самих десятиклассников (либо изданная в течение их жизни). В итоге в список попали несколько книг более раннего периода, но серьёзно переработанные для современных изданий.
  6. Книга не должна иметь недавней экранизации (опять же для того, чтобы читали, а не смотрели фильм).

Создав группу, выбрав и прочитав одну книгу из предложенного списка, 10-классникам предстояло выполнить несколько заданий.
  1. Выделить из текста книги не менее трёх тем/проблем обществоведческого курса и написать по ним оригинальный текст (все тексты проверяла через антиплагиат). Формат текста — любой, но в нём должны быть раскрыты выделенные проблемы/темы с опорой на материал курса, содержание книги и факты другого типа (примеры из истории, современной социальной реальности, личного опыта, материалы других учебных предметов). Подробно об этом задании в сообщении блога.
  2. Создать цифровой ресурс, визуализировав в нём основные идеи написанного текста. Формат ресурса — на усмотрение группы. Это может быть презентация, видеоролик, инфографика, комикс и т. д. Подробно это задание описано в отдельном сообщении.
  3. Подготовить устное выступление по одной из проблем/тем, выделенных из книги. Выступление должно предлагать свой взгляд на эту тему/проблему, оценку её роли для личного, учебного и будущего профессионального развития). При этом в качестве образцов выступлений берутся речи спикеров на TED. Подробней написано здесь.
  4. Разместить все подготовленные в рамках выполнения заданий  1—3 материалы на сайте аттестации. Изначально для каждой группы на сайте мною создаётся отдельная страница, а вот наполнением её занимается сама группа (при необходимости создавая подстраницы). О размещении материалов на сайт тоже писала отдельное сообщение.
  5. Вся текущая работы группы осуществляется с помощью сервиса для планирования работы Trello. Каждая группа создаёт свою доску задач и планирует на ней свою работу, своя доска задач на период подготовки к аттестации была и у меня. Подробно о работе с доской задач написано здесь.

Учащиеся получают задания на первом уроке IV четверти и выполняют их в комфортном для себя режиме (промежуточных дедлайнов нет). Устная часть проходила 23 мая 2018 г., это свободный от уроков день (как он организован, наисано в отдельном сообщении). 

Поскольку таблица самозаписи (ссылка на которую дана на главной странице сайта) содержит персональные данные учащихся, доступ к ней ограничен (уже не раз в почту мне падали запросы на предоставление доступа). Однако я собрала всю информацию о работе групп в отдельную таблицу. Подборку луших работ и выдержки из рефлексивных анкет можно посмотреть по ссылке.

Несколько мыслей по поводу заданий и их выполнения.

Сначала о книгах.
  1. О выборе книг. На стартовом этапе было любопытно: есть ли старшеклассники, для которых книги из списка были знакомы ранее. Оказалось, что есть. Но мало. Три группы выбрали для работы книги, которые один из членов группы уже читал ранее, и книга была в домашней библиотеке. Получилось, что эти группы имели некоторую фору на старте: книга читалась быстрее, проблемы/темы выделялись раньше.
  2. О том, где брать книги и как читать. 
    Поскольку большинство книг были в моей домашней библиотеке, я сразу предложила воспользоваться ей. И почти все группы воспользовались моим предложением, передавая книгу из рук в руки. Только две группы читали "в цифре" книги, которые можно было взять у меня "в бумаге". И, конечно, "в цифре" читали несколько групп, для которых книги у меня не нашлось. Если у меня были написаны отзывы на какие-то книги, давала ссылки на них: на этапе выделения проблем мои отзывы могли помочь, поскольку я "не могу убить в себе предметника" и постоянно читаю как обществовед, попутно выделяя какие-то проблемы/темы. Однако многие группы дали совсем иное видение проблем/тем, представленных в книге. И это здорово. Не раз и не два ко мне подходили с вопросами типа: а где можно купить эту книгу. Причём вопрос задавался после того, как ни ближайших книжных магазинах, ни в крупных интернет-магазинах книги не оказалось. Попутно почувствовала такой факт: домашние библиотеки есть далеко не у всех. Или так: книги покупались когда ребёнок был маленький, а потом их покупка постепенно сошла на нет.
  3. О том, что происходит, после того, как прочитали. Ни одно из заданий не предполагало написание отзыва на книгу. Но порой это желание проявлялось невольно. И тогда я читала на досках задач такие вот комментарии. 
    А через несколько дней после устной части ко мне подошёл один ученик и сказал: "Вот Вы говорили, что могли бы нам дать Улицкую или Яхину, но боитесь, что мы не прочитаем. А я вот прочитал после Ваших слов книгу "Зулейха открывает глаза" и планирую на каникулах читать Улицкую". Разве это не счастье?
А ещё, прочитав книгу, две группы предприняли попытку связаться с автором выбранной книги. И, если у одной группы переписка с Дэвидом Алмондом ограничилась несколькими сообщениями в твиттере (общались, разумеется, на английском языке), то взаимодействие другой группы с Ольгой Громовой оказалось очень продуктивным. Группа даже своё устное выступление выстроила на противоречии между собственным пониманием одной из проблем и мнением автора, полученным в переписке. Одна из участниц группы, отвечая на вопрос анкеты "Что лично Вы получили в процессе подготовки и проведения промежуточной аттестации?", написала: "...опыт общения с автором книги!!!!! и не просто книги, а какой... постоянно слышу про 21 век и отсутствие всяких границ, впервые ощутила это на себе"

    Теперь про создание текста. 22% десятиклассников, ответивших на вопросы рефлексивной анкеты отметили, что написание текста было для них самым сложным заданием. Но при этом каждый четвёртый опрошенный отметил, что это задание одновременно оказалось и самым полезным. И одна из трудностей связана с той свободой, которую я даю в рамках аттестации. Книга? Выбирайте! Проблемы? Выделяйте сами! Формат текста? На ваше усмотрение! Очень хорошо об этой свободе написала одна из учениц в рефлексивной анкете.
      Видимо, стандартизированные форматы заданий, которые чаще всего приходится выполнять школьникам на разных предметах, к концу 10 класса серьёзно убивают творчество. А потому большая часть написанных текстов — очень простые по форме. Просто называют проблему/тему, пишут всю теорию по ней, которую смогут вытащить из учебника и/или интернета, а после дополняют примерами.

      Однако исключения всё-таки были. Дам ссылки на несколько, на мой взгляд, самых удачных с точки зрения формата и работы в заданном контексте, примеров.
      1. Сразу несколько групп создавали свои тексты в форме интервью с главными героями выбранной книги. Считаю данный формат достаточно сложным в контексте задания: надо и жанр выдержать, и теорию раскрыть, и примерами проиллюстрировать. Пример 1: текст-интервью по произведению Д. Гроссмана "С кем бы побегать". В этом интервью главные герои отвечают на одни и те же вопросы, последовательно раскрывая каждую из тем. Пример 2: текст-интервью по произведению Роланда Смита "Пик". А в этом тексте представлены три самостоятельных интервью с разными героями книги.
      2. Также несколько групп решили использовать формат выбранной книги для создания своего текста. Пример 1: текст по книге Дэвида Алмонда "Меня зовут Мина". Книга построена в форме дневника девочки, автор активно использует разные шрифты в тексте произведения. То же самое попыталась сделать и группа: где-то они использовали фрагменты самой книги, но и другие использованные источники "внедряли" в текст с помощью типографики. Пример 2: в книге Роба Буйе "Всё из-за мистера Террапта" повествование ведётся от имени нескольких учеников, и главы названы по их имени. Участники группы тоже писали свой текст от разных имён — своих. Я не филолог, но мне кажется, что они смогли и стилистику автора в своём тексте максимально сохранить.
      3. Группа, работающая по книге Лоис Лоури "Дающий", выбрала для своего текста формат газеты (в качестве образца взяли "Комсомольскую правду"). Этот текст был признан десятиклассниками лучшим по итогам рефлексивной анкеты.
      4. А по книге Марьяны Козыревой "Девочка перед дверью" была создана "Язбука": текст-словарь. 

      Теперь про устную часть. Это ведь тоже текст, который надо написать и произнести перед аудиторией (каждый десятиклассник в день устной части должен побывать на выступлениях минимум трёх групп, плюс — мы открыты и доброжелательны. А потому ежегодно на устную часть заходят кто-то из 11-классников (которые год назад были в такой же ситуации), педагогов и администрации гимназии (в этом году директор видела более 10 выступлений, на отдельных выступлениях также были зам. директора по УВР (филолог), зам. директора по информатизации (информатик), зав.кафедрой общественных дисциплин и учитель русского языка и литературы 10-й параллели). Кроме того, мы впервые попробовали организовать прямую трансляцию, разослав ссылку на неё родителям параллели (запись). 

      Отвечая на вопросы рефлексивной анкеты, на мой взгляд, десятиклассники объективно выбрали три лучших выступления.

      Укажите группу, устное выступление которой вам понравилось больше всего. Информативно, увлекательно, ярко, интересно, понятно
      Жалею, что не сняла выступление этой группы (в трансляции запись велась сбоку, не всё попадало в кадр).
      • Выступление группы было эмоциональным, информативным, близким к TEDформату, слушать было интересно. В процессе выступления группа использовала разные способы визуализации: интерактив с аудиторией, презентацию, листы бумаги с надписями, обручи, имитирующие красные круги, в которых выступают ораторы на TEDконференциях. 
      • Текст устной части был интересным, рассказ слаженным. Понравилось наличие взаимодействия со зрителями, схожесть с форматом TEDа. Также стоит отметить одежу выступающих  все было спланировано до деталей:)
      Текст выступления группы и презентация.


      На втором месте (13,9%) по результатам анкеты устное выступление группы 5. 
      • Речь яркая, ни минуты не было скучно. Понравилось, что группа провела опрос и вставила его результаты в устную часть. Не побоялись взяться за серьезную и актуальную тему, критикующую систему образования, и наглядно представили информацию в школе, перед учителями, работниками данной сферы) 
      • Понравилось, что они не побоялись высказать свое мнение по поводу современной системы образования даже при учителях и директоре, которые не совсем разделяли их позицию
      Группа выступала одной из первых, в записи трансляции видно, какое бурное обсуждение вызвало выступление ребят у педагогов. Считаю, что группу действительно стоит отметить за смелость и за умение держать удар во время дискуссии. В процессе подготовки своей работы группа читала и Кена Робинсона, и Питера Грея (интересно, какой процент учителей знаком с их книгами, изданными в России?). Я не согласна с коллегами, которые считают, что группа уж очень негативно представила совреемнную ситуацию в образовании. На мой взгляд, это объективная реальность. И когда об этом говорят сами дети, это крайне важно.

      Видеозапись (к сожалению, не с начала: так разволновалась, что, взяв телефон, забыла нажать на запись).

      Полную версию можно посмотреть в записи трансляции. Текст выступления — на странице сайта.
      Презентация.


      Замыкает тройку лидеров (11,1%) по результатам опроса устное выступление группы 8. 
      • сценка с героем книги, формат интервью — чудесно обыграно, понятно и доступно 
      • Интересная подача, интерактив с публикой

      Видеозапись


      Текст выступления и презентация.



      Отметила здесь трёх лидеров голосования (и объективно три лучших выступления), однако для тех, кому интересно больше, но нет времени смотреть всё, рекомендую посмотреть материалы устной части ещё нескольких групп: раз, два, три. Это следующая тройка, но уже по моей субъективной оценке.

      Меня очень радует, что в этом году значительное количество групп вышло на устную часть с пониманием того, какую мысль они хотят донести до аудитории, на какие действия мотивировать её. Когда есть осознание, что устное выступление — это не заунывное чтение слайдов презентации (состоящих из "многабукофф"), а сами слайды не передают текст, а усиливают впечатление от него, работают на эмоциональное восприятие спикеров аудиторией.

      Пока всё. Продолжение следует...
      ______________________
      Обсуждение этой публикации на Фейсбуке >>>

      Комментариев нет:

      Отправить комментарий

      . Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...