Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

среда, 4 февраля 2015 г.

Как создать Профессиональную Учебную Сеть

Фото +Sylvia Duckworth 
Однажды, я увидела в своей ленте в Google+ публикацию в сообществе Google Certified Teachers. По-английски я читаю очень плохо, но меня привлекла картинка. Процесс создания профессиональной учебной сети на ней сравнивался с посадкой, выращиванием, прополкой и сбором урожая. Я загорелась желанием перерисовать и перевести на русский язык этот скетч. Написала автору — педагогу из Канады +Sylvia Duckworth, которая одобрила моё желание. Начала переводить сама, но я улавливала только общий смысл, приходилось постоянно обращаться к переводчику. Поэтому, через какое-то время я дала доступ к документу с переводом своей дочери +diana sonina  — пусть получает языковую практику. Диана справилась с переводом очень быстро, но для уверенности я попросила проверить перевод ученицу 11 класса нашей гимназии, победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку +Julie Kungurova, дав доступ к документу и ей. Поэтому перевод получился коллективный, а рисунок мой: Сильвия рисует свои скетчи на IPad, я же рисовала традиционным способом. И вот что у нас получилось в итоге.


Процесс работы над рисунком и переводом заставил задуматься о том, как я развиваю свою профессиональную учебную сеть. Захотелось проиллюстрировать картинку (такая вот тавтология получилась) какими-то размышлениями о собственной профессиональной деятельности, что я и попробую сделать в этом сообщении.


У меня есть учётные записи в основных социальных сетях, однако, для профессиональной деятельности использую лишь несколько из них.

  • Google+. Это место моей основной профессиональной активности. Публикую, читаю, комментирую, активно использую круги. Третий год пытаюсь привлекать к работе в этой социальной сети старшеклассников: каждый из них тоже имеет аккаунт Google. Так что, в кругах у меня не только коллеги, но и школьники. Которые, впрочем, пытаются перетащить меня в более привычный для них ВК, однако, я непреклонна: "В контакте" я только "лайкаю" котов, а если что-то выращиваю, то не профессиональную учебную сеть, а ёлочку (игрушка такая, которой балуюсь пару минут в день).
  • Фейсбук. Долго сопротивлялась и не заводила там аккаунт. Однако некоторое время назад сдалась, увидев, что некоторые люди, читать которых мне интересно, в большей степени активничают именно там. Пишу там мало, больше читаю и размещаю записи из своих блогов.
  • Твиттер. Создала учётную запись для участия в своём первом МООС. И как-то вошло в привычку транслировать туда свои записи. Число подписчиков там у меня небольшое, но раз оно, хоть и медленно, но прирастает, значит, есть люди, которым удобно читать меня там.
Второй пункт данного этапа для меня очень актуален. Если учиться, то учиться у лучших. Поэтому я стараюсь регулярно просматривать ленты интересных мне людей, на которых я подписана — именно оттуда я часто черпаю идеи для своих уроков. Одно из последних человеческих приобретений: подписалась на автора оригинальной картинки, нашла её flickr: ох, как меня вдохновляют эти картинки! Хочу перерисовать всё! А ещё это был очень полезный пинок: надо, надо заниматься языком.

Среди учителей всё ещё живо представление о том, что всё, что нажито непосильным трудом (конспекты уроков, рабочие программы и т. п.) должно храниться за семью печатями, а то (не дай бог!) кто-то воспользуется его материалами в своих целях. При этом, те, кто разделяют эту точку зрения, сами не против позаимствовать чужие ресурсы. Однако, информация так быстро устаревает, что никогда не видела проблемы в том, чтобы поделиться тем, что я имею сейчас, чтобы потом, увидев, как это трансформировалось в опыте коллег, использовать уже наш совместный опыт в новом качестве. Открытость является одним из условий дальнейшего развития науки и образования, и, выбирая между ней и охраной интеллектуальной собственностью, голосую за открытость. Поэтому очень благодарна коллегам, разделяющим сходные взгляды и щедро делящимся в Сети своим опытом, идеями, находками. А я... краду, как художник (есть такая книга, вот мой отзыв на неё). Но при этом я очень трепетно отношусь к авторам идей, трансляторам ссылок, оказавшихся полезными для меня. И очень рада, что с кем-то удаётся не просто поддерживать отношения в Сети, но и развиртуализовываться, встречаться в реале, реализовывать какие-то совместные проекты.

С хэштегами у меня как-то не очень складывается. Зато очень нравятся в Google+ возможности кругов: здорово разводить информационные потоки для разных целевых аудиторий. И, конечно, активно пользуюсь сообществами. Самые любимые:
А ещё я воспринимаю данный этап "прополки" почти буквально: периодически "чищу" людей в кругах, оптимизирую сами круги, удаляю лишнее или ставшее неактуальным в сообществе с одним участником, которое я использую для сохранения и систематизации полезных материалов, увиденных в Сети.



Я такой человек, что не могу долго держать информацию в себе. Мне надо немедленно поделиться ей с другими. С учениками, когда найденный в Сети интересный объект становится учебным: материалом для урока, домашнего задания, самостоятельной работы. Увидела, к примеру, идею у +Elena Shevchuk — реализовала в работе с одним из классов. С коллегами — вот как сейчас, например: а вдруг кого-то эти рисунки вдохновят не меньше меня, и он найдёт им более интересное применение. И, обретя человека/ресурс/что-то интересное и полезное, я уже не отпускаю их от себя, "пасу", боюсь пропустить что-то интересное.

Блогов у меня четыре: стараюсь поддерживать все. Чисто профессиональных два. Помимо того блога, где я сейчас и пишу (блог-агрегатор: информации по содержанию курса "Обществознание", ресурсов для изучения отдельных тем; материалов для подготовки к ЕГЭ; материалов для коллег с обобщением каких-то фрагментов опыта моей работы и т. п.), есть ещё блог Электронные тетради — создан для организации самостоятельной работы моих учеников (вообще, вся она, в основном, сконцентрирована в папках классов на Диске Google, однако, порой необходимы либо вводные, либо, напротив, обобщающие публикации). Два других изначально создавались не в профессиональных интересах. Однако, не могу убить в себе предметника (привет, +Ljudmilla Rozhdestvenskaja и +Зинаида Смирнова!) , а потому умудряюсь даже из каких-то своих занятий на досуге  извлекать профессиональную пользу. На днях второе второе дыхание обрёл блог Я рисую, казалось бы, замолчавший после окончания эксперимента, ради которого он создавался. А ещё есть Я читаю — мой виртуальный читательский дневник.

Моя профессиональная учебная сеть растёт и развивается. Думаю, многие из педагогов, составляющие её, могут сказать про свою ПУС то же самое. А вот задача, которую хочется решить — научить создавать такую сеть своих учеников. Чтобы они воспринимали социальные сети не только с точки зрения коммуникативных и рекреационных возможностей, но и научились решать с их помощью учебные задачи, а также задачи личного роста и саморазвития.
____________________
Обсуждение сообщения в Google+ >>>

14 комментариев:

  1. Браво!
    Всегда с удовольствием читаю Ваши материалы и готова подписаться под каждым Вашим словом!
    В моей сети нет только сообщества с одним участником, надо обдумать эту идею и опробовать ее.
    Обратила внимание, что стала эффективнее использовать интерактивную доску именно для скетчевых рисунков, схем, когда я не просто показываю детям готовую схему, а предлагаю им принять активное участие в ее создании, начинаю играть цветами и образами. Это все Ваше влияние!
    Предложила 10-классникам почитать Штрассера, готовимся с дочерью рисовать 30 дней подряд... :) Боязно, но очень хочется!
    Мария, спасибо за Вашу деятельность!
    Надеюсь на реальную встречу в Питере весной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за отклик! Это так здорово, когда видишь, как твои идеи находят продолжение у других педагогов! Буду очень рада, если Вы поделитесь и своим с дочерью рисованием, и тем, что Ваши 10-классниками, расскажут о книге Т. Штрассера.

      Сообщество с одним участником создала, когда поняла, что другие способы сбора и систематизации ссылок как-то нерациональны: сохранять сохраняла, но мало к ним возвращалась и использовала. А так создала в этом сообществе нужные темы (они у меня вместо хэштегов работают), по которым, как по полочкам, раскладываю ссылки.

      На интерактивной доске тоже мечтаю рисовать. Пока не получается. Нет у меня свободы в рисовании, я ведь в рисовании больше копирую, чем сама придумываю что-то.

      Билеты в Питер давно купила. Увидимся :-)

      Удалить
    2. Да-да, сообщество на одного себя, любимого — невероятно удобно: знаешь, куда и что положил, чтобы потом быстро найти. Только время от времени тоже приходится «пропалывать». Маша, подписываюсь под каждым словом. Впрочем, это понятно: одними тропами ходим, что невыразимо прекрасно.

      Удалить
    3. Лена, я уже сейчас и не вспомню, но, возможно, эту идею сообщества с одним участником я у тебя и подсмотрела. Считаю, что главное тут — настроить темы внутри сообщества. Я организовала темы так: во-первых, сделала по каждому разделу курса обществознания. Очень удобно готовиться к урокам: даже если вдруг забыла про какую-то сохранённую ссылку, зайдёшь в тему, и вдруг понимаешь, что у тебя есть идея урока, осталось выстроить учебный сценарий. Во-вторых, сделала отдельные темы для сбора публикаций по темам, которыми я интересуюсь. Это темы, посвящённые современным трендам в информатизации образования, к примеру: скрайбинг, перевёрнутый класс, BYOD и т. п. В итоге для меня такое сообщество стало самым удобной копилкой. кстати, Остин Клеон (я дала в посте ссылку на свой отзыв на одну из его книг) тоже советует завести папку для украденного: вот это сообщество у меня такой папкой и является :-) И да, я его регулярно просматриваю, чищу — не только за утратой актуальности, к примеру. Жаль, что какие-то материалы впоследствии удаляются из Сети их авторами (я-то сама считаю, что ничего удалять не надо).

      Удалить
    4. Примерно так и у меня организовано. Маша, какая разница, кто у кого подсмотрел? Мы тут все друг у друга учимся непрерывно. Главное — работает.

      Вот голову давно ломаю, что делать с темами в сообществе Клуба. Изначально-то их Юрий Ээльмаа создавал. Теперь чувствую некоторую неудобность: большинство сообщений публикуются в теме «Обсуждение», потом ничего не найдешь.

      Удалить
    5. Лена, согласна, что с темами в сообществе клуба надо работать. Там нет единой логичной структуры. Есть тематические разделы, а есть такие, что привязаны к конкретным заседаниям. Как мне кажется, надо делать полностью тематическую структуру. Понятно, что часть людей всё равно будут публиковать в "Обсуждение" (как у нас в Сообществе проекта люди упорно публикуют вполне классифицируемые содержательно с точки зрения имеющихся разделов в раздел "То, что никуда не укладывается"), но перенести 1-2 сообщения проще, чем потом искать иголку в стоге сена.

      А по итогам классификации надо написать пост в клубном блоге с разъяснениями: что/куда/как/зачем и повесить его в сообщество прикреплённой ссылкой.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Меня подкупил этот скетч тем, что он очень простой, но ёмкий. И при этом, на мой взгляд, очень красивый визуальный образ. Хочу попробовать перевести/перерисовать и другие скетчи Сильвии.

      Удалить
  3. Мария, не устаю восхищаться Вами, продолжаю рассказывать о Вашем опыте работы учителям, демонстрирую Ваши идеи, сама питаюсь из них. Спасибо, спасибо, спасибо! Рисунки и пост великолепны, но меня больше взволновал последний абзац про учеников. Мне тоже интересно, как научить детей создавать подобные сети. Бесспорным остается факт, что педагог сам должен уметь это делать. А много таких учителей в сети Вы видели? Это вопрос риторический. Тех учителей, кто создает что-то в сети мы знаем, читаем (сеть прозрачна), ну если не всех, то примерное количество: плюс - минус. Кто же может потянуть такую идею? Видимо, вопрос тоже риторический.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо. Меня, как простого учителя, тоже очень волнует этот последний абзац. И сейчас для меня очевидно, что способность учителя создавать профессиональную учебную сеть - необходимое, но не достаточное условие для создания такой сети учениками. А вот что ещё нужно для этого, пока не понимаю.

      Удалить
  4. Маша, разместила в сообществе студентов нашей академии! Вот настоящие "университеты"!!!!
    СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Фёдоровна, спасибо! Перевела ещё один скетч. Сейчас девочки поработают над моим переводом, я перерисую и опубликую. Очень мне нравятся образы, которые использует Сильвия, а также то, как простыми словами доносятся очень важные смыслы.

      Удалить
  5. Мария Николаевна, спасибо за Ваш опыт, я обязательно им воспользуюсь на своих уроках, думаю, что ученикам будет намного интереснее и полезнее работать с помощью современных технологий. Я который день изучаю Вашу работу и не перестаю удивляться Вашему таланту. Попробую воплотить идеи некоторых уроков и развивать свою учебную сеть. Больше всего мне понравилась идея электронных тетрадей и технология скрайбинга. Надеюсь на сотрудничество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо Вам за отклик. Рада, что мой опыт оказывается полезным другим педагогам. Я открыта и доброжелательна, а потому, если в процессе осмысления моего опыта у Вас возникнут какие-то вопросы, Вы всегда можете ко мне обратиться.

      Удалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...