Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

понедельник, 13 июля 2015 г.

Как работать в условиях многозадачности

Продолжаю писать о прошедшей в мае промежуточной аттестации десятиклассников. Начало здесь. Сайт аттестации здесь, на главной странице собраны все сообщения из блога Электронные тетради, которые сопровождали процесс подготовки к аттестации. В этом посте речь пойдёт о том, как было организовано планирование и контроль деятельности групп в процессе подготовки к аттестации. Эпиграфом к этому посту хочу взять слова А. Г. Асмолова: "Раньше в задачах всё было дано. Сейчас задача должна моделировать деятельность, побуждать действовать в условиях неопределённости" (полностью его выступление можно посмотреть здесь).


Слайд презентации +Olga Bryksina 
Идея о том, что надо оценивать не только результат, но и процесс подготовки, родилась у меня во время Международной конференции "Информационные технологии для Новой Школы" (писала об этом Событии здесь). На мастер-классе +Olga Bryksina  "Инструменты менеджмента в образовании: учим ли мы школьников управлять своей деятельностью?" было представлено множество онлайн-сервисов, позволяющих организовать работу группы над выполнением проекта, который можно разделить на несколько задач. Так как аттестация этого года была спланирована именно как многозадачный групповой проект, материалы мастер-класса оказались для меня очень актуальными.

Выбирая сервис для работы учащихся, я обращала внимание на несколько моментов.

Во-первых, сервис должен позволять создать доску для групповой работы и пользоваться ею бесплатно в течение не менее 2 месяцев.

Во-вторых, он не должен требовать специальной регистрации, желательно интеграция с аккаунтом Google, который есть у всех моих учеников.

В-третьих, он должен быть понятным и простым в использовании: перед десятиклассниками стояло достаточно задач, чтобы ещё и тратить время на то, чтобы разбираться со сложным интерфейсом сервиса.

В-четвёртых, сервис должен предоставлять возможность групповой работы (редактирование имеющихся задач и создание новых всеми членами группы), а также оценивания вклада в неё каждым участником группы.


Всем этим требованиям отвечал сервис Symphonical. Более того, у него был ряд дополнительных приятных возможностей.
1. Интеграция с некоторыми сервисами Google (добавление к задачам документов с Диска, а также возможность организации видеовстречи в Hangout).
Фрагмент моего скетча к МК +Olga Bryksina 
2. Настройка разного уровня доступа к доске: просмотр, редактирование, по ссылке или персонализированный.
3. Отсутствие необходимости сохранения создаваемых задач, автосохранение всех изменений.
Пункты 2 и 3 аналогичны подобным опциям Диска Google, с которым ученики активно работали раньше.
4. Опция комментирования созданных задач.
5. Настройка даты, к которой задача должна быть завершена.
6. Определение ответственных за выполнение той или иной задачи.
7. Сортировка задач по разным группам: типам, приоритетам и т. п.
8. Настройка формата отображения доски задач: по группам задач или ответственным за их выполнение.

Доски задач всех групп можно посмотреть в таблице. Они очень разные, как и работы учащихся. Одни группы активно использовали такой функционал доски, как комментарии к стикерам. Причём, комментарии использовались именно для обсуждения задачи, размещённой на стикере, а в сам стикер писали уже выводы, итоги обсуждения. Другие группы активно использовали такую опцию, как прикрепление файлов с Диска Google. Причём, прикрепляли они самые разные файлы: мои документы, свои рабочие файлы по аттестации, некоторые группы даже обсуждение каждой задачи вели в документах Google. Можно увидеть и разную группировку задач: многие группы не ограничивались той сортировкой, которую изначально предлагает сервис (высокий приоритет, низкий приоритет, без категории), а создавали свои категории. В частности, были группы, которые в отдельную категорию собирали все мои посты по подготовке к аттестации, или группы, которые в отдельную категорию выделяли ссылки на полезные для своего проекта материалы. Степень детализации задач тоже очень сильно разнится. У одних групп можно увидеть подробнейшее дробление каждого задания аттестации на отдельные действия, другие — выносили в стикеры какие-то глобальные, в том числе, смысловые (по выделенной теме проекта) проблемы и обсуждали их там.

То есть, сервис позволил индивидуализировать работу по подготовке к аттестации: каждая группа настраивала свою доску так, как было наиболее комфортно для работы. Для меня очень ценным явился момент, когда часть групп в какое-то время (кто-то раньше, кто-то позже) задумались о выработке собственных правил работы с доской. Как должна быть сформулирована задача? Как определить ответственного за её выполнение? Как определяется приоритет задачи? И т. п. Эти правила они оформляли отдельными стикерами, размещая их на видном месте. Правила, как и доски, у всех групп разные.

Я специально в таблице со ссылками на доски добавила ссылки на созданные группами страницы сайта. При желании можно сопоставить одно с другим, что я и делала. И закономерность очень чёткая просматривалась: хорошая доска группы — успешный результат на промежуточной аттестации.

Очень важным был вопрос о том, как оценить работу групп с доской задач. И здесь неоценимую помощь оказала мне +Olga Bryksina. Она проанализировала ФГОС старшей школы, выделив регулятивные универсальные учебные действия, на развитие которых направлена работа с доской задач. В документе мы немного обсудили в комментариях виды деятельности, подлежащие оцениванию, но никаких принципиальных изменений в то, что сделала Ольга Фёдоровна, я не вносила. Считаю это примером эффективного профессионального взаимодействия в Сети: я, безусловно, смогла бы и сама выделить виды деятельности, подлежащие оцениванию, но не произвести их соотнесение с УУД по ФГОС. Ольга Фёдоровна, известная как переводчик ФГОС на человеческий язык, сделала это мастерски!

В конце аттестации каждый ученик должен был заполнить рефлексивную анкету. В диаграмме, представленной ниже, видно, что работу с доской задач как наиболее полезное задание отметил более десяти процентов десятиклассников.

Возможно, этот результат покажется небольшим. Однако вопрос предполагал выбор только одного задания. А если мы прибавим ответы учащихся, выбравших вариант "всё перечисленное", то получим уже почти треть опрошенных. Ниже приведу фрагменты из анкеты, где ученики пишут своё мнение о доске задач. 
  • "Организационная часть работы, а именно работа с доской задач, подарила новые способы организации деятельности и помогла лучше разбираться в данном аспекте". 
  • "Наиболее полезным оказалась работа с доской задач, так как это новый для нас формат и он оказался удачным, ведь на будущее у нас есть хороший инструмент в подготовке к такого рода работам". 
  • "Доска задач — новое, необычное, но очень удобное средство для записи своих дел". 
  • "Доска задач помогала распределить все обязанности между участниками, так же благодаря ней можно оценить вклад каждого участника группы в работу. Еще она помогала следить за процессом создания вдохновляющей презентации". 
  • "Я многое не успеваю. Часто опаздываю. Все это из-за того что я не умею планировать свое время. Доска задач- это очень удобный сайт, где можно прекрасно планировать не только свое время". 
  • "Доска задач безусловно помогла организовать этап подготовки к аттестации. Без нее мы однозначно не уложились бы в срок". 
  • "Доска задач может пригодиться в последующих проектах". 
  • "Очень познавательная доска задач. Можно использовать ее в будущем". 
  • "Для меня вечная проблема спланировать свое время так,чтобы все задачи не остались на последний срок. И поэтому эта программа стала для меня находкой. Я даже создала собственную доску, где планирую и распределяю задачи:) И эта доска задач очень полезна для групповой работы"
Обратите внимание на последнюю реплику: вот это достойный результат! Очень часто сокрушаюсь, когда вижу, что ученики не обладают умением переноса знаний и умений, полученном на одном предмете, на другие предметы или какие-то иные стороны своей повседневной жизни. А здесь перенос состоялся! Или состоится (в нескольких ответах можно прочитать о возможности использования этого сервиса в будущем). Ура! 

Однако были и ответы, которые оценивали работу с доской задач отрицательно: "...доска задач, на мой взгляд, вообще не имела смысла, т. к. все спорные вопросы мы обсуждали по телефону или в конференции Вконтакте. За неё даётся большое количество баллов, но, на мой взгляд, это лишний ресурс, который требует большого труда и неоправданного внимания". Очень жаль, что именно эта группа не разобралась до конца с возможностями доски. Может, именно это помешало им в итоге получить тот результат, на который они явно рассчитывали. Я категорически против учебной деятельности "Вконтакте". Эту территорию подростки и старшеклассники воспринимают не как учебную. Поэтому вот уже несколько лет пытаюсь развести: это — для работы, это — для отдыха и общения. Была группа, которая использовала конференцию Вконтакте для обсуждения задач. После чего они делали скриншоты своих обсуждений и прикрепляли файлом к соответствующей задаче на доске.

Первая попытка обобщения и представления опыта организации групповой деятельности учащихся с доской задач была сделана мною 2 июля в рамках Конференции "Дистанционное обучение: взгляд из настоящего в будущее". Я благодарна компании "Дистанционный репетитор" и её руководителю +Светлана Павлова за возможность работы с такой мотивированной аудиторией: было безумно приятно, проводя свой мастер-класс в формате вебинара, общаться с профессиональной заинтересованной аудиторией, с которой можно не тратить время на изучение кнопок, а говорить именно о технологиях.

Презентация к вебинару.

Запись вебинара.



Записи остальных вебинаров конференции можно посмотреть на официальном канале организаторов. Рекомендую! Самой почти ничего не удалось посмотреть в режиме реального времени по техническим причинам, сейчас с удовольствием смотрю в записи. 
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...