Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

четверг, 1 июля 2021 г.

ЕГЭ по обществознанию-2021: ожидание и реальность



Вчера я увидела сводный протокол результатов ЕГЭ по обществознанию (до этого знала только результаты отдельных учеников). Подняла таблицу с данными опроса, который проводила в начале года. Там был вопрос: на какой балл Вы планируете сдать ЕГЭ по обществознанию. Жаль, что тогда ответили не все, но почти половина (всего в гимназии ЕГЭ по обществознанию сдавали 44 выпускника) есть. Рядом с планируемыми баллами я проставила баллы, полученные на экзамене. Зелёным цветом выделила те, где ожидание совпало с реальностью. Красным — где результат получился выше ожидаемого (и это не обязательно говорит о заниженной самооценке: обратите внимание, это всё высокобалльные результаты, я не раз говорила, что набрать 70 баллов — это вполне управляемо, всё, что выше — звёзды ещё должны правильно сложиться). Те баллы, где результат оказался ниже стартовых амбиций, я выделила синим. И их большинство. И это грустно. Я не была бы учителем обществознания, если бы не захотела отнестись к этой ситуации именно как обществовед. Как я люблю повторять всем своим ученикам: если вы научитесь видеть предмет во всём, что вас окружает, я буду считать свою задачу выполненной.
Как известно из курса обществознания, результат (как элемент структуры деятельности) — это соответствие цели. Результат может совпадать или не совпадать с целью. Если результат совпадает с целью, проблем не возникает (зелёный цвет на скрине таблицы). Вике Шитяковой (85) и Лере Михайлиной (93) достаточно было набрать 76 баллов, чтобы подтвердить свои дипломы перечневых олимпиад и получить право поступить по БВИ (но ведь в начале года они не могли с уверенностью знать, что возьмут эти дипломы). 

Если результат не совпадает с целью, он может быть лучше, или хуже, чем цель. Если результат лучше, чем цель, проблем обычно тоже не возникает. Вряд ли Аня Петрикевич (88), Арина Якубовская (92) и Алиса Лопатина (100) сильно расстроились, узнав свои баллы. Кто-то может ехидно и с завистью прошипеть: «Повезло»‎. Для них я напоминаю что удача и везение — это элементы достигаемого, а не предписанного статуса. Удача и везение сопутствуют деятельности. Или, если говорить языком не научного, а обыденно-житейского познания, «везёт тому, кто везёт»‎

А вот если результат хуже, чем цель, необходимо разобраться в причинах. Их может быть несколько: 
  • цель поставлена неверно; 
  • выбраны неэффективные средства достижения цели; 
  • субъект деятельности не предпринял необходимых действий над объектом
Рассмотрим каждый вариант по отдельности. 
1. Неверно поставленная цель. Причин этому может быть несколько. 
  • Недооценивание сложности экзамена. До сих пор в сознании многих родителей и выпускников бытует мнение, что физика, химия — это сложно, а обществознание сродни чему-то вроде «что вижу, о том и пою»‎. В результате выпускник делает много ошибок в первой части, а ответы на задания второй пишет на уровне обыденно-житейского знания (или, как я говорю, «бредни Барри» или «байки из склепа» — кстати, кто-нибудь может сказать, откуда эти выражения в моём лексиконе?). Эта причина сопровождается ещё тотальным незнанием естественно-научных дисциплин. В итоге общую осведомлённость на уровне житейского опыта, выпускники и их родители принимают за глубокие знания по предмету.
  • Завышенная самооценка. Нынешние выпускники воспитываются в семьях поддерживающего типа. С детства ему внушают мысль о его исключительности, чуть ли не гениальности и учат видеть причины всех неудач во внешней среде («Я получил оценку «три» не потому, что был не готов, а потому, что учитель обнаглел, надо натравить на него родителей, а ещё лучше прокуратуру, Министерство образования, а ещё лучше, Путина!» — поверьте, я знаю, о чём пишу). Современная молодёжь часто полагается на родителей («Не поступлю на бюджет? Ни за что не пойду работать или в колледж, родители будут оплачивать учёбу на коммерческом отделении: а куда они денутся?»), которые решат все их проблемы, а администрация образовательных учреждений и органы управления образованием обычно поддерживают не учителя (который сегодня бесправен), а родителей (это вам не медики с их корпоративной солидарностью).

2. Неэффективные средства достижения цели. Нередко родители выпускников искренне удивляются, увидев результат ЕГЭ своего чада: они не жалели средств, оплачивая репетиторов и/или курсы, а он им рассказывал регулярно, что в поте лица готовится. Но зачастую мы имеем дело не с деятельностью, а с имитацией деятельности, иллюзией. Рассмотрю самые распространённые заблуждения.
  • По каждому предмету, по которому выпускник сдаёт ЕГЭ, должен быть репетитор. На эту тему я готова говорить бесконечно. Нет, я не против репетиторства, но я не считаю это панацеей: никакой, даже самый супер-пупер репетитор не гарантирует высокие баллы на ЕГЭ. Репетитор может выявить пробелы и обеспечить систематические занятия по их устранению. Он может помочь решить какие-то локальные проблемы (разобраться с какой-то конкретной темой, поставить алгоритмы выполнения каки-то заданий и пр.). Но у нас в обществе недоверие ко всему государственному и бесплатному. Школьный учитель априори не может научить хорошо. А потом удивление: у ребёночка перегруз! Ещё бы! Он сначала 6—7 уроков в школьной камере хранения находился, потом пошёл на несколько часов к репетиторам. А ещё уроки делать. А ещё, чтобы старшеклассник, психика которого и так неустойчива, хорошо переносил школу, у него обязательно должна быть жизнь вне школы. Вот только когда? Я уже не говорю о том, кто сегодня оказывает репетиторские услуги, и как они это делают. Разумеется, есть классные специалисты, но как среднестатистический родитель может это понять?
  • Зачем слушать учителя на уроке, лучше смотреть видеолекции на YouTube, подписаться на все ЕГЭ-шные паблики ВКонтакте и блоггеров-многотысячников в Instagram. Ситуация аналогичная предыдущей: зачем? Знание не возникает между ртом видеоблоггера (или репетитора) и головой ученика. Для того, чтобы они возникли, надо что-то сделать, а не просто пассивно созерцать как вольный слушатель.
3. Отсутствие действий субъекта над объектом. Ну, тут вообще предельно просто: лень. 

Эти три причины касаются только процесса подготовки. А ведь есть ещё сам экзамен. Который, как бы цинично ни звучало, проверяет не только (и даже не столько) знания выпускника по предмету, а умение в определённый день и время написать кем-то случайным образом составленный вариант. А потому в день ЕГЭ важны другие три правила.
  1. Побеждает не самый умный, а самый тренированный. При этом натренированность не равно натасканность
  2. Психологический настрой, уверенность, которая не равна самонадеянности.
  3. Умение правильно распределить время на экзамене (ни в одном предмете не такого количества трудоёмких заданий в части 2, их девять!)

В общем, на один из вечных вопросов «кто виноват» я попыталась ответить. Более того, ни один из баллов, полученных моими выпускниками на ЕГЭ в этом году, лично меня не удивил. Я могу в каждом конкретном случае назвать причину (одну или несколько), почему так получилось. 

Но есть ещё другой вопрос: «что делать?» На этот счёт у меня также есть несколько ответов.
Ответ первый. Не знаю. Порой мне кажется, что я уже никого ничему не могу научить, и в прошедшем учебном году я выгорела как никогда. Но осознание причин проблемы есть первый путь к её решению.
Ответ второй. Признать всем (не только учителям, но и ученикам и родителям), что процесс познания, учения (в целом, и подготовка к ЕГЭ в частности) не может быть лёгким. То, что легко даётся, так же легко уходит. Знания приходят через преодоление, через выход из зоны комфорта, через признание себя субъектом (а не объектом) познавательной деятельности с полным принятием на себя ответственности за её результаты.
Ответ третий. Спросить у самих выпускников — тех, кто написал экзамен на высокие баллы — как им это удалось. В ближайшее время я опубликую несколько историй успеха. Пока не решила, в каком формате здесь или в своём Instagram. Я и этот текст изначально задумывала как прощальный пост для своих выпускников в GoogleКлассе (последние годы я не пишу здесь именно потому, что много пишу либо в корпоративном аккаунте в закрытом доступе, только для своих учеников, Instagram), потом решила, что тема может быть интересна более широкой аудитории. Но для Instagram текст получился невероятно длинным, а потому я решила попытаться реанимировать этот блог (не знаю пока, разово или нет).

Всё написанное здесь является ИМХО. не претендую на истину в последней инстанции, как никогда не стремилась тащить истину в своих учеников. Получилось, как мне кажется, довольно жёстко (это я ещё не анализировала подтверждение итоговых отметок в аттестате и медалей), но это то, что накипело за последние годы.

И да, я искренне и от души поздравляю всех, кто получил на экзамене высокий балл (а в ЕГЭ по обществознанию это балл 80+). Отдельные поздравления — чудесной Алисе Лопатиной: впервые в истории нашей гимназии у нас есть стобалльник по обществознанию (в Челябинской области в этом году таких выпускников всего четверо, и это выше, чем в предыдущие годы у нас чаще их вообще не бывает).

Обсуждение этой публикации на Facebook >>>

4 комментария:

  1. Я до сих пор помню своих репетиторов (считаю, что мне они помогли), помню эмоциональный прессинг, как уже тогда 13 лет назад запугивали этим егэ. У любого отличника могут нервы сдать. И интересно, что в университете нет такого. Экзамены обычные сдать достаточно легко, я студентам очень часто автоматы ставила, госэкзаменационную комиссию можно взять харизмой))) странная эта наша система образования))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот никогда не понимала всех этих пугалок-страшилок. Когда со стороны учителя в отношении ученика чуть ли не шантаж начинается: "Если ты будешь сдавать ЕГЭ по моему предмету, то..." (далее обычно идут угрозы в аттестат поставить совсем не то, на что рассчитывает ученик.

      Удалить
  2. Маша, всё правильно: пашешь — получаешь результат, отдыхаешь, себя жалеешь — пшик.

    Рада за твоих пионеров, получивших высокие баллы. Пусть у них всё будет хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо за отклик! Я уверена, что у них всё будет хорошо. Каждый из высокобалльников смог выстроить индивидуальную систему подготовки, образовательную траекторию. Впрочем, об этом будет следующий пост

      Удалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...