Предыстория. В начале было не слово. В начале февраля была ученица 11Б класса МАОУ гимназии №23 г. Челябинска им. В.Д. Луценко +Аня Беляева, которая писала работу для Малой Академии наук ЧелГУ и которой необходимо было провести опрос взрослого населения по налогам. Я предложила использовать для этого форму Google, в результате чего получился вот такой опрос (он актуален до сих пор, т.к. работа в процессе оформления, пока еще можно отвечать).
Результаты опроса показали, что граждане зачастую не владеют полной и необходимой информацией о налогах. Можно было, конечно, попытаться изменить мир, но Анна разумно решила, что начать необходимо с себя, точнее, со своих одноклассников, многим из которых уже исполнилось 18 лет, ведь каждый из них — это будущий налогоплательщик.
Так родилась идея урока с одноклассниками, основами которого стали:
- разработанный и наполненный Анной сайт, который содержал всю основную информацию, необходимую на уроке учителю и ученикам;
- работа учащихся с использованием мобильного класса (в соотношении 1 ноутбук на 2 учеников).
Надо отметить, что разработкой и наполнением сайта Анна занималась впервые, новым для нее была и работа с Диском Google, с использованием возможностей которого создавались таблица продвижения, презентация и опросы, и работа с сервисом LearningApps.org, на платформе которого создавались упражнения для закрепления изученного на уроке материала. Разумеется, в любой момент она могла обратиться ко мне с вопросом, но моя помощь, в основном, свелась к обеспечению необходимой информацией, консультированию по поводу того или иного вопроса (причем, в этой части я себя ощущала наставником молодого специалиста-педагога, поскольку консультации носили чаще именно методический характер, с содержанием темы Анна разобралась самостоятельно), минимальной коррекции сделанного. Идею урока обсудили 12.02, а сегодня, 20.02 урок (точнее, два сдвоенных в расписании урока) состоялся.
Что из себя представляет сайт-урок.
1) Введение в тему. Помимо вводного обращения автора, на главной странице размещен маленький тест, который позволяет сделать входной замер имеющихся на начало урока знаний по теме.
Что из себя представляет сайт-урок.
1) Введение в тему. Помимо вводного обращения автора, на главной странице размещен маленький тест, который позволяет сделать входной замер имеющихся на начало урока знаний по теме.
Форма Google позволяла продемонстрировать классу появление новых ответов в режиме реального времени, а также отобразить сводку ответов в виде диаграммы. Вывод — знаний по теме урока очень мало, а потому можно переходить к следующему разделу.
Страница содержит избыточную текстовую информацию по теме. На ней, как и на первой странице, тоже есть цитата (помимо единства оформления страницы, здесь еще вполне прагматичная функция: приведенные высказывания — это темы эссе ЕГЭ по обществознанию. Чтение текста, по мысли автора, сопровождается структурированием информации через создание коллективной презентации.
Структура презентации была задана изначально (8 слайдов были подписаны), но разрешалось менять ее, добавляя новые слайды, что в итоге и было продемонстрировано.
После знакомства с теоретическим материалом, можно было переходить на следующую страницу.
3) Приложения.
Основу страницы составляют шесть заданий различного типа, выполненных на платформе сервиса LearningApps.org. Каждое задание посвящено определенному разделу темы.
- Налог на доходы физических лиц. Текст с пропусками.
- Ставки налогов. Задание на соотнесение.
- Объекты налогообложения. Распределение текстовых и наглядно-графических объектов по четырем группам.
- Права и обязанности налогоплательщика. Распределение текстовых объектов по двум группам.
- Две расчетные задачи: на расчет налоговых вычетов и на исчисление суммы налога на имущество.
В процессе разработки урока было создано еще одно задание, которое не вошло в окончательный вариант. Публикую его здесь.
По окончании работы с приложениями, ученики должны были вновь обратиться к вопросам стартового теста, только заданным немного в иной, усложненной форме. Форма для теста размещена на этой же странице.
Страница размещена на сайте последней, но ученики обращались к ней на протяжении всего урока: сначала — для регистрации своей группы, затем — для отметок о выполнении заданий с самооценкой своей деятельности. Внешнюю оценку работы проводила сама Анна, ей же доверила выставить итоговые оценки за урок.
В ходе работы ни я, ни Анна почти не сидели на месте. Постоянно работали с группами учащихся (как видно из таблицы продвижения, всего их было 10), причем, я консультировала только по формату, техническим деталям работы, а вся содержательная часть консультирования полностью легла на Анну. Т. к. на мне нагрузка была намного меньше, пыталась параллельно наблюдать со стороны. Первые выводы, которые сделала из этих наблюдений.
- Мне очень понравилось вести урок вдвоем, ощущение, что мы постоянно дополняли и страховали друг друга, кроме того, при работе вдвоем появляется возможность уделять больше внимания каждой паре учащихся. Я чувствовала рядом не ученицу, а коллегу, настолько Анна смогла быть уверенной и убедительной. А, так как моя роль была второстепенной, было одновременно и волнительно, и непривычно, но мне понравилось это состояние!
- В очередной раз убедилась: наиболее эффективное усвоение материала происходит, когда обучаемый сам начинает обучать кого-то: слушая ответы Анны на обращенные к ней вопросы, радовалась за нее, видя, насколько глубоко она вникла в содержание темы в процессе работы.
Что дальше.
Сейчас Анна находится в процессе анализа и описания описания состоявшегося взаимодействия с одноклассниками как составной части своей работы. Чуть позже на сайте появится отдельный раздел, куда войдет и информация об авторе, и полный текст работы. Немного снимали: фото и видео добавим позже. Есть идея провести занятие по этому материалу с группой педагогов.
Сайт будет развиваться и дальше. По материалам сайта будут проведены уроки и в других классах. Необходима оптимизация страницы с теоретическим материалом: уход от большого количества текста, перевод его части в другой формат.
И, в заключении, приведу другие материалы (урок рассматривал больше юридические аспекты темы, но ведь налоги изучаются и в курсе макроэкономики) по этой теме, публикуемые с согласия автора. Автор: Королева Галина Эриковна (так получилось, что все материалы в этой теме — не мои), учитель экономики высшей категории, старший научный сотрудник лаборатории обществознания ИСМО РАО.
1) Презентация к уроку.
2) Текст лекции.
3) Задания по теме.
Всем доброго времени суток! Хочу поделиться своими впечатлениями после сегодняшнего урока экономики :)
ОтветитьУдалитьУрок прошел в очень интересной форме, информация была преподнесена доступно и понятно, задания отличались оригинальностью, и мы действительно были увлечены во время работы :) Буду рада если такие уроки будут проводиться еще!
Ане, я хочу пожелать успехов в продвижении своей работы. Аня, ты молодец! Не останавливайся на достигнутом, всегда иди только вперед :)
Хотелось бы поблагодарить Аню за очень интересный урок. Мы узнали на много больше, чем в рамках стандартного курса. Полученные знания, без сомнения, пригодятся нам в будущем. Аня, действительно, затронула очень важный вопрос, с которым так или иначе придётся столкнуться каждому букваль через несколько лет.
ОтветитьУдалитьУрок прошёл в непривычной форме работы, но это позволило поработать индивидуально в своём режиме и темпе, максимально охватить материал. Очень понравилось!
Аня большой молодец! Я присоединяюсь к Кристине и тоже желаю тебе успехов в твоих начинаниях!
Таня Соколова
Аня молодец, отличный урок, очень интересный, отличающийся своей нестандартностью, непривычностью такого проведения. Многие были явно увлечены и заинтересованы, два урока прошли как 15 минут, насыщенных и ярких. Все было отлично, мы получили новые знание, попрактиковались, усвоили что-то новое. Присоединяюсь к пожеланиям, сказанными ранее. Успехов тебе!
ОтветитьУдалитьБезусловно, урок отличался своей необычностью, нестандартностью. Было интересно, занимательно. Аня проделала очень хорошую работу. Из минусов отмечу, что слишком много информации для одного урока, всё запомнить было весьма сложно. Но все равно спасибо.
ОтветитьУдалитьДеркач
Спасибо всем за приятные отзывы и конструктивную критику. Действительно, очень много теории для одного урока, я, собственно, только из-за этого и переживала, но к сожалению ничего поделать с этим не могла( и так вырезала все, что можно было).
ОтветитьУдалитьСпасибо всем, кто принял участие в этом уроке. Это был мой первый опыт ведения урока. Признаться, я побаивалась, что не смогу стать для вас учителем, и вы не будете меня слушать(конечно, в классе присутствовала Мария Николаевна, не бросившая меня одну, так сказать, служащая социальным регулятором, не позволяющая воцарится анархии(хотя такого не предполагалось)), но, к счастью, все были очень внимательны и с неподдельным интересом выполняли все задания, что я для вас подготовила. Мне было очень приятно побыть для вас временным учителем, отвечать на все ваши вопросы, смотреть как вы справляетесь, радоваться, что у вас все получается.
Конечно, были и проблемы, особенно с задачами, они оказались очень сложными, но, я думаю, это все от того, что было мало времени на основательное прохождение материала, вы бы точно справились с ними и без моей помощи, если бы внимательнее прочитали теорию.
Большое спасибо Марии Николаевне, позволившей провести этот урок, оторваться от программы прохождения уроков, оказывавшей мне огромную помощь в создании и проведении нашего урока, ставшей генератором потрясающих идей и предложений, показавшей мне новые, до селе не изведанные пути создания документов и приложений.
Случайно увидела пост Мариии Николаевны..Здорово работаете! С большим удовольствием познакомилась с материалами урока! Восполнила кое -какие пробелы в своем представлении о налогах:)) Спасибо за науку!
ОтветитьУдалитьМария Николаевна, здравствуйте! Какая Вы молодец! Вы просто не можете стоять на месте, продвигаетесь вперед через тернии к знаниям и новым способам их подачи! Здорово! Я тоже недавно начала знакомиться с платформой Гугл Аппс, но пока отношусь к ней с опаской. Познакомившись с уроком, решила изменить свое мнение. Мне очень все понравилось!
ОтветитьУдалитьМария Николаевна, позвольте вопрос: последний тест (типа "кто хочет стать миллионером") создается тоже на этой платформе?
Спасибо за интересный урок и необычные идеи!
С уважением, Панфилова Ольга
Ольга Романовна, рада снова видеть Вас на страницах своего блога! Спасибо за комментарий. Давайте будем разбираться с Вашими вопросами. Вы путаете два понятия. GoogleApps и LearningApps. GoogleApps — это набор приложений Google, на базе которых создается информационно-образовательная среда школы. И вот этого у меня нет и и в ближайшее время не предвидится. Точнее, у меня самой есть аккаунт GoogleApps, полученный на Академии преподавателей Google, и только. В школе нет. Поэтому, хотя я и работаю с сервисами Google, но делаю это полностью в условиях открытой образовательной среды (в GoogleApps при желании все, что нарабатывается, может быть доступно только в рамках ИОС школы). LearningApps — это конструктор для создания интерактивных упражнений различных типов, это не сервис Google, а потому никакого отношения к GoogleApps не имеет. Но созданные упражнения с помощью HTML-кода можно встроить в блог или на сайт. Именно в этом конструкторе моя ученица разработала все упражнения для урока. В том числе, и последнее, в формате "Кто хочет стать миллионером".
УдалитьМария Николаевна, спасибо большое за разъяснение! Век живи - век учись! Что Вы и делаете, а заодно даете и нам (менее продвинутым педагогам) познакомиться с новыми возможностями использования Интернет-ресурсов. Успехов и творческих идей!
УдалитьС уважением!
Ольга Романовна, и Вам спасибо за теплые слова! Очень рада, что Вы меня читаете, благодарна за Ваши комментарии. А в скором времени жду уже от Вас интересных рассказов про использование GoogleApps в школе!
ОтветитьУдалить