Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

четверг, 9 июля 2015 г.

Использование роликов TED в учебном процессе №6

Фото сделано с видео +Алиса Гусарова 
Прошедшая в конце мая промежуточная аттестация учащихся 10-классов МАОУ нашей гимназии дала мне, помимо прочего, огромный материал для анализа, который сложно сделать в рамках одного сообщения в блоге. Поэтому, несмотря на то, что я уже написала рекордные для аттестации 12 (!) сообщений в блоге Электронные тетради (ссылки на все сообщения с краткими аннотациями к ним даны на главной странице сайта аттестации — на самом сайте ученики разместили все материалы, созданные в процессе подготовки), я задумала серию постов, посвящённых прошедшему Событию (а именно им является Аттестация не только для меня, но и для многих десятиклассников уже не первый год). Пока план такой (по сути, анонсирую темы, которые собираюсь освятить в этом блоге в течение лета):
  • Использование роликов TED в учебном процессе №6. О том, как ролики TED становятся содержательной основой аттестации, а также определяют формат её устной части.
  • Как работать в условиях многозадачности. Планирование и организация деятельности рабочих групп учащихся с помощью Доски задач.
  • Учимся с Google и другими. Об использовании сервисов Google, а также других сетевых сервисов для организации и проведения промежуточной аттестации.
  • Каким должен быть формат промежуточной аттестации. Анализ четырёхлетнего поиска форм аттестации учащихся десятых классов, размышления об эффективности тех или иных форм.

Добавляю в блог новый ярлык — Аттестация, под которым объединю не только перечисленные выше сообщения, но и всё, что писала про аттестацию в предыдущие годы.

Планируя промежуточную аттестацию учащихся 10-х классов, я вдруг обратила внимание на то, что в прошедшем учебном году очень мало работала на уроках с роликами TED. Сама не знаю, почему так получилось. Открыв для себя TED, последние несколько лет активно использовала ролики и как неадаптированные источники социальной информации, так и образцы публичных выступлений. Решила восполнить этот пробел, соединив обе эти ключевые возможности докладов TED с точки зрения изучения курса обществознания, в формате промежуточной аттестации учащихся 10-х классов.

Первое, что требовалось сделать учащимся (они работали в группах по 3 человека) — это выбрать ролик TED. Ученикам был предложен список роликов, который я составила, опираясь на темы, изученные в 10-м классе на базовом и профильном уровнях. При этом, учащиеся могли не ограничиваться этим списком, а выбрать ролик для работы самостоятельно (и несколько групп так и сделали). На этом этапе им требовалось выделить из выбранного ролика какую-то тему обществоведческого курса, увидеть в нём предметное содержание. С точки зрения требований Федерального государственного стандарта и Примерной программы среднего (полного) общего образования, данная часть работы способствовала формированию таких общеучебных умений и навыков как поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации.

Таким образом, выбор роликов TED как исходных источников для работы в рамках промежуточной аттестации был продиктован возможностью поиска и извлечения информации из источников разного типа. Сам ролик представляет собой аудиовизуальный ряд, однако, к каждому ролику прилагается интерактивная стенограмма, то есть, текст. Тематически все ролики посвящены важным проблемам современного общества, отражают отдельные аспекты этих проблем, чаще всего носят фактический характер. Умение осуществлять переход от конкретного к общему и наоборот; выделять в информации фактические, оценочные и теоретические суждения, является, помимо прочего, необходимым умением для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию — самого популярного у выпускников  (ежегодно 2/3 выпускников нашей гимназии выбирают этот экзамен), т. к. сразу несколько заданий в 1 и 2 частях направлены на проверку именно этих умений.

Тема, которую группа учащихся выделяла из ролика, становилась основой для всей промежуточной аттестации. Все остальные задания выполнялись строго в рамках выделенной темы. А потому, выбирая ролик и выделяя из него тему, группа должна была исходить, как минимум, из двух правил.

  1. Содержательно тема понятна и интересна для всех членов группы.
  2. Выделенная тема — это не параграф учебника или тема отдельного урока. Тему можно выделять как более узко (отдельное понятие, процесс, явление), так и более широко (раздел какой-то социальной науки). 


Список роликов и выделенных из них тем можно посмотреть в таблице.

Далее в течение почти двух месяцев (задание десятиклассники получили на первом уроке четвёртой четверти) группы работали над выделенной из ролика темой. Им предстояло выполнить четыре задания по ней.


Задание 1. Написать учебный текст по теме. Текст должен раскрывать выделенную тему на теоретическом уровне. Кроме того, отдельные теоретические аспекты темы должны быть проиллюстрированы как материалом ролика TED, который выбрала группа, так и другим фактическим материалом — примерами из истории, современной социальной реальности, художественной литературы, искусства, личного социального опыта. В создании текста должны принимать участие все члены группы. Текст оценивался по следующим критериям (в скобках указаны баллы).
  • Текст по ролику создан на Диске Google (0—1).
  • Всем членам группы дано право редактирования документа (0—1).
  • В редактировании документа принимают участие все члены группы (0—1).
  • Тема документа выделена из выбранного ролика TED и корректно сформулирована (0—1—2).
  • В тексте корректно представлено теоретическое содержание выбранной темы (Избранная тема раскрывается с опорой на знания обществоведческих понятий, теоретических положений и выводов. Отсутствуют обществоведческие (сущностные, терминологические и пр.) ошибки) (0—1—2).
  • Теоретический материал проиллюстрирован содержанием выбранного ролика TED (Представленный в тексте материал ролика тщательно соотнесён с выбранной темой) (0—1—2). 
  • Теоретический материал проиллюстрирован соответствующими теме фактами (Помимо содержания ролика TED в тексте используются и другие факты для иллюстрации выбранной темы. Выбор типа фактов — сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения —адекватен избранной теме.) (0—1—2). 
  • Текст оригинален по форме и содержанию (Текст проверяется на Антиплагиате, он не должен копировать кусками различные источники информации. Материалы текста должны быть интересны по содержанию, представлены в оригинальной обработке, способ их изложения должен преследовать цель заинтересовать читателей.) (0—1—2).
  • Приведён список использованных источников (Оценивается не только наличие списка использованных источников, но и правильность оформления этого списка) (0—1—2). 
  • Текст написан грамотно с точки зрения норм и правил русского языка (Проверена орфография, отсутствуют явные синтаксические и стилистические ошибки) (0—1).
  • Текст отформатирован, удобно читается (Чисто технический критерий: шрифт, размер, выравнивание, абзацы и т. п.) (0—1).
  • Степень активности участника группы в работе с текстом (0—1—2).


Задание 2. Создать цифровой ресурс по теме. Группа визуализировала содержание ролика (в стиле "Если бы я был спикером, то я произносил бы этот текст с таким-то визуальным сопровождением") или написанный текст в любом формате: презентация, плейкаст, скрайбинг, интерактивный плакат и т. п. Созданный и размещённый в Интернете цифровой ресурс оценивался по следующим критериям. 

  • Содержание ресурса соответствует ролику или выделенной теме (0—1—2).
  • Ресурс фиксирует основные идеи/выводы ролика или темы  (0—1).
  • Ресурс наглядно и доступно визуализирует основные идеи/выводы ролика или темы (0—1). 
  • В ресурсе минимализированы лишние и ненужные детали (0—1). 
  • Ресурс не содержит содержательных ошибок и неточностей (0—1).
  • Текст ресурса написан грамотно с точки зрения норм и правил русского языка (0—1). 
  • Ресурс оригинален по форме и содержанию (0—1—2).
  • Ресурс выполнен качественно в техническом плане, удобен для работы с ним любым пользователем (0—1).
  • Возможности, функционал сервиса, в котором создан ресурс, используются сообразно задачам выделения основной информации, облегчения её усвоения, визуализации (0—1).


Задание 3. Создать задание по теме. Задание должно проверять знание темы, с которой работает группа. Типы вопросов и сервис, в котором выполняется задание — на усмотрение группы. Приветствовались самостоятельно разработанные задания, однако не запрещалось пользоваться готовыми, к примеру, открытым банком заданий ЕГЭ. Для оценивания задания использовались следующие критерии: 
  • С помощью созданного задания возможно проверить знания по выбранной группой теме (0—1—2).
  • Все формулировки корректны, не содержат неточностей и содержательных ошибок (0—1—2).
  • Текст задания написан грамотно с точки зрения норм и правил русского языка (0—1).
  • Задание оригинально по форме и содержанию (0—1—2).
  • Текст задания отформатирован, удобно читается (0—1).
  • Задание проверяется автоматически средствами выбранного сервиса, либо группа оперативно приняла меры по его проверке "вручную" (0—1).

Задание 4. Подготовить устное выступление в формате TED (то есть, в этом случае ролики TED выступали в качестве образцов риторической модели, способов вербальной и невербальной коммуникации, учащиеся планировали свои выступление, изучая структуру и приёмы, используемые спикерами TED) по любому аспекту темы, с которой работала группа, не раскрытому в выбранном ролике. При необходимости создать визуальное сопровождение к выступлению. Все предыдущие задания выполнялись группами вне самого дня аттестации, в течение почти двух месяцев, для устного выступления был выделен целый учебный день, который освободили от других уроков. В течение всего учебного для группы представляли свои выступления — убедительные, вдохновляющие, содержащие идеи, достойные распространения. Время выступления каждой группы — не более 10 минут. Помимо своего выступления, каждый ученик должен посетить выступления не менее трёх групп (в реальности мало кто ограничивался тремя группами, аудитория, в которой проходила аттестация, была заполнена всё время до отказа), познакомится с материалами других групп (прочитать тексты, изучить цифровые ресурсы, выполнить задания), сделать анализ материалов в рабочем документе. Критерии оценки устного выступления: 
  • В устной части принимают участие все участники группы (0—1).
  • Идея выступления лежит в плоскости той же темы, которую группа разрабатывала в ходе аттестации, однако, затронут какой-то иной аспект темы, отличный от представленного в ролике, с которым работала группа
  • Содержание и формат доклада соответствуют стилю докладов на TED-конференции (0—1—2).
  • Выступление имеет название (заголовок, основную идею, ключевую фразу, слоган, message, послание), точно отражающую его суть, формирующее мировоззрение, побуждающее к действиям (0—1—2).
  • Содержание выступления раскрывает выбранный аспект темы (0—1—2).
  • Содержание выступления научно корректно, не содержит теоретических и фактических ошибок (0—1).
  • Использованный в выступлении фактический материал, выбранные типы примеров, помогают раскрыть теоретическое содержание (0—1—2).
  • Визуальное сопровождение доклада не повторяет его текст, а создаёт образность, фиксирует основные тезисы, добавляет эмоциональности, то есть, уместно и оправдано (0—1—2).
  •  Выступление группы по времени уложилось в отведённые 10 минут (0—1).
  • Речь яркая, образная, эмоциональная, техника речи близка к идеальной (0—1—2).

Большое количество заданий обусловлено тем, что  согласно Учебному плану гимназии, промежуточная аттестация по обществознанию — это не контрольная работа за год, оценка за которую является одной из текущих в полугодии. Это экзамен, оценка за который относится к итоговым, наряду с оценками за учебные полугодия. Кроме того, несмотря на то, что в процессе подготовки к аттестации, каждая группа учащихся глубоко работает только над одной темой, устные выступления учащихся аккумулируют практически все учебные темы, что способствует формированию системного взгляда на содержание предмета и осознание проблем общества.

Возвращаясь к требованиям стандарта и примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, следует отметить, что, помимо указанных выше умений, связанных с поиском и обработкой информации, задания промежуточной аттестации способствовали формированию таких общеучебных умений и навыков, как: 
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); 
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза; 
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; 
  • владение основными видами публичных выступлений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...