Культура является объектом изучения многих гуманитарных и общественных наук. Ее изучают антропология, философия, история, этнография, социология, социальная психология. Кроме того, существует еще и интегральная область знаний — культурология. И при этом, зачастую изучение вопросов культуры в школе в рамках курсов истории и обществознания происходит, по остаточному принципу. А между тем, тема важна как своей межпредметностью (на уроках литературы ученики знакомятся со спецификой художественного творчества, на уроках истории — с достижениями в различных сферах человеческой деятельности в тот или иной исторический период и пр.), так и глубокими внутрипредметными связями (отдельные аспекты данной темы рассматриваются при сопоставлении природы и культуры, рассмотрении особенностей научного и ненаучного познания и пр.). Изучая данную тему, ученики знакомятся с многообразием подходов к определению понятия "культура", с сущностью материальной и духовной культуры, с путями развития культуры. Тема дает отличные возможности для развития умений анализировать, делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия общественных наук. Воспитательный эффект темы состоит в возможности формирования отношения к материальным и духовным ценностям прошлого и настоящего. В этом сообщении предлагаю возможные ресурсы для изучения темы.
1) Презентация с основными понятиями темы.
2) Определения понятия "культура".
Работа с различными вариантами определения понятия "культура". Может быть организована в различных формах. Привожу одну из возможных — документ для совместной работы.
3) Слайд для работы на интерактивной доске.
Формы работы могут быть различными: рассказ учителя, по ходу которого он выстраивает схему на слайде; самостоятельная работа учащихся с учебником, по окончании которой кто-то из учащихся собирает на доске схему, и пр.
4) Упражнение "Материальная и духовная культура". Источник: Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профил. уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова. — М.: Просвещение, 2008. — С. 110.
1) Презентация с основными понятиями темы.
2) Определения понятия "культура".
Работа с различными вариантами определения понятия "культура". Может быть организована в различных формах. Привожу одну из возможных — документ для совместной работы.
3) Слайд для работы на интерактивной доске.
Первоначальный вид слайда.
Окончательный вид слайда.
Формы работы могут быть различными: рассказ учителя, по ходу которого он выстраивает схему на слайде; самостоятельная работа учащихся с учебником, по окончании которой кто-то из учащихся собирает на доске схему, и пр.
4) Упражнение "Материальная и духовная культура". Источник: Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профил. уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова. — М.: Просвещение, 2008. — С. 110.
5) "Культурный код". В основу задания лег один из "артефактов", предложенных на заседании Педагогического клуба сетевого взаимодействия в марте 2013 г. (я писала об этом здесь). Вот он:
Картинку эту я вдела и раньше, но на как на педагогический объект взглянула на нее только благодаря предложившей ее для обсуждения +Marina Kurvits. В интернете нашла много подобных цифровых стихов (неплохая подборка есть, к примеру, здесь). Для сопоставления использовала сообщение из ленты +Naked Science, в котором, языком разных поэтов перессказано известное стихотворение Агнии Барто про Таню. В качестве задания ученикам предлагается соотнести комбинации цифр со стихами (при этом, авторы стихов не указываются, в документе привела их для удобства, подобрав четыре пары стихов и наборов цифр). Соотнесение может происходить в разных формах: в виде работы с печатными карточками, в формате общего обсуждения у интерактивной доски, в процессе совместной работы в едином документе и пр. После того, как ученики выполнят задание, целесообразно обсудить с ними следующие вопросы:
- По каким признакам вы идентифицировали те или иные фрагменты?
- Были ли идеи, возникающие у вас при обсуждении задания, сознательными (основанными на знании теоретического или фактического материала), или бессознательными (основанными на стереотипах)?
- Каким образом данное задание иллюстрирует духовное развитие общества? Можем ли мы говорить о преемственности? О новаторстве?
Далее можно организовать работу учащихся со статьей из Википедии Культурный код, попросив их проиллюстрировать примерами из задания отдельные тезисы данной статьи.
6) Задания для работы с текстом. Предлагаемый текст — фрагмент работы русского философа, правоведа, публициста Ивана Александровича Ильина. Помимо обсуждения предложенных для работы с текстом вопросов, текст может стать дополнительным средством для продолжения работы над заданием "Культурный код", к примеру, с помощью таких вопросов:
- Автор приводит перечень лиц, причастных к духовной культуре. Кто из этих лиц является создателем образцов, подобных приведенным в задании? Обоснуйте ответ.
- Опираясь на текст, попробуйте предположить причины, побуждающие людей создавать образцы, подобные предложенным в задании.
- На примере образцов, предложенных в задании, проиллюстрируйте связь личной духовной культуры и национальной культуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий