Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

суббота, 31 января 2015 г.

Что, кроме урока и учебника

Так получилось, что за последние несколько месяцев у меня было два выступления, посвящённых альтернативным формам организации учебной деятельности. Причём, оба они, по сути, "посягали на святое": первое — на урок, второе — на учебник. 

У этих двух выступлений похожими были не только темы. В обоих случаях я использовала совершенно новый для себя тип презентаций — я нарисовала отдельные слайды вручную, отсканировала их и потом уже поверху накладывала дополнительный материал: текст, фото, ссылки. Каждый раз источником вдохновения для меня были книги Франсуазы Буше: я просто брала отдельные страницы её книг и перерисовывала их, закладывая другое содержание.


Фото — +Ирина Вальковская
Первое выступление — "Что, кроме урока?" состоялось 3 ноября 2013 г. в "Артеке", в рамках семинара "Проектирование образовательного события" (сайт семинара). Первый день семинара начался с выступлений приглашённых экспертов, объединённых общей идеей: "Если не урок, то что?" Концепция развития МДЦ "Артек" заявляет в качестве основы построения новой образовательной системы "Артека" инновационную технологию — технологию образовательного события. Это игровая или проектная деятельность, которая по содержанию и результатам является метапредметной, а по формам организации — коллективной.  Запрос от организаторов семинара был связан с моим опытом работы с TEDами в учебной деятельности (подробно можно прочитать здесь). Для "Артека", у которого есть своя телестудия, куда приезжают интересные дети, которым есть что сказать,  этот формат мог бы быть очень актуальным.


Размещаю презентацию к своему выступлению.


Второе выступление состоялось на днях — 29 января 2015 года, хотя идея возникла гораздо раньше. Чуть более полугода назад на одном из совещаний из уст одного педагога/методиста/чиновника от образования услышала фразу: "Есть некоторые учителя, которые совершенно не работают с учебником!". Сказано это было с крайней негативной интонацией и недвусмысленными взглядами в мою сторону. Да, я тот самый учитель, который практически не работает с учебником на уроке. В том смысле, что не говорит: "А теперь дети, открываем учебник на странице такой-то, читаем/составляем план/конспект/отвечаем на вопросы..." Потому, что считаю, что:
  • учебник давно перестал быть для ученика, старшеклассника основным источником информации, в лучшем случае — это факультативный источник;
  • гораздо важнее научить подростка работе с разнообразными источниками информации, умению находить, отбирать, критически осмысливать, систематизировать информацию, которая представлена в разных знаковых формах и педагогически не адаптирована.
При этом у меня на уроках всегда можно пользоваться учебником, если речь не идёт о контрольной работе.

Поэтому для меня такая реплика прозвучала как вызов. И — решила обязательно сделать семинар на тему "Что, кроме учебника?" Тем более, что вопросом использования разнообразных объектов в качестве учебных в системе занимаюсь больше двух лет. Очень мощный толчок и уверенность в правильности пути дало в своё время заседание Педагогического клуба сетевого взаимодействия (об этом я писала здесь), затем были публикации об артефактпедагогике в Сети и совместный поиск таких объектов-артефактов: всегда очень благодарна коллегам, которые щедро делятся своими идеями. В конце прошлого года услышала новое для себя слово — бриколаж: сначала термин был представлен в качестве одного из принципов обучения, выделенных британскими специалистами (об этом рассказал проект Edutainme). Затем была отличная статья на Галактике +Ljudmilla Rozhdestvenskaja. Эти публикации убедили меня: я — тот самый бриколёр, который ищет новые, подчас совершенно неожиданные средства (у меня был опыт организации и проведения урока, основным содержательным источником которого была... подборка публикаций учащихся гимназии из популярной у подростков социальной сети), использует разнообразные источники информации, чтобы через них передать содержание учебного предмета.


Фото — +Vitaliy Kochetov 
Случай поделиться своими размышлениями с коллегами предоставился в связи с проведением на базе нашей гимназии регионального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию. Не знаю, какой опыт существует в других регионах, но у нас последние годы учителя, привозя детей на олимпиаду, просто ждут их часами в отдельном кабинете, занимаясь своими делами. Меня давно напрягала эта ситуация: как так — приехали педагоги почти со всей области, это же такая прекрасная возможность организовать для них в рамках олимпиады какую-то активность в любом формате: лекцию вузовского преподавателя, представление опыта коллеги, обзор новинок учебно-методических материалов и т. п. На правах принимающей стороны решили взять это дело в свои руки и предложить всем желающим педагогам познакомиться с моим опытом работы. В программу олимпиады, правда, мой семинар не включили, поэтому педагоги узнавали о семинаре непосредственно в день олимпиады.

Презентация к семинару.


На семинар пришли около двадцати человек. По окончанию работы я предложила коллегам поделиться своими впечатлениями и заполнить анкету. Очень жаль, что откликнулись всего пятеро участников, и мне остаётся только гадать о том, насколько предложенный на семинаре опыт был актуален и полезен для остальной аудитории. Выкладываю ответы тех, кто заполнил анкету.
Меня не может не радовать ответ на третий вопрос. Буду рада ещё больше, если желание использовать представленный опыт станет действительностью.

Пока писала этот пост, в Сети появилось интервью с Майклом Стронгом. Не могу удержаться, чтобы не процитировать — настолько это созвучно написанному выше.
Учебники – это пустая трата времени. Иногда они полезны для подготовки к специфическим экзаменам или как источники, но обычно проще заглянуть в Википедию.
Помню, об изучении Википедии +Yuri Eelmaa писал ещё в 2011 году (вот здесь можно прочитать).
Я самоучка всё, что мне хочется, изучаю сам. Технологии любят таких людей. Когда ученики задают мне вопросы, я говорю: «Google - ваш друг, вы должны уметь с ним обращаться».
А это —  мой ответ тем педагогам, которые охают и ахают: как я, историк по образованию, осваивала сетевые технологии. Именно так.

Готовила семинар с мыслями о Международной конференции "Информационные технологии для Новой школы" (сайт конференции, ещё можно успеть зарегистрироваться для участия). Сейчас вот думаю: может ли этот материал стать основой для мастер-класса? +Зинаида Смирнова+Александр Федосов, как думаете?  

12 комментариев:

  1. Мария Николаевна, вы прямо камень с моей души сняли своими размышлениями про место учебника на уроке:)) Постоянно испытываю чувство вины, что дети тратят по 600 - 700 рублей (столько стоит комплект из 2х учебников на 10 класспо литературе), а к учебнику обращаемся на уроке крайне редко... Для самостоятельной работы - да, для групповой работы, проектной - да, как один из источников, наряду с интернетом, текстами художественных произведений и другой литературой.. С русским еще хуже - новых тем в 10 - 11 классе нет, а теория везде одинаковая (что у Рыбченковой, что у Гольцовой, что у Грекова типы предложений и правила пунктуации и орфографии одни и те же:)) А попробуй родителям и завучу сказать, что учебник не обязателен...Парадокс: всюду крики о том, что школа не выполняет свои обязательства, не обеспечивает учебниками, родители вынуждены тратить огромные деньги, а попробуй скажи им официально - не покупайте, не надо, справимся и без него, если обеспечите "интернет в кармане" - не поймут...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Николаевна, пару лет назад моя директор говорила, что кто-то из родителей жаловался ей на то, что я почти не использую учебник на уроке (по крайней мере, в централизованно-организованной форме). А я всегда говорила, что учебник нужен не мне, а ученикам — и именно как один из источников информации. И что источников информации должно быть много. Хороших и разных. Потому как жить им придётся не по учебникам, и оценивать придётся информацию самую разную. А у нас ещё проблема в том, что ни один из существующих учебников не может "закрыть" полностью всё содержание курса. Поэтому, так или иначе приходится компилировать источники.

      Удалить

  2. Все верно, согласна с вами на сто процентов.. Рассуждая по этому поводу дальше, прихожу к выводу, что наличие у ребенка учебника уже воспринимается и управленческими структурами, и родительской общественностью тем главным условием, при котором успех обучения обеспечен. По осени имела опыт участия в собеседованиях с администрациями пилотных школ, в которых переход на ФГОС основной ступени уже запущен.. И поняла, что обязательность комплекта на все классы по всем предметам, реализуемым в рамках образовательной программы школы, - одна из ключевых позиций, по которым оцениваются усилия школы по созданию условий.. Не интернет, не информационно - образовательная среда, а наличие комплекта бумажных учебников..Как - то все это неправильно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я могла бы принять такую позицию в условиях своего детства и частично юности, когда учебник и учитель нередко были единственными источниками информации. Плюс — условия государства с недемократическим политическим режимом, которое формировало единомыслящих граждан. Но сейчас совсем другое время и другие условия. Хотя тоска по единомыслию у некоторых, похоже, неистребима: ...депутаты потребовали изменить ФГОС и закон «Об образовании» в сторону введения единомыслия Вот здесь прочитала.

      Удалить
  3. Спасибо, очень важная ссылка для понимания катастрофической ситуации - с сентября начинает реализовываться ФГОС в 5 классах, а новый проект ФГОС ООО до сих пор не утвержден, примерные программы не утверждены...Вы мне очень помогли, Мария Николаевна. Спасибо! В статье я споткнулась на фразе

    ...Гимназия работает по образовательной программе, которая обеспечивает требования Петербургского образовательного стандарта, но при этом ориентирована на достижение более высокого уровня образованности..

    Что это еще за Петербургский образовательный стандарт ?......

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Николаевна, согласна, что ситуация аховая. Пойди туда, не знаю, куда... И ведь это не впервой.

      Про "Петербургский образовательный стандарт" не слышала. Может быть, коллеги-петербуржцы прояснят ситуацию?

      Удалить
  4. Мария, ваши идеи мне ещё надо постигать и постигать!
    Очень понравились ваши рисованные презентации.
    Про опрос: если сразу нет доступа к компьютерам, то лучше анкету дать на бумаге. Приходят домой, затягивает дом, работа и забываешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо за тёплые слова в адрес моей работы. Буду рада, если какие-то мои идеи будут Вами востребованы.

      Рисованные презентации — попытка выйти из зоны комфорта, найти какие-то новые способы представления информации.

      А опрос был доступен. Семинар проходил в кабинете информатики. Каждый учитель, пришедший на семинар, сидел за отдельным компьютером, на котором была открыта моя презентация. То есть, каждый мог двигаться вместе со мной параллельным курсом, или в своём темпе, открывая и закрывая материалы по ссылкам, концентрируясь на том, что наиболее интересно и полезно. И ссылка на опрос приведена на последнем слайде презентации. Так что, со своей стороны, я постаралась создать все условия для получения оперативной обратной связи. Жаль, что не получилось.

      Удалить
  5. Нужен ли учебник? Сложный вопрос в современных условиях. Может на информатике и не нужен. А как быть с химией и биологией? С физикой наконец? Учебник ведь не только концентрированное, но и адаптированное изложение фактов и методов применения знаний к практическим ситуациям.
    В частности у меня была такая ситуация, когда нужно было проиллюстрировать модель экологической системы и ни с ходу, ни при тщательном рытье в интернете, найти адекватного примера не удалось. А в УМК КУДИЦа она была.
    Так что с учебниками не всё так просто. Им нельзя заткнуть все дыры в новом ФГОСе, но и без него в ряде случаев обойтись нельзя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Константин Вячеславович, а я ведь и не призываю сжечь все учебники (тогда бы в презентации было бы не слово "кроме", а слово "вместо"). Однако я против возведения учебника в абсолют, я за альтернативность источников информации для учителя и ученика. Кстати, это согласуется и с требованиями к уровню подготовки выпускников.
      Цитирую:
      уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

      Вот про "неадаптированные тексты", да ещё и "представленные в разных знаковых системах" — это как раз то, что кроме учебника.

      Удалить
  6. Доброго времени, Мария. Всегда с удовольствием знакомлюсь с Вашими материалами, много использую в своей педагогической деятельности.
    Теперь по поводу учебников. Мне кажется, что учебники нужны, но не один, а как минимум три по предмету и для одного возраста.
    Мне близка позиция авторов проекта МПИ (Математика. Психология.Интеллект) М.А. Холодной и Э.Г. Гельфман по поводу учебников: для кого они созданы, какими должны быть, чтобы обеспечивать интеллектуальное развитие учащихся. Подробнее можно посмотреть в книге "Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся" http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9268.php

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, спасибо Вам за отклик. Рада, что мои материалы востребованы и другими педагогами в разных регионах нашей страны.

      Минимум три по предмету — это про наше обществознание. Если ребёнок планирует сдавать ЕГЭ по этому предмету (а обществознание является самым популярным предметов по выбору для итоговой аттестации), то одним учебником он точно не обойдётся — ну, нет у нас такого учебника, который бы полностью "закрывал" содержание курса. Как минимум в дополнение надо брать учебники (хотя бы базового уровня) по экономике и праву. А как максимум — сравнивать, как одну и ту же тему подают авторы разных учебников и восполнять пробелы (особенно, если учесть, что отдельных тем нет в каких-то учебниках вообще). Специфика социального познания. А раз ни один учебник не закрывает полностью содержания курса, не вижу проблемы в том, чтобы недостающую в учебнике информацию черпать из других источников.

      Удалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...