Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

понедельник, 4 июля 2011 г.

Общество как динамичная система

Этой темой очень часто открывают изучение курса обществознания: и в 8-м, и в 10-м классах. Поэтому я и решила начать публикации именно с этой темы, представив некоторые свои наработки разного формата. Это готовый конспект урока, презентация по теме, один из способов работы с понятиями и обучающая игра.

1) Конспект урока в 10 классе Урок стал победителем муниципального конкурса  “Новые формы организации учебного процесса и лучшие разработки учебных занятий с использованием цифрового оборудования”. Все необходимые ресурсы к уроку размещены на внешних сервисах и доступны для просмотра без скачивания.


2) Презентация по теме урока.





Сразу хочу оговориться по поводу презентации - этой и последующих. 
Отступление первое. Я работаю в старших классах, а потому мое глубокое убеждение, что нельзя чрезмерно увлекаться в презентациях изображениями, анимационными эффектами, звуком и т.п. Для меня главной задачей презентации было и есть - дать некий "скелет" темы, на который еще предстоит "нарастить мышечную массу". А потому в моих презентациях вы не найдете "рюшечек, бантиков, горохов крупных и баклажаново-розового поросячьего цвета" (Нюша, "Смешарики"), там, как правило, только текст, таблицы, схемы.
Отступление второе. Все мои презентации - это компиляция разнообразных источников - учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и т.п. Когда-нибудь я обязательно сделаю здесь максимально полный список используемых в работе источников. Пока оставляю, как есть. Поэтому, если увидели в презентации "знакомые буквы", значит, я тоже там была

3) Работа с понятиями является важной частью преподавания обществознания. Существует много способов работы с понятиями (один из вариантов разобран в предлагаемом конспекте урока), и на страницах своего блога я не раз буду возвращаться к этой теме. Здесь же я предлагаю прием, описание которого составлено на основе: Пронькин В.Н., Аксенова О.В., Беляева Н.Ю., Гутников А.Б. и др. Сивика. Гражданское общество. Курс практического обществознания: Методическое пособие для преподавателя. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского, 2006. Сами авторы предлагают использование данного приема для страшеклассников: решайте сами, но, как мне кажется, подобный способ формирования понятий более уместен в основной школе.

Тема нашего сегодняшнего урока - "Что такое общество". Кто-нибудь знает - что это такое?
Используя минутное замешательство учеников, учитель выводит на экран слайд и продолжает:
- И не удивительно, что не знаете. далеко не каждый взрослый сможет ответить на этот вопрос. Попробуйте дома спросить об этом родителей. они вам ответят: - Понятия не имеем. Вот нам с вами и придется разобраться с тем, что такое "иметь понятие" о чем-либо. Что происходит в наших головах в тот момент, когда мы пытаемся понять какое-то явление реального мира? В первую очередь, познавая мир, человек называет или присваивает имена всем предметам и явлениям, с которыми встречается. Эти имена остаются у нас в головах, можно представить в виде "полочек", куда потом складывается вся информация, знания об этом явлении. Например, на полочке, подписанной "кошка", какая у вас содержится информация? (На экран выводится еще одна картинка: так, чтобы они обе были расположены на одном слайде)
Учащиеся называют разные определения: ласковая, играет, прыгает, пушистая, сиамская, кусается.
  • Вот эта полочка с названием и всей информацией на ней и является понятием о "кошке". Как мы убедились, понятие о кошке у каждого разное, хотя название этого понятия одинаковое - "кошка". Почему так происходит?
Ученики могут назвать разные причины (разный опыт, что-то читали, рассказывали и т.д.)
  • Менялось ли у вас понятие о кошке со временем? Почему?
Ребята высказывают свои идеи.
  • Можно ли сказать, что только одно представление о кошке может быть правильным? Может ли это представление быть окончательным, полностью, без остатка описывающим предмет?
Ребята высказывают свои идеи.
  • Мы видим, что даже такое простое понятие как "кошка" может быть разное у разных людей, к тому же оно меняется со временем и не бывает одно единственное правильное понятие, к тому же окончательное. Что же говорить о сложных понятиях, таких как "школа", "семья", "общество", "государство" и т.д. О них может быть сотни представлений и мнений! На этих полочках в голове собрано множество информации. Закройте глаза и представьте мысленно - сколько подобных полочек для размещения новой информации уже сейчас есть в вашей голове? 20 секунд считаем полочки. Кто может сказать - сколько насчитали? Спасибо. Мы поняли - их очень много. Но нам все равно приходится создавать все новые. А почему?
Ребята высказывают свои идеи.
  • Итак, полочки (т.е. понятия) не появляются случайно. Они нужны для понимания и объяснения жизни, общению между людьми. Если же человек встречается с неизвестным ему понятием, то он либо отвергает его (не замечает), либо создает для него пустую полочку. Почему вы замолчали, когда я спросила у вас о том, что такое общество? (На экране - вновь только мозаика на понятие "общество"). Наверное, полочки такой в голове не было? Но как только мы с вами обратили внимание, что есть такое понятие - "общество" - у нас в голове уже появилась соответствующая полочка. она пока совсем пустая. давайте попробуем собрать из других "полочек" слова, высказывания, идеи, которые, как вам кажется, связаны с понятием "общество".
Далее работа может быть организована от технических возможностей кабинета. Можно записать слова-ассоциации на доске (если доска интерактивная, то сама мозаика "Общество" располагается по центру слайда, а слова-ассоциации пишутся вокруг). Если урок возможно провести в компьютерном классе, то можно посадить ребят за компьютеры с уже открытой программой, чтобы они создали свою мозаику из слов-ассоциаций на понятие "общество" (если есть опыт сетевой работы, то, сохранив созданные картинки в сетевой папке или на сервисе, учитель быстро сможет вывести несколько работ на общий экран). Может получится, например, так:



4) А теперь поиграем! Простая игра для учащихся основной школы, которая позволяет закрепить различия между основными сферами общественной жизни. Это мой первый опыт работы с данным сервисом, который дает разнообразные возможности для уроков. Не нравится, конечно, ограничение на длину слов: из-за этого пришлось отказаться от некоторых понятий, но сами заголовки все равно получились частично разорванными, как бы я ни старалась подобрать наиболее короткое слово для них. Зато созданную игрушку можно сохранить на компьютере и не быть зависимым от интернета. Кроме того, можно поставить пароль, ограничив, тем самым, возможности редактирования игры для тех, кто ее использует. Ну, что, поиграем?
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...