Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

четверг, 8 марта 2012 г.

Гражданское общество и правовое государство

Мое представление о данной теме, ее содержании и месте в обществоведческом курсе, формировалось на основе двух событий в моей профессиональной деятельности:
1) в 2005 - 2006 г.г. мне посчастливилось принять участие (первоначально как члену экспертной группы Международной конфедерации обществ потребителей, затем - как пилотному учителю) в проекте "Разработка инновационных учебников по обществознанию и продвижение их в школы России". Результатом этого проекта стало издание УМК (учебное пособие, хрестоматия и методическое пособие для учителя) "Сивика. Гражданское общество. Курс практического обществоведения" (Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского, 2005). На мой взгляд, главная ценность этого УМК - его практикоориентированный характер: огромное количество текстов, заданий, упражнений, памяток - как для работы в классе, так и как основы для ученических исследований;
2) в 2005 г. в рамках семинара для педагогов по гражданскому образованию школьников и молодежи экспертом Пермской гражданской палаты Игорем Аверкиевым была прочитана блестящая лекция на тему: "Что такое гражданское общество и что общество хочет от школы" (возможно, название немного неточно, но смыл передала).
Именно эти два события помогли мне выстроить систему взглядов на понятие "гражданское общество", на место этой темы в обществоведческом курсе, на то, что и как необходимо преподавать в рамках данной темы, а также подготовить необходимые образовательные ресурсы для работы.
Начнем с понятия "гражданское общество". В литературе существует множество определений, что подчеркивает абстрактность данной категории. Презентация делает обзор истории развития данного понятия, а также называет основные модели, варианты содержания данного понятия в связи с пониманием структуры общества в целом, взаимоотношения различных сфер общества с государством.
Гражданское общество

Авторы одной из предложенных в презентации моделей,  нетрадиционно подходят к выделению сфер общественной жизни, выделяя три сферы: частная сфера, сфера гражданского общества, сфера государственной власти и сфера бизнеса. Несмотря на то, что данная модель не соответствует традиционно принятому в обществознании выделению сфер общественной жизни, но она помогает в определении существенных признаков гражданского общества. Работа организуется с помощью интерактивной доски. Первоначально слайд на доске выглядит следующим образом:
Необходимо расставить все признаки по своим местам. Окончательный вид слайда:
Особая роль в обществоведческом курсе отводится работе с источниками социальной информации. Многозначность понятия "гражданское общество" делает такую работу актуальной и уместной. Причем, по данной теме можно найти тексты самого разного плана - как мыслителей прошлого, так и тексты современных авторов. Возможные примеры текстов и вопросы к ним.

 
Признаки правового государства наглядно можно представить с помощью интерактивной доски. Первоначальный вид слайда:
То есть, изначально содержание признаков неверное. Требуется осуществить операцию соотнесения - к каждому признаку подобрать соответствующую ему характеристику. Окончательный вид слайда:
Подобные ЦОРы для интерактивной доски носят универсальный характер: возможно, что первоначально они будут использоваться учителем для объяснения нового материала, а затем – на следующем уроке, или на повторительно-обобщающем – учениками для демонстрации обученности, по крайней мере, на репродуктивном уровне.
На рефлексивном этапе урока можно организовать работу с высказыванием Цицерона. Для начала необходимо правильно составить его, последовательно выбирая нужные слова.
Высказывание Цицерона.
Затем можно предложить для обсуждения следующий вопрос: как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему? Какие признаки правового государства нашли отражение в этом изречении?
Можно также предложить учащимся написать эссе по данной теме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...