Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

понедельник, 4 июля 2011 г.

Общество как динамичная система

Этой темой очень часто открывают изучение курса обществознания: и в 8-м, и в 10-м классах. Поэтому я и решила начать публикации именно с этой темы, представив некоторые свои наработки разного формата. Это готовый конспект урока, презентация по теме, один из способов работы с понятиями и обучающая игра.

1) Конспект урока в 10 классе Урок стал победителем муниципального конкурса  “Новые формы организации учебного процесса и лучшие разработки учебных занятий с использованием цифрового оборудования”. Все необходимые ресурсы к уроку размещены на внешних сервисах и доступны для просмотра без скачивания.


2) Презентация по теме урока.





Сразу хочу оговориться по поводу презентации - этой и последующих. 
Отступление первое. Я работаю в старших классах, а потому мое глубокое убеждение, что нельзя чрезмерно увлекаться в презентациях изображениями, анимационными эффектами, звуком и т.п. Для меня главной задачей презентации было и есть - дать некий "скелет" темы, на который еще предстоит "нарастить мышечную массу". А потому в моих презентациях вы не найдете "рюшечек, бантиков, горохов крупных и баклажаново-розового поросячьего цвета" (Нюша, "Смешарики"), там, как правило, только текст, таблицы, схемы.
Отступление второе. Все мои презентации - это компиляция разнообразных источников - учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и т.п. Когда-нибудь я обязательно сделаю здесь максимально полный список используемых в работе источников. Пока оставляю, как есть. Поэтому, если увидели в презентации "знакомые буквы", значит, я тоже там была

3) Работа с понятиями является важной частью преподавания обществознания. Существует много способов работы с понятиями (один из вариантов разобран в предлагаемом конспекте урока), и на страницах своего блога я не раз буду возвращаться к этой теме. Здесь же я предлагаю прием, описание которого составлено на основе: Пронькин В.Н., Аксенова О.В., Беляева Н.Ю., Гутников А.Б. и др. Сивика. Гражданское общество. Курс практического обществознания: Методическое пособие для преподавателя. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского, 2006. Сами авторы предлагают использование данного приема для страшеклассников: решайте сами, но, как мне кажется, подобный способ формирования понятий более уместен в основной школе.

Тема нашего сегодняшнего урока - "Что такое общество". Кто-нибудь знает - что это такое?
Используя минутное замешательство учеников, учитель выводит на экран слайд и продолжает:
- И не удивительно, что не знаете. далеко не каждый взрослый сможет ответить на этот вопрос. Попробуйте дома спросить об этом родителей. они вам ответят: - Понятия не имеем. Вот нам с вами и придется разобраться с тем, что такое "иметь понятие" о чем-либо. Что происходит в наших головах в тот момент, когда мы пытаемся понять какое-то явление реального мира? В первую очередь, познавая мир, человек называет или присваивает имена всем предметам и явлениям, с которыми встречается. Эти имена остаются у нас в головах, можно представить в виде "полочек", куда потом складывается вся информация, знания об этом явлении. Например, на полочке, подписанной "кошка", какая у вас содержится информация? (На экран выводится еще одна картинка: так, чтобы они обе были расположены на одном слайде)
Учащиеся называют разные определения: ласковая, играет, прыгает, пушистая, сиамская, кусается.
  • Вот эта полочка с названием и всей информацией на ней и является понятием о "кошке". Как мы убедились, понятие о кошке у каждого разное, хотя название этого понятия одинаковое - "кошка". Почему так происходит?
Ученики могут назвать разные причины (разный опыт, что-то читали, рассказывали и т.д.)
  • Менялось ли у вас понятие о кошке со временем? Почему?
Ребята высказывают свои идеи.
  • Можно ли сказать, что только одно представление о кошке может быть правильным? Может ли это представление быть окончательным, полностью, без остатка описывающим предмет?
Ребята высказывают свои идеи.
  • Мы видим, что даже такое простое понятие как "кошка" может быть разное у разных людей, к тому же оно меняется со временем и не бывает одно единственное правильное понятие, к тому же окончательное. Что же говорить о сложных понятиях, таких как "школа", "семья", "общество", "государство" и т.д. О них может быть сотни представлений и мнений! На этих полочках в голове собрано множество информации. Закройте глаза и представьте мысленно - сколько подобных полочек для размещения новой информации уже сейчас есть в вашей голове? 20 секунд считаем полочки. Кто может сказать - сколько насчитали? Спасибо. Мы поняли - их очень много. Но нам все равно приходится создавать все новые. А почему?
Ребята высказывают свои идеи.
  • Итак, полочки (т.е. понятия) не появляются случайно. Они нужны для понимания и объяснения жизни, общению между людьми. Если же человек встречается с неизвестным ему понятием, то он либо отвергает его (не замечает), либо создает для него пустую полочку. Почему вы замолчали, когда я спросила у вас о том, что такое общество? (На экране - вновь только мозаика на понятие "общество"). Наверное, полочки такой в голове не было? Но как только мы с вами обратили внимание, что есть такое понятие - "общество" - у нас в голове уже появилась соответствующая полочка. она пока совсем пустая. давайте попробуем собрать из других "полочек" слова, высказывания, идеи, которые, как вам кажется, связаны с понятием "общество".
Далее работа может быть организована от технических возможностей кабинета. Можно записать слова-ассоциации на доске (если доска интерактивная, то сама мозаика "Общество" располагается по центру слайда, а слова-ассоциации пишутся вокруг). Если урок возможно провести в компьютерном классе, то можно посадить ребят за компьютеры с уже открытой программой, чтобы они создали свою мозаику из слов-ассоциаций на понятие "общество" (если есть опыт сетевой работы, то, сохранив созданные картинки в сетевой папке или на сервисе, учитель быстро сможет вывести несколько работ на общий экран). Может получится, например, так:



4) А теперь поиграем! Простая игра для учащихся основной школы, которая позволяет закрепить различия между основными сферами общественной жизни. Это мой первый опыт работы с данным сервисом, который дает разнообразные возможности для уроков. Не нравится, конечно, ограничение на длину слов: из-за этого пришлось отказаться от некоторых понятий, но сами заголовки все равно получились частично разорванными, как бы я ни старалась подобрать наиболее короткое слово для них. Зато созданную игрушку можно сохранить на компьютере и не быть зависимым от интернета. Кроме того, можно поставить пароль, ограничив, тем самым, возможности редактирования игры для тех, кто ее использует. Ну, что, поиграем?

6 комментариев:

  1. Слайд презентации под названием "взаимосвязь сфер общественной жизни" вводит в заблуждение. Нарисовано так, что экономика является фунламентом для всех остальных сфер. Это безусловно не так. Да и вообще, все вводит в заблуждение на этом слайде, начиная с того, что вместо сфер нарисованы прямоугольники и заканчивая отсутствием взаимных связей между ними.

    ОтветитьУдалить
  2. Что значит "безусловно"? На мой взгляд, некорректный термин для социального познания в принципе. Для развития общества как системы характерны не только динамизм, но и альтернативность! Что касается упомянутого вами слайда, то я не вижу в нем никакого ввода в заблуждение. Ведь на схеме представлена одна из точек зрения на взаимосвязь сфер общественной жизни. Согласно этой точке зрения, экономика действительно является основной сферой. Авторы данного подхода исходят из огромной роли материального производства в жизни людей. Кроме того, именно на основе экономической сферы складываются отношения собственности, неравенство доходов, как один из критериев социальной стратификации. Складывающееся неравенство требует социального управления (политика). Экономика создает блага в т.ч. и для создания продуктов искусства (духовная сфера). Листайте презентацию дальше, и Вы увидите, что следующий слайд представляет прямо противоположную точку зрения: о том, что идеи, мысли, представления (духовная сфера) всегда предшествуют каким-то переменам в экономике, политике. Идеи Просвещения заложили основу для Великой французской буржуазной революции, а распространение марксизма в России - основу для революционных событий начала 20 века. Ну, и, наконец, следующий слайд представляет так называемую компромиссную точку зрения. Не в том смысле, что "все равны", а в том, что в разные периоды та или иная сфера выходит на первый план. К примеру, в период революций и гражданских войн определяющими становятся социальные отношения в политике. От того, каким будет расклад общественно-политических сил, будет зависеть и дальнейшее развитие экономики.

    ОтветитьУдалить
  3. Безусловно, это значит что нет условий ограничивающих истинность данного утверждения. Нет и не может быть никаких основных сфер в обществе. Авторы подхода представляющие экономику основной сферой заблуждаются, не понимая ни что такое общество ни что такое система. Следующий слайд тоже вводит в заблуждение и последующий тоже. Совершенно не удивительно, что дети да и взрослые не понимают потом смысл понятия общество. После таких картинок ничуть не удивительно.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, зачем же так категорично. Представление об истине сейчас как раз более подвижны, нежели даже лет 5-10 назад. Что значит "нет и не может быть никаких основных сфер в обществе"? Вы отрицаете то, что общество - это система? Это Ваше право, но я работаю в рамках действующей Примерной программы и стандарта полного среднего образования. Кстати, отрицая сферный подход, Вы противоречите сами себе - цитата из Вашего блога: "в каждой сфере деятельности общества сформировались..."

    ОтветитьУдалить
  5. Сферы - есть. Основных сфер - нет.

    ОтветитьУдалить
  6. Именно эта точка зрения и представлена на третьей схеме. Но она не является единственной.

    ОтветитьУдалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...