Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

среда, 15 февраля 2012 г.

Межличностные отношения в группах

Какие виды отношений складываются в малых группах? Что такое социометрия и для чего она нужна? Что такое групповая интеграция? Каковы ее показатели? Какие процессы способствуют групповой интеграции? К каким отрицательным последствиях она может привести? Эти и другие вопросы продолжают изучение темы "Малые группы" на профильном уровне. К этому моменту ребята уже знакомы с понятием "малая группа", могут назвать разновидности малых групп, объяснить понятие "референтная группа". В сообщении представлена подробная разработка урока по теме.
Класс: 10 -11 
Уровень: профильный
Учащихся в классе: 20
Используемое оборудование: компьютер с подключением к Интернету, проектор, интерактивная доска.
Требуемое программное обеспечение: 
  • Программа Notebook
  • Интернет-браузер (предпочтительнее GoogleChrome, либо иной браузер с обновленной версией Adobe Flash Player и установленным подключаемым модулем JavaScript).

Используемые учебники и учебные пособия:
  • Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. и др. Энциклопедия материалов. /Учебно-методический центр образовательной программы "Мой выбор". - М.: Ижица, 2002.
  • Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008. 
  • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М,: ВАКО, 2008.
Используемые ЦОРы:
  • Авторский ЦОР "Формулируем тему урока...", созданный средствами сервиса FhotoPeach 
  • Авторский ЦОР «Межличностные отношения в малой группе», выполненный в программе Notebook. Содержательный источник ЦОРа: Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 512 с. – С. 267 Если зарегистрироваться на сайте, будет доступна (тоже после модерации) программная версия ЦОРа в онлайн-режиме.

Цели урока.

Знать понятия и термины: межличностные отношения и их виды, социометрия, групповая интеграция, деиндивидуализация

Развивать умение систематизировать информацию по теме, в том числе неадаптированную, выраженную в различных знаковых системах: текст, схема и др.; сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитывать культуру речи, ответственное и толерантное поведение учащихся.

Ход урока.

Мотивационный этап.

Демонстрируется ЦОР "Формулируем тему урока..."
Вопросы для обсуждения:
  • Что объединяет все изображения?
  • В чем отличия между ними?
Примерные ответы: на всех изображениях показаны люди в малых группах, отношения между людьми. Ситуации, показанные на изображениях, иллюстрируют групповую сплоченность, интеграцию. Различия в том, что люди на изображениях различаются между собой по полу, возрасту, расе. Различны и типы отношений: на одних изображениях показаны люди в деловой, официальной обстановке, на других - в неформальной, приятельской. На одних изображениях люди исполняют одинаковые роли (например, друзья, приятели), на других - разные (например, начальник и подчиненный). Виден и разный уровень сплоченности представленных малых групп: на одних изображениях в основе отношений лежит эмоциональное восприятие, на других - общие цели, интересы. Результатом обсуждения становится формулировка темы и целей урока.
Информационно-аналитический этап.
1.0 Проведение простейшего социометрического исследования. Каждый ученик получает по 2 маленьких листочка бумаги разного цвета. Исходная ситуация: "во время учебного дня у вашего класса неожиданно образовалось "окно" - 45-минутный перерыв в занятиях из-за болезни одного из учителей. С кем из одноклассников вы бы хотели вместе провести эти 45 минут, а с кем - нет?". По одной фамилии записывается на листах разного цвета - заранее оговаривается, на листе какого цвета пишется позитивный выбор, а какого - негативный. Листочки собираются учителем, сообщается, что в ходе урока будет проведен анализ этого исследования.
1.1 Работа с учебником, с. 355 - 356. На доске - ЦОР "Межличностные отношения в малой группе". Страница 1.
Первоначальный вид ЦОРа.
Задание учащимся: соотнести виды отношений и их характеристики.
Окончательный вид ЦОРа.
1.2 На каждую парту выдается цитата о межличностных отношениях. Задача учащихся: определить виды межличностных отношений. Делается оговорка на то, что не во всех высказываниях вид отношений определяется однозначно. Ниже приведены примеры цитат и возможные варианты ответов. Для удобства просмотра рекомендую перейти в полноэкранный режим и увеличить документ.
 
2.1 Работа с понятием "групповая интеграция". Учащимся предлагается по цепочке назвать слова-ассоциации на данное понятие. По итогам работы  на экран проецируется слайд:
Wordle: Интеграция 
На основе ключевых слов-ассоциаций формулируется определение понятия "групповая интеграция" - это состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
2.2 Работа с учебником, с. 357 и с раздаточным материалом "И.С. Кон. Психология ранней юности". Класс разделен условно на три группы - по рядам. первая группа работает над анализом первого слоя интеграции (по тексту учебника и заданиям к раздаточному материалу), вторая - над анализом второго слоя, третья - третьего.
На доске - ЦОР "Межличностные отношения в малой группе". Страница 2.
Первоначальный вид ЦОРа

Окончательный вид ЦОРа

2.3 Анализ результатов социометрического исследования. На уроке учащиеся дважды работают самостоятельно с учебником. В это время учитель может провести элементарный анализ выборов учащихся, определив явных лидеров и аутсайдеров класса. Перед сообщением и обсуждением результатов учитель говорит о том, что социометрия является одним из популярных методов исследования структуры межличностных отношений в малых группах. Озвучиваются фамилии ребят, получивших наибольшее число выборов. Вопросы классу:
  • Как можно охарактеризовать роль в межличностных отношениях, которую играют эти учащиеся?
  • Почему вы выбрали именно их? Попробуйте дать ответ, опираясь на ключевые понятия урока.
Затем те же вопросы задаются по учащимся, получившим негативный выбор (но без озвучивания фамилий).

Рефлексивный этап.
1. Работа с ЦОРом "Составьте фразу". Каждый ученик из имеющихся на ЦОРе слов составляет высказывание Альбера Камю и на его основе делает вывод по уроку. Затем один ученик работает у доски, после чего совместно обсуждается вывод. Получившаяся фраза: "Великий вопрос жизни - как жить среди людей".
2. Заполнение рефлексивных таблиц каждым учащимся.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...