Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

вторник, 21 июля 2015 г.

Учимся с Google и другими

Источник картинки
Назвала этот пост так же, как и сообщество в Google+, и блог, по двум причинам. Во-первых, именно с активным включением в жизнь русскоязычного сообщества педагогов, активно использующих сервисы Google, я начала выстраивать систему своей работы с учащимися с помощью облачных технологий. Во-вторых, этот пост продолжает серию обобщающих постов по итогам промежуточной аттестации десятиклассников по обществознанию (часть 1, часть 2), которая проходила при активном использовании сетевых технологий.

С сервисами Google старшеклассники активно работают в течение года. Их преимущества известны всем. Для меня ключевыми из них для организации самостоятельной работы учащихся являются:
  • один аккаунт — множество сервисов, зарегистрировавшись единожды, каждый получает доступ к почте, сайтам, Диску, блогам и т. д.;
  • простота и удобство работы — если я, историк по образованию, легко разбираюсь в интерфейсе и функциях, что уж говорить о старшеклассниках — "цифровых аборигенах";
  • возможность организации совместной работы, управление настройками доступа, разный уровень доступа к сервисам.
Поэтому основная работа шла с использованием ряда сервисов Google. Далее я перечислю, какие именно сервисы  и для какого типа деятельности использовались, а также приведу примеры ученических работ.

1. Сайты Google. Второй год использую сайт как основную площадку для интеграции контента, созданного мной и учащимися в процессе аттестации. Очень нравится простота работы на сайте, а также возможность персонализированного доступа к отдельным страницам. Сайт аттестации этого года — Вдохновляющая презентация. Сама я на сайте активно делала только три вещи:
  • вела главную страницу, на которой размещала все ключевые ссылки по аттестации;
  • создавала отдельные страницы для работы групп и предоставляла к ним доступ, впоследствии выстраивала структуру расположения страниц на сайте;
  • комментировала работу учащихся на сайте.
Всё остальное — работа самих учащихся. На протяжении всей работы по подготовке к аттестации все ученики имеют возможность просматривать страницы других групп, но доступ на редактирование имеют только к странице своей группы. То есть, каждая группа наполняла свою страницу сайта самостоятельно, а я могла оценить вклад каждого участника группы в работу с сайтом через историю изменения той или иной страницы. Ранее я уже писала о том, как оценивались основные задания аттестации. Ниже привожу критерии оценивания работы группы на сайте. 
  • Заголовок страницы сайта соответствует выделенной теме (0—1)
  • На странице сайта выложен выбранный ролик TED (0—1) 
  • На страницу сайта встроен созданный группой текст (0—1)
  • На странице сайта размещён созданный группой цифровой ресурс (0—1)
  • На странице сайта размещёно созданное группой задание по теме (0—1)
  • На странице сайта размещена информация о составе группы (0—1)
  • Все участники группы принимают участие в наполнении страницы сайта (0—1)
  • Дизайн страницы позволяет любому пользователю комфортно работать с материалами, размещёнными на ней (0—1)
  • Работа по наполнению страницы сайта завершена в срок  (0—1)
  • Степень активности участника группы в работе с сайтом (0—1—2)
Некоторые группы решили не ограничиваться заданными требованиями: встроить на страницу сайта ролик, текст, цифровой ресурс и задание, написать список группы. Многие группы размещали текст прямо на странице, визуализируя его иллюстрациями, схемами, красиво форматируя (пример группы в составе +Мария Роднина+Елизавета Бозова и +Аннушка Крохалева). Группа в составе +Света Бищук,  +Яна Грекова и +Женя Лазутина разделила тему на отдельные вопросы и самостоятельно создавали подстраницы к своей странице сайта, размещая каждый вопрос на отдельной подстранице. А группа в составе +Дарья Ларина+Екатерина Кузеванова и +Мария Хохрякова использовали для оформления своей страницы встроенный гаджет, внутри которого и размещали выполненные задания.

2. Blogger. Все сообщения для учащихся, посвящённые аттестации — от объявления формата до анализа состоявшегося экзамена — писала в блоге Электронные тетради. Этот блог предназначен для самостоятельной работы учащихся. В этом году таких сообщений получилось двенадцать — рекордное для аттестации число — что безусловно было связано с многозадачным форматом аттестации. Очень радостно было наблюдать, как работали отдельные группы учащихся с моими сообщениями: на своих досках задач они не просто сохраняли ссылки на мои посты, чтобы они всегда были под рукой, но и выносили на стикеры основные идеи сообщений, кто-то даже обсуждал в группе отдельные фрагменты моих постов.

3. Диск Google. Самый активно используемый сервис. Частично это связано с тем, что выполнение одного из заданий аттестации — создание текста по выбранной теме — в обязательном порядке должно было осуществляться в документах Google. Только так я могла оценить вклад каждого участника группы (через историю изменений) в создание текста. Однако, использование Диска Google не ограничивалось только созданием текстов (среди которых было немало интересных: чего стоит, к примеру, текст, который группа в составе +Вероника Пяткова+Nikita Shvedkiy и +Серине Осеян написала в формате смоделированного интервью со спикером выбранного для работы ролика — очень смелое решение, и как результат — авторский текст, показавший самый высокий процент уникальности (все работы были проверены через сервис Антиплагиат) среди всех групп). Далее я приведу примеры форматов использования разных типов файлов на Диске.
  • Документы.
    • Создание задания по теме. Использовали те несколько групп, которые решили создать для проверки знаний по теме задания открытого типа. В частности, группа в составе +Анастасия Ткачёва+Алиса Гусарова и +Александр Пичугин, хоть и использовали формат заданий ЕГЭ для оформления задания и критериев его оценивания (меня искренне восхитила их детализация), создали совершенно авторское задание.
    • Работа на устной части аттестации. Поскольку каждая группа работала только с одной темой, мне важно было, чтобы десятиклассники повторили материал и других тем курса. Поэтому каждый ученик должен был внимательно изучить материалы как минимум трёх групп. Ученики копировали созданный мною шаблон и заполняли его в день аттестации, работая с материалами других групп. Примеры заполненных шаблонов: раз, два, три.
    • Рабочие документы групп для обсуждения отдельных заданий аттестации. Так например, группа в составе +Арина Русинова+Диана Вальт и +Дарья Игнатьева для обсуждения каждого задания создавали отдельный документ. Вот пример такого документа, в котором группа работала над цифровым ресурсом. Обратите внимание: сначала идёт собственно обсуждение задания (каждый участник для удобства пишет определённым цветом), а затем уже непосредственная работа над структурой ресурса.
  • Презентации.
Назначение очевидно. Часть групп использовали презентации на Диске для создания цифрового ресурса по теме, и практически все группы (за исключением одной) создавали визуальное сопровождение к устному выступлению на Диске. Весь список ученических презентаций к устным выступлениям можно увидеть в таблице.
  • Таблицы.
Не могу дать здесь ссылку на таблицу продвижения — из-за наличия в ней персональных данных учащихся доступ ограничен. Но третий год подряд на аттестации создаю документ, доступ к редактированию которого имеют несколько десятков человек. В этом году таблицу могли редактировать 80 человек! В таблице шёл процесс создания групп, выбор ролика для работы, собиралась основная рабочая информация о деятельности группы (страница сайта, доска задач), отмечалась готовность тех или иных этапов работы, шла запись на устную часть. И никто ничего случайно не удалили и не испортил, что, на мой взгляд, может являться одной из характеристик сетевой культуры учащихся.

С помощью таблицы я проводила оценивание работы групп, причём, доступ критериям оценивания группы получили заранее, чтобы иметь возможность соотнести результаты своей работы и при необходимости сделать корректировку.

Некоторые группы часть своих рабочих документов тоже создавали в формате таблиц. К примеру, уже в начале работы по подготовке к аттестации меня восхитил ленточный график группы в составе +Дарья Ларина+Екатерина Кузеванова и +Мария Хохрякова — таким образом группа планировала свою деятельность.

И конечно в формате таблиц собиралась, обрабатывалась, редактировалась информация из форм.  
  • Формы.
В процессе подготовки к аттестации не раз требовалось оперативно собирать информацию. С помощью форм я собирала информацию о визуальном сопровождении устных выступлений, собирала ссылки на документы по устной части, а десятиклассники подводили итоги аттестации, заполняя рефлексивную анкету в Google-форме.

Но формы создавала не только я. Сразу несколько групп выбрали этот формат для создания задания на проверку знаний по теме. А группа в составе +Женя Лазутина+Света Бищук и +Яна Грекова не только составили с помощью форм проверочный тест, но и самостоятельно разобрались со скриптом Flubaroo, что позволило им автоматизировать процесс проверки (по условиям группа отвечала за проверку своих заданий, выполненных другими учащимися). 

По условиям работы доступ на просмотр всех материалов получали все пользователи по ссылке, на редактирование — члены группы и я. Здорово, что некоторые группы сразу стали организовывать пространство для совместной работы на Диске в отдельной папке (пример — папка группы в составе +Ekaterina Lapteva+Лада Мотрий и +Екатерина Жукова), думаю, в следующем году это сразу сделать обязательным условием: создание общей папки группы, натсройка совместного доступа к ней и последующее размещение всех рабочих документов строго в этой папке.

4. YouTube. Сервис достаточно активно использовался десятиклассниками. Во-первых, некоторые группы, размещая выбранный для работы ролик TED, встраивали его не с официального сайта, а искали его на YouTube. Одна группа нашла свой ролик на YouTube с русским озвучиванием. Во-вторых, сразу несколько групп выбрали для создания своего цифрового ресурса формат скрайбинга. Созданный ролик кто-то из членов группы размещал на YouTube, а затем уже встраивал на сайт. Сейчас вот подумала, что надо, наверное, написать отдельный пост об использовании скрайбинга в процессе промежуточной аттестации (три последних года находятся несколько учащихся или групп, которые выбирают для работы этот, в общем-то трудоёмкий, вид деятельности: и кто после этого станет обвинять старшеклассников в лености и отсутствии мотивации?), а пока приведу пример одного такого ролика, созданного группой в составе +Нюта Пашнина+Гудкова Елизавета и +Анастасия Петрова.  


Две группы снимали видео, которое было необходимо им для устной части аттестации, а затем выкладывали его на YouTube и встраивали в презентацию на Диске Google. А группа в составе +Арина Русинова+Дарья Игнатьева и +Диана Вальт решили проанонсировать своё выступление на устной части, встроив на свою страницу выложенный на YouTube трейлер к своему выступлению.


А группа в составе +Алиса Гусарова+Анастасия Ткачёва и +Александр Пичугин записали своё выступление на устной части и тоже выложили своё видео на YouTube.


5. Google+. Вся важная информация публиковалась в социальной сети Google+ через настроенные ещё в начале учебного года круги. Третий год создаю для устной части мероприятие, пишу об основных возможностях сервиса, однако, учащиеся в большинстве своём ограничиваются лишь фиксацией своего присутствия на нём.

Не все учащиеся позитивно оценивают использование сервисов Google для аттестации. В ответах на вопросы рефлексивной анкеты одна ученица написала.
На мой взгляд гугл не является самым удобным для работы с документами и мне не очень удобно использовать его функции, тем более я давно привыкла переключать вкладки, а не искать информацию в боковой панели, а так же я считаю, что гораздо удобнее было работать, общаясь в скайпе, а не переписываться в самих документах, что занимает длительное время.
Эта реплика вызвала у меня недоумение. Ну, никак не могу свыкнуться с тем, что крайне трудно научить всех одинаково хорошо. Но здесь просто перенос личного удобства/неудобства одной из функций (речь идёт, как я понимаю, о функции расширенного поиска на Диске Google) на работу со всеми сервисами в целом.

А теперь про "других". Какие сервисы, помимо сервисов Google, использовали десятиклассники.

1. Prezi. Знакомый многим сервис для создания нелинейных презентаций оказался очень популярным у десятиклассников. Одиннадцать групп использовали этот сервис для выполнения одного из заданий аттестации — создания цифрового ресурса по теме. Помимо изложения ключевых тезисов темы, встречались работы, которые, хотя и затруднительно использовать в демонстрационных целях, зато хороши для самостоятельной работы с материалом темы. К примеру, цифровой ресурс группы в составе +Яна Грекова+Света Бищук и +Женя Лазутина, достаточно полно освящает выбранную тему, визуализируя отдельные её аспекты в виде самостоятельно созданных таблиц и схем, а также скрайбинга. 


2. LearningApps. Этот сервис, активно используемый многими педагогами, выбрали сразу 17 групп! Цель использования сервиса — создание задания по теме. Причём, многие группы не ограничились созданием одного задания, и сделали 2—3 упражнения разного типа. Особой популярностью пользовались разные виды заданий на выбор ответа. Радует, что учащиеся не ограничились вводом в сервис стандартизированных тестов, к примеру, из Открытого банка заданий ЕГЭ. Некоторые группы очень творчески подошли к использованию данного сервиса. К примеру, группа в составе +Дарья Ларина+Екатерина Кузеванова и +Мария Хохрякова создали полностью авторское задание, где всё — от идеи до рисунков — выполнено самими ученицами. 


Прочие сервисы не пользовались такой же популярностью, как два вышеназванных, однако, это никак не связано с качеством созданных работ.


3. PowToon. Сервис для создания анимированного видео, имитация скрайбинга. С этим сервисом работала группа в составе +Вероника Пяткова+Nikita Shvedkiy и +Серине Осеян, испольуя его для создания цифрового ресурса по теме. Сервис не даёт возможность совместного редактирования, но группа смогла передать коллективный характер работы, разделив текст для озвучивания.




4. Сервисы для создания опросов и тестов — Мастер-тест (пример работы группы в составе +Мария Роднина+Елизавета Бозова и +Аннушка Крохалева) и OnlineTestPad (пример работы группы в составе +Гудкова Елизавета+Анастасия Петрова и +Нюта Пашнина). Назначение очевидно — группы использовали их для создания задания, проверяющего знание темы.

5. Фабрика кроссвордов (пример работы группы в составе +Диана Арасланова+Анастасия Уткина и +Анна Моллекер). Созданный группой кроссворд — задание на проверку знаний темы.

6. Сервис для создания интерактивных плакатов thinglink. Группа в составе +Арина Русинова+Дарья Игнатьева и +Диана Вальт использовала этот сервис дважды. Сначала они собрали на плакат ссылки на созданные группой текст и задания по теме.  

А затем они создали плакат, куда поместили информацию о составе группы.

А группа в составе +Света Бищук+Яна Грекова и +Женя Лазутина дважды использовала этот сервис для передачи одного из содержательных фрагментов темы. Вот одна из их работ.

Обратите внимание, как создан ресурс: прекрасно подобранные картинки уже сами по себе иллюстрируют различные семейные роли, а всплывающий текст даёт их теоретическое описание.


7. Piktochart. Сама ни разу не работала с этим сервисом. А вот группа в составе +Екатерина Кузеванова+Дарья Ларина и +Мария Хохрякова выбрали его для создания цифрового ресурса к теме. В итоге у них получилась вот такая инфографика (а у меня появилось желание самой разобраться с этим сервисом).

В рефлексивной анкете по итогам аттестации был вопрос: "Что лично вы получили в процессе подготовки и проведения промежуточной аттестации?". В ответах учащихся не раз звучали реплики, связанные с использованием облачных технологий. Вот лишь несколько фрагментов высказываний учащихся.
  • В процессе подготовки я получил немало новых знаний. Особенно в техническом процессе. Например я научился составлять задания в Learning Apps, раньше я этого не делал. А также я теперь умею вставлять презентации и многие другие объекты на сайт google;
  • ...я освоила новый замечательный и очень удобный сервис по созданию инфографики и намучилась с html-кодом для Google-сайта, за что считаю, мне нужен памятник как гению информатики; 
  • ...мне было полезно научиться работать с программой Prezi.

Понятно, что в рамках одного сообщения в блоге невозможно познакомить со всеми работами, созданными учащимися, выбрала для публикации лишь несколько. Однако все остальные материалы лежат на сайте аттестации в открытом доступе: можно знакомиться с ними и использовать в своей работе, ведь как написал один из учеников в своей анкете, "...вместе мы смогли создать действительно полезный ресурс не только для себя, но и для всех остальных".
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...