Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

понедельник, 10 июня 2013 г.

Обеспечивает ли демократическое государство соблюдение гражданами моральных норм путём применения законов?

Скажу честно: идеи для этого сообщения подсмотрела здесь и здесь. Накипело, не могу больше молчать, хотя редко позволяю себе подобные посты в своем блоге.
Сегодня, 10 июня 2013 года, выпускники школ сдавали Единый государственный экзамен по обществознанию. Думаю, что через несколько дней Рособрнадзор в очередной раз сообщит нам, что экзамен, как и все предыдущие, прошел "в штатном режиме, без технологических сбоев", и что во время экзамена "выявлены единичные случаи размещения в Интернете фрагментов КИМ". А потому, конечно же, никому из выпускников зоны "Урал", конечно же, не досталось задание А4,  в котором нужно было оценить верность суждения: "Демократическое государство обеспечивает соблюдение гражданами моральных норм путём применения законов". Судя по результатам поиска, верность этого суждения впервые начала волновать школьников в 2010 году, а в дни, предшествующие экзамену, количество любознательных выпускников резко увеличилось.
Однако, однозначного ответа на этот вопрос поиск не дал. Не могу дать его и я.
С одной стороны, суждение неверное. Государство обеспечивает своей принудительной силой соблюдение гражданами норм права, а не морали. Мораль же обеспечивается силой общественного мнения. Именно в нормах права выражается воля государства, и, в отличие от морали, нормы права носят общеобязательный характер.     Но, с другой стороны, между моралью и правом существует тесная взаимосвязь. В идеале, и мораль, и право должны отражать взгляды, представления, ценности всего общества, не противореча друг другу. В случае возникновения такого противоречия, его разрешение происходит в пользу морали, то есть, путём изменения правовых норм. Действуя в одном направлении, право может избавлять общества от устаревающих со временем моральных норм (как, к примеру, было с обычаем кровной мести). Нередко суды вынуждены обращаться к нормам морали для того, чтобы понять такие категории, как "честь", "достоинство", "моральный вред" и другие. Так, значит, суждение верное
Смущает еще и слово "демократическое" в суждении. То есть, если в демократическом обществе развелся с женой, то молодец, а в недемократическом подобное действие нередко означало исключение из партии и конец служебной карьере, то как это соотнести с обеспечением государством моральных норм через законы?

Не знаю, как читатели, но я ломаю голову над этим суждением уже третий день, с того самого момента, как позавчера увидела выложенные в Сети подлинные задания к сегодняшнему экзамену. При этом, для того, чтобы получить все варианты заданий к Единому государственному экзамену, не надо быть хакером или обеспеченным человеком. К примеру, буквально вчера, анализируя резко взлетевшую (это происходит ежегодно накануне ЕГЭ) статистику посещаемости моего блога, в разделе статистики "ссылающиеся URL" я обнаружила совершенно открытую группу в одной из социальных сетей, где на первой же странице были даны ссылки на архивы с заданиями по разным зонам. Не надо "светить" свои фамилию, имя, не надо ничего никому платить. Скачивай и пользуйся. Часть С — выложенных в Сети, и предложенных сегодня для решения КИМах — совпала полностью, части А и В представляли собой компиляцию из предложенных вариантов. Таким образом, у выпускников было день-два для того, чтобы определиться: обеспечивает ли демократическое государство соблюдение гражданами моральных норм путём применения законов, или все-таки не обеспечивает? Мне этого времени не хватило, так и хожу в неведении, а выпускникам, которым на ЕГЭ достался вариант с этим заданием, пришлось что-то отвечать. И не только по этому вопросу. Таких вопросов с неоднозначным ответом было в КИМах достаточно. И форой в виде КИМов, полученных до экзамена, каждый распорядился по-своему. Одни честно пытались искать ответы на вопросы в Интернете, в том числе, в моем блоге. Теме ЕГЭ я уделяю достаточно внимания не только в сообщениях, посвященных спецификации работы (к примеру, традиционно, самой большой популярностью пользуются мои сообщения, посвященные эссе, а в условиях заранее известных тем,  выпускники, вероятно, искали, помимо прочего, и готовые эссе), но и в сообщениях, посвященных отдельным содержательным единицам курса. Поэтому статистика красноречиво свидетельствует: накануне ЕГЭ кому-то мой блог смог помочь найти ответы на какие-то вопросы.

Другие же пытались найти готовые решения в многочисленных форумах, группах, документах, таблицах с ответами, записанными при прорешивании выпускниками первой группы. Как вам нравится, к примеру, такая таблица, среди прочих гуляющая по Сети: в качестве кейса для блога Учимся с Google и другими подойдет? Выпускники освоили преимущества облачных технологий и возможности совместного доступа к документам. Правда, владелец документа, вероятно, не понимает, что перемещение документа в корзину не всегда скрывает его от глаз других пользователей (на этот случай я запаслась скриншотом), но, думаю, это вопрос времени.
Добавлено 11.06.2013. Сегодня, при переходе по ссылке, таблицу обнаружить уже не удается. Вероятно, владелец разобрался и окончательно удалил ее с Диска. Для тех, кто не успел посмотреть, скриншот фрагмента таблицы.


Не знаю, станет ли нам известно, как и почему задания к ЕГЭ попадают в этом году в Сеть накануне экзаменов. "Списывали всегда" — это не аргумент. Так еще никогда не списывали. Достаточно вернуться к первому фото с результатами поиска по интересующему меня вопросу (или загуглить его самому), чтобы понять: в предыдущие годы число поисковых запросов по нему единичны (и относится, вероятно, к тем школьникам, которым удалось выйти в  Интернет во время самого ЕГЭ), тогда как большинство запросов относится именно к прошедшим выходным, когда выпускники усиленно прорешивали попавшие в Сеть "единичные случаи <...> фрагментов КИМ". Меня мучает неудовлетворенное любопытство: верно ли это суждение, или неверно? Если верно, тогда каким образом государство планирует обеспечить результаты ЕГЭ в этом году с точки зрения такого морального качества как справедливость и морально-психологического механизма совесть? А если же неверно, то не стоит тогда удивляться, что уровень нравственной культуры выпускников сформируется на основе порочности, растленности, грязи и распущенности, которых они сполна хлебнули, сдавая такой серьезный и важный для себя экзамен.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...