Я не знаю сейчас, сколько будет частей, догадываюсь, что не две, и не три, а потому начинаю сейчас, чтобы в последующем возвращаться к этой теме не единожды. Это единственное альтернативное задание в рамках Единого Государственного экзамена, кроме того, это задание, за которое, в случае успешного его выполнения, выставляется максимальный первичный балл - последние два года - пять. Сегодня я хочу поговорить о структуре эссе, о возможных ее вариантах.
Вариант 1. Этот вариант описан доктором педагогических наук Е.В. Киприяновой в статье Как научиться писать эссе по обществознанию на "непревзойденно"?
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме коротких тезисов (Т). Мысль обязана быть подкреплена подтверждениями - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления публичной жизни, действия, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные подтверждения, ссылки на мировоззрение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
таковым образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение
Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мировоззрение автора).
Учащимся нужно напоминать о значении выделения абзацев, роли бардовых строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Вариант 2. Многократно описан в своих пособиях А.Ю. Лазебниковой, например, здесь: ЕГЭ 2009. Обществознание: Репетитор / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брандт и др.— М.: Эксмо, 2009
К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. По крайней мере их нет в рассмотренных критериях оценивания. Напомним, что своеобразие эссе как литературного жанра проявляется, в частности, в его композиционной свободе. «Из формальных требований к эссе можно принять только одно — наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной» (К. Митрофанов, В. Шаповал).
Данное утверждение нуждается в корректировке, если речь идет о письменной работе в рамках Единого государственного экзамена по обществознанию. Не будем забывать о временных ограничителях, которые влияют как на написание, так и на проверку эссе. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, в данной ситуации в значительной степени предопределен.
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).
Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Экзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий ее содержание и сущность.<...>
Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения выпускника относительно поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.<...>
В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
Вариант 3. Возможно, он тоже где-то опубликован, не встречала. Опираюсь на свои записи с лекции О.В. Кишенковой, прослушанной несколько лет назад в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования. Лично мне больше всего импонирует именно эта модель, и именно ее я предлагаю своим ученикам.
Введение.
а) Формулировка социальной проблемы, содержащейся в цитате.
б) Актуальность этой проблемы для человека, его семьи, государства, общества в целом.
в) Позиция автора высказывания.
г) Позиция ученика.
Основная часть.
В основной части заявленная во введении проблема, должна быть раскрыта на трех уровнях:
а) теоретический материал - основы той базовой науки, к которой отнесено высказывание;
б) примеры из истории и (или) современной социальной реальности;
в) собственный опыт участия в какой-либо социальной деятельности.
Заключение.
Происходит возврат к заявленной во введении проблеме, но она подается уже в результирующем ключе.
А теперь примеры использования данного варианта структуры.
Вот так может выглядеть шаблон введения, написанный по данной структуре.
Прежде чем продолжать, небольшое отступление. Я глубоко убеждена, что грамотно написанное введение к эссе - это залог того, что эксперт не поставит 0 баллов на проверке, поверьте проверяющему эксперту. В практике этого года был случай, когда один мой ученик получил за эссе 5 баллов, успев написать лишь развернутое введение к эссе (понятное дело, что это ошибка экспертов, причем, сразу двоих, но это факт, на который, впрочем, не рекомендую равняться). Кстати, можно отрабатывать структуру введения прямо на данном шаблоне, вот пример:
Click here for larger version
Для этого надо перейти в полную версию шаблона, выставить курсор на нужном слое гамбургера и набрать свой текст. К сожалению, сервис ограничивает количество "читаемых" слов (можно написать и больше, но просматривать будет затруднительно), поэтому в предложенном примере позиции введения приведены предельно кратко. Может, кто-то попробует сделать это в комментариях? Для получения кода необходимо по окончании работы щелкнуть в правом нижнем углу по третьей слева иконке (такая голубая шестеренка). Верхний адрес будет ссылкой на получившуюся работу, нижний - кодом HTML для вставки готовой работы на сайт или в блог.
Пример полного текста эссе на эту же тему. В нем есть свои достоинства и свои недостатки (какие?)
ПОЖАЛУЙСТА,ОЦЕНИТЕ МОЁ ЭССЕ ПО КРИТЕРИЯМ ЕГЭ.ЗАРАНЕЕ, СПАСИБО. Правоведение: «Самое большое преступление- безнаказанность» (Б. Шоу) Очевидно, в своем высказывании Б. Шоу, выдающийся английский писатель, лауреат Нобелевской премии, утверждал о важности юридической ответственности, т.е. наказания за совершенное преступление, так как безнаказанность, с точки зрения автора, влечёт за собой негативные последствия.
ОтветитьУдалитьЯ не могу не согласиться с данным суждением. Ведь юридическая ответственность- это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния. А безнаказанность же - противоположный элемент для юридической ответственности, который порождает определенные проблемы в обществе. Я думаю, что основным аспектом проблемы, затронутой Шоу, является новые преступления – наиболее опасные виды противоправного деяния, которые вызываются безнаказанностью. Это, действительно, так. Предположим, что человек, совершивший преступление, остался безнаказанным, следовательно, он имеет право находиться на свободе, а будучи неизолированным от общества, преступник представляет большую опасность для него. Так серийный маньяк- убийца Андрей Чикатило, оставаясь на свободе, продолжал совершать тяжкие преступления на протяжении 12 лет. Чувство безнаказанности позволило совершить ему более 60 преступлений. Другим же аспектом проблемы является самосуд, который начинают вершить граждане, опасаясь жить в одном обществе с преступником. В городе А, в России образовалась целая организованная группировка, творившая расправы над педофилами, которые по тем или иным незаконным причинам оставались на свободе.
Таким образом, я считаю, что необходимо наказывать преступников, для того чтобы не породить социальное напряжение, повторные преступления, различные бунты в обществе, дабы наказание есть самый эффективный способ борьбы с преступлением.
Спасибо за доверие :) Постараюсь оправдать :)
ОтветитьУдалитьЕсли подходить строго формализовано, то:
К1 - 1 балл (содержание ответа дает представление о понимании смысла высказывания)
К2 - 1 балл (представлена и пояснена собственная позиция)
К3 - 1 балл (затронут один аспект темы, приведена фактическая аргументация)
Итого - 3 первичных балла из 5 возможных.
Если хочется услышать мое личное мнение - мне не понравилось. Даже не анализируя ошибки речевого (а где-то они - на грани смыслового) характера, основаня Ваша проблема в том, что Ваше эссе слабовато с точки зрения теоретической аргументации и банально с точки зрения примеров. Конечно, видно Ваше стремление соответствовать критериям эссе, похвально и то, что при уже упомянутой банальности приведенного фактического материала, он соответствует теме и показывает Ваше умение применить знания обществоведческого курса к анализу социалной реальности. Но эссе должно чем-то цеплять эксперта, возмущать его в хорошем смысле слова:) Вот я готова простить какие-то несущественные ошибки, если вижу в эссе личность совершенно неизвестного мне выпускника - знающую, думающую, неравнодушную.
Вот и получается, что при формальном неплохом первичном балле, никаких эмоциий от эссе :) Но я строгий эксперт :) Возможно, с кем-то другим Вам повезет больше. Надеюсь, не сильно Вас обидела и разочаровала :) Знаете, какое главное достоинство я увидела? Публикуя здесь свой комментарий (пусть даже анонимно), Вы не боитесь оказаться в ситуации оценивания, а, следовательно, готовы к любой оценке. А это значит, что Вы готовы к дальнейшей работе над собой. Удачи Вам!
Hi! Do you use Twitter? I'd like to follow you if that would be ok. I'm
ОтветитьУдалитьabsolutely enjoying your blog and look forward to new updates.
Have a look at my webpage - Www.Bwlt.cn
Thank you. Yes, using Twitter, a link to the profile.
ОтветитьУдалить