Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

суббота, 6 апреля 2013 г.

Как из "ничего" создать учебный объект: рождение АртефактПедагогики

В рамках IV Международной конференции "Информационные технологии в образовании" мне посчастливилось принять участие в заседании Педагогического клуба сетевого взаимодействия. Давно читаю блог клуба, восхищаюсь коллективной работой коллег самых разных предметов, и была очень рада этой возможности совместной работы с единомышленниками. В основе заседания клуба лежала групповая работа с "артефактами" — источниками информации, не являющимися непосредственным учебным материалом, зачастую, педагогически неадаптированными. Таким источником мог быть любой предмет, событие, факт, изображение, видео и пр., который чем-то заинтересовал, привлек внимание, вызвал потребность использовать его в обучении.
Приглашенные на клуб иногородние (и иностранные!) участники подобрали несколько таких артефактов, которые, по их мнению, могут стать основой учебного задания по конкретному предмету. Члены клуба путем голосования выбрали три артефакта, а затем, разбившись на группы, попытались спроектировать педагогический сценарий на основе одного из них.
Далее я привожу полный список всех предложенных на заседание клуба артефактов, а также возможные темы обществоведческого курса (пока — без конкретных педагогических сценариев, но, думаю, это только дело времени, будут и они), в рамках которых можно организовать работу с данным артефактом  (формулировке даны по Примерной программе среднего (полного) общего образования по обществознанию, профильный уровень).
1) Цифровая поэзия. Предложено +Marina Kurvits
Именно над этим объектом работала группа, в которой участвовала и я (фото +Жанна Ховрычева) . 
Вот наш итоговый документ. В отличие от других групп, дискуссия внутри группы не дала нам возможность создать законченный конспект учебного или внеклассного занятия. Скорее, это некий проспект будущей работы, подборка ссылок на какие-то источники информации, найденные в процессе работы. 
Как видно из приведенного отзыва, данный учебный материал позволяет построить урок с достижением предметных, метапредметных и личностных результатов. 
А вот вариант работы с данным артефактом, предложенный другой группой.
В курсе обществознания данный артефакт может быть учебным материалом при изучении следующих тем:
  • Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.
  • Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и знание.
  • Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира.
  • Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
  • Общественное и индивидуальное сознание.

Возможные темы обществоведческого курса, на которых возможна работа с данным объектом:
  • Искусство.
  • Понятие культуры. Многообразие и диалог культур.
  • Экономика и культура.

3) Мультфильм "Перелётная". Предложено +Мария Смирнова.


Мультфильм вызвал живой интерес у членов клуба, а потому за короткое время силами трех разных групп было создано сразу три варианта работы с ним.
Группа 1
Группа 2.
Группа 3.
При изучении обществознания, данный мультфильм может быть использован при знакомстве с основами социологии и социальной психологии. Возможные темы:

  • Социализация индивида. Факторы формирования личности.
  • Отклоняющеся поведение, его формы и проявления.
  • Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
  • Устойчивость и изменчивость личности.
  • Макро- и микросреда личности.

4) Мультфильм "At the ends of the Earth" — "На краю Земли". Предложено +Татьяна Пирог

.
Работа с этим артефактом продолжилась и после заседания клуба. +Elena Shevchuk в своем блоге предложила учащимся задание:  создать совместную презентацию, проанализировав мультфильм с позиций физики.
Мне очень импонирует попытка группы 2 рассмотреть этот мультфильм с позиций разных наук, а потому, тема обществоведческого курса, в рамках которой я вижу данный артефакт — это:

  • Дифференциация и интеграция научного знания.

5) Новогодние костюмы трех поколений моей семьи. Предложено +Maria Sonina
Предлагая этот артефакт, я, признаюсь, слукавила: этот альбом с фотографиями уже был использован мною четыре года назад, когда мою дочь-первоклассницу заинтересовали старые семейные фотографии. Так родилась идея работы,  в основе которой лежала попытка 6-летнего ребенка распределить фотографии по группам, выделив при этом какие-то признаки классификации.  
Текст работы.
Приложения.
Разумеется, предложенная форма работы — лишь одна из возможных. Данный артефакт может быть использован при изучении следующих разделов и тем обществоведческого курса:
  • Семья как малая группа. Воспитание в семье.
  • Традиционные семейные ценности.
  • Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культурно-бытовые интересы.
6) Две статьи из Википедии:
Предложено +Лидия Кобцева. Возможные темы:
  • Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание.
  • Социальное поведение. Социальная роль.
  • Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии.
7) Ролик TED. Стейси Крамер: Подарок, который изменил мою жизнь. Предложено +Maria Sonina.

Когда некоторое время назад впервые увидела этот ролик в своей ленте в Google+ (спасибо +Наталья Чемоданова), плакала. Если соберусь сделать что-то по этому ролику для урока, тоже буду плакать. Потому и темы видятся, так или иначе связанные с внутренним миром человека:  
  • Мораль. Нравственная культура.
  • Самосознание и его роль в развитии личности.
  • Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения.
  • Эмоциональный мир личности. Стресс и фрустрация. Человек в критической ситуации.
8) Сологуб Ф. К. Три плевка. Предложено +Александр Матюшкин. Возможные темы:
  • Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
  • Потребности и интересы.
9) Вот как надо правильно кушать шоколадку! Предложено +Marina Kurvits. Очень люблю всё, что связано с теорией познания, и этот артефакт — в копилку к урокам по данному разделу:
  • Знание и сознание.
  • Понятие научной истины и ее критерии. Относительность истины. истина и заблуждение.
10) Сологуб Ф. К. Палочка. Предложено +Александр Матюшкин Еще одно стихотворение того же автора. Спасибо, что открыли  его для меня. С точки зрения урока уникальность этих стихов, помимо прочего, в том, что они очень маленькие: быстро прочитывается, но вот осмысливаться будут долго. Возможно,  будут осмысливаться в этих темах:
  • Человек как стремление быть человеком.
  • Свобода выбора.
11) Карандаш. Предложено +Лидия Кобцева.
Просто  карандаш. Автор идеи предлагает ментальную карту, которая выводит учащихся на тему графена, а дальше — к самоопределению увлеченных наукой старшеклассников. Я соотнесла пока очень просто (но не вполне здесь собой довольна, буду еще думать):
  • Материально-вещественная среда обитания человека. 
Возможно, коллеги, предложившие артефакты, видели их как-то по-иному. Возможно, по-иному увидят эти объекты коллеги-обществоведы. Готова к обсуждению. А пока, в заключении хочу привести один из отзывов членов клуба.
И  итоговое "облако слов" (каждый участник мог написать только три слова).
Ещё один взгляд на тему клуба:
+Ljudmilla Rozhdestvenskaja Артефактогогика ... или в поисках другого глобуса >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...