Фото +Александр Калинин |
Я начинаю свой рассказ о конференции "Информационные технологии для Новой школы" (сайт конференции), на которую я приезжаю четвёртый год подряд, со своего выступления на Арене. И совсем не потому, что мастер-классы на той конференции я провожу ежегодно, а выступление на Арене стало для меня дебютным. На самом деле, историю, которая легла в основу этого выступления, я должна была рассказать ещё полгода назад — то есть тогда, когда она случилась. Но я лишь написала небольшой пост на facebook. Исправляюсь ;-)
История эта началась в начале сентября 2015 г., когда в качестве стартового контроля я дала ученикам 11-х классов задание "От истории — к теории", предложив проанализировать один из трёх кейсов на выбор. Каждый кейс основывался на ситуации из современной социальной реальности и/или моего личного опыта. Ребята получили саму ситуацию с открытым концом и список тем, с помощью которых им было предложено описать выбранную ситуацию.
Наибольший интерес вызвал Кейс 2 "Ван Гог. Почти как живой", в которой ученикам было предложено сравнить две мультимедийные выставки, которые я посетила в разных городах с интервалом в год. Я получила много интересных работ по этому кейсу.
К примеру, +Александра Смирнова сравнивала эти две выставки с позиций конкуренции в рыночной экономике. В своей работе она проанализировала экономическое и юридическое содержание конкуренции, возникшей на рынке выставочных услуг. +Илья Чечушков рассмотрел эту ситуацию с точки зрения теории фирмы, когда в погоне за прибылью идёт поиск возможностей снижения издержек (ссылка на работу). Текст работы +Диана Вальт рассматривает выставки с позиций функций культуры, а +Яна Грекова показывает, как на таких примерах происходит взаимосвязь элитарной и массовой культуры (ссылка на работу).
Сразу несколько учащихся рассматривали описанную в кейсе ситуацию с позиций авторского права. Но если +Марина Иванова подробно анализирует сам факт законности таких выставок с точки зрения сроков действия авторских прав, то другие ребята в своих работах сделали предположения о наличии факта нарушения авторских прав компании Grand Exhibitions на мультимедийный контент, принцип организации и т. п. Для меня их выводы стали полной неожиданностью: описывая кейс, я была уверена, что здесь имеет место франшиза, однако доказательств этого обнаружено не было.
Выводы некоторых учащихся были категоричны, что стало поводом для разговора на уроке о:
Выводы некоторых учащихся были категоричны, что стало поводом для разговора на уроке о:
- презумпции невиновности: мы можем только предполагать на основе открытых данных, но ни в коем случае не утверждать наличие в действиях российской компании признаков противоправного деяния;
- цифровом следе, который мы оставляем своими публикациями в Сети;
- открытости сетевого пространства, когда текст опубликованный в открытом доступе, может прочитать любой.
Последний вывод получил реальное воплощение спустя месяц с небольшим, когда автор одной из работ в контексте авторского права, +Света Бищук, получила комментарий к своей работе от +Tania Price, креативного директора Grand Exhibitions, компании-создателя "Van Gogh Alive". Австралийская компания считает, что её выставки были скопированы. Завязалась переписка, мы получили от Grand Exhibitions пресс-релиз для российских СМИ ещё до того, как компания распространила его, а также ряд других материалов. Позже информация о ситуации с выставками появилась в российских интернет-изданиях (пример).
Эта ситуация дала повод для целого ряда размышлений о том, каким должно быть содержание образования сегодня.
Размышление первое. О принципе построения образовательного контента.
В классической модели содержание образования строится от общего к частному. Сначала ученик получает некий набор теоретических знаний (монополией на которые не обладают ни учитель, ни учебник), а затем эти знания иллюстрируются конкретными примерами. Данный подход не всегда хорош, поскольку ориентирует, в первую очередь, на репродуктивность. Задачей ученика является заучить предложенный ему пример, либо, в лучшем случае, привести свой — по аналогии. В результате происходит отрыв от реальности, неумение применить теоретические знания в незнакомой ситуации. Путь, когда академическая наука изучается от жизненных ситуаций многое меняет. Посмотрите по ссылкам, приведённым выше, работы учеников. Как по-разному они рассматривают одну и ту же ситуацию, прикладывая к ней знания по экономике, юриспруденции, культурологии. Они готовы выходить (и выходят!) за рамки школьной программы (ну, не изучается авторское право столь подробно в массовой школе!), воспринимая это как вызов.
В том же задании третий кейс предлагал проанализировать открытку, которую я получила в день своего рождения от депутата Законодательного Собрания Челябинской области. И как лихо проанализировала эту ситуацию +Екатерина Кузеванова, опираясь на содержание Закона РФ "О защите персональных данных" (ссылка на работу). И это лишь ещё один из многих примеров. А пример почти двухлетней давности, когда точкой входа в содержание сразу нескольких тем обществоведческого курса стал случай в почтовом отделении (подробности здесь)? Всякий раз, выстраивая обучение по принципу от частного к общему, я получаю обратную связь в виде намного более вдумчивых, глубоких размышлений.
Размышление второе. Об оценивании ученических работ.
Оставляя комментарий, +Tania Price рассматривала пост +Света Бищук не как ученическую работу, а как публикацию в открытом пространстве. Содержание комментария свидетельствовало о признании позиции ученицы, доверии к ней и готовности к сотрудничеству на равных.
Я дала почитать работы ребят по ситуации с выставками юристу, адвокату Диане Михайловне Сорк. Привожу здесь отрывки из полученной обратной связи.
Размышление третье. О воспитательном эффекте, который можно получить в подобных ситуациях.
Интернет часто сравнивают с помойкой. Действительно, любой пользователь Сети может столкнуться с негативной информацией. А ребёнок может оказаться беззащитным перед ней. Государство ужесточает требования к контент-фильтрации в образовательных учреждениях, ограничивает использование зарубежных веб-сервисов (в отдельных субъектах федерации есть такие законы), предписывает хранение персональных данных только на российских серверах. Но при этом у каждого ученика в кармане есть мобильный телефон, а дома компьютер, и здесь государство бессильно в своих ограничениях. Так может, правильнее, не фильтры ставить, а учить тому, как извлекать позитивный опыт в негативной ситуации. Как в данном случае.
Размышление четвёртое. О свободе учителя.
Всё написанное выше возможно в условиях свободы учителя, не ограниченной рамками единого учебника. Эта свобода определяется уровнем профессионализма учителя, его бэкграундом, знанием детей. В результате изучения обществознания (согласно стандарту и примерной программе) ученик должен уметь работать с разнородными источниками социальной информации, включая средства Интернета. Сеть сегодня — отличный источник кейсов. Вопрос в том, насколько учитель способен найти интересный материал для анализа и насколько сумеет сделать из этого материала педагогический сценарий, поставив ученику задачу по анализу кейса. Эта способность учителя становится всё более востребованной в условиях того, что традиционные задания часто вообще не работают, поскольку вместо того, чтобы думать и выстраивать ответ, ученик воспользуется поисковой системой и найдёт готовое решение. Кейсы — задания с открытым ответом. Когда возможны самые разные решения. Как в приведённом примере.
Вот именно с этим материалом я и вышла выступать на Арену конференции. Огромное спасибо +Зинаида Смирнова: именно благодаря нашему разговору в скайпе за пару недель до "часа Икс" я смогла привести в порядок свои мысли и выстроить логику выступления на Арене. А потом, не успела я спуститься со сцены, как Зинаида Юльевна уже была рядом со словами поддержки.
Презентация к моему выступлению.
Эта ситуация дала повод для целого ряда размышлений о том, каким должно быть содержание образования сегодня.
Размышление первое. О принципе построения образовательного контента.
В классической модели содержание образования строится от общего к частному. Сначала ученик получает некий набор теоретических знаний (монополией на которые не обладают ни учитель, ни учебник), а затем эти знания иллюстрируются конкретными примерами. Данный подход не всегда хорош, поскольку ориентирует, в первую очередь, на репродуктивность. Задачей ученика является заучить предложенный ему пример, либо, в лучшем случае, привести свой — по аналогии. В результате происходит отрыв от реальности, неумение применить теоретические знания в незнакомой ситуации. Путь, когда академическая наука изучается от жизненных ситуаций многое меняет. Посмотрите по ссылкам, приведённым выше, работы учеников. Как по-разному они рассматривают одну и ту же ситуацию, прикладывая к ней знания по экономике, юриспруденции, культурологии. Они готовы выходить (и выходят!) за рамки школьной программы (ну, не изучается авторское право столь подробно в массовой школе!), воспринимая это как вызов.
В том же задании третий кейс предлагал проанализировать открытку, которую я получила в день своего рождения от депутата Законодательного Собрания Челябинской области. И как лихо проанализировала эту ситуацию +Екатерина Кузеванова, опираясь на содержание Закона РФ "О защите персональных данных" (ссылка на работу). И это лишь ещё один из многих примеров. А пример почти двухлетней давности, когда точкой входа в содержание сразу нескольких тем обществоведческого курса стал случай в почтовом отделении (подробности здесь)? Всякий раз, выстраивая обучение по принципу от частного к общему, я получаю обратную связь в виде намного более вдумчивых, глубоких размышлений.
Размышление второе. Об оценивании ученических работ.
Оставляя комментарий, +Tania Price рассматривала пост +Света Бищук не как ученическую работу, а как публикацию в открытом пространстве. Содержание комментария свидетельствовало о признании позиции ученицы, доверии к ней и готовности к сотрудничеству на равных.
Я дала почитать работы ребят по ситуации с выставками юристу, адвокату Диане Михайловне Сорк. Привожу здесь отрывки из полученной обратной связи.
Девочка молодец! Хороший анализ сделала. А главное — не зря. Здорово, когда работа приводит к практическим результатам. <...> Зачиталась я вашими работами. Интересно. Очень глубоко копают. Многие работы уровня студентов как минимум второго курса университета. <...> По выставке все правильно написано. Я не вижу к чему могли бы придраться организаторы выставки. Особенно при наличии пресс-релиза, который фактически подтверждает выводы, содержащиеся в работе. Это готовый анализ для мер прокурорского реагирования. <...> Когда задания не придуманы, а взяты из жизни их и выполнять интереснее и практическая польза есть.Вот это внешняя оценка. И как она контрастирует с оценкой учителя, которая зачастую условна, пристрастна и избирательна.
Размышление третье. О воспитательном эффекте, который можно получить в подобных ситуациях.
Интернет часто сравнивают с помойкой. Действительно, любой пользователь Сети может столкнуться с негативной информацией. А ребёнок может оказаться беззащитным перед ней. Государство ужесточает требования к контент-фильтрации в образовательных учреждениях, ограничивает использование зарубежных веб-сервисов (в отдельных субъектах федерации есть такие законы), предписывает хранение персональных данных только на российских серверах. Но при этом у каждого ученика в кармане есть мобильный телефон, а дома компьютер, и здесь государство бессильно в своих ограничениях. Так может, правильнее, не фильтры ставить, а учить тому, как извлекать позитивный опыт в негативной ситуации. Как в данном случае.
Размышление четвёртое. О свободе учителя.
Всё написанное выше возможно в условиях свободы учителя, не ограниченной рамками единого учебника. Эта свобода определяется уровнем профессионализма учителя, его бэкграундом, знанием детей. В результате изучения обществознания (согласно стандарту и примерной программе) ученик должен уметь работать с разнородными источниками социальной информации, включая средства Интернета. Сеть сегодня — отличный источник кейсов. Вопрос в том, насколько учитель способен найти интересный материал для анализа и насколько сумеет сделать из этого материала педагогический сценарий, поставив ученику задачу по анализу кейса. Эта способность учителя становится всё более востребованной в условиях того, что традиционные задания часто вообще не работают, поскольку вместо того, чтобы думать и выстраивать ответ, ученик воспользуется поисковой системой и найдёт готовое решение. Кейсы — задания с открытым ответом. Когда возможны самые разные решения. Как в приведённом примере.
Вот именно с этим материалом я и вышла выступать на Арену конференции. Огромное спасибо +Зинаида Смирнова: именно благодаря нашему разговору в скайпе за пару недель до "часа Икс" я смогла привести в порядок свои мысли и выстроить логику выступления на Арене. А потом, не успела я спуститься со сцены, как Зинаида Юльевна уже была рядом со словами поддержки.
Презентация к моему выступлению.
Видео моего выступления: спасибо за него +Лилия Павловна Казанцева.
Вот как она снимала...
Очень благодарна за поддержку +Лидия Кобцева. Для меня такие выступления всегда очень волнительны. Вот просто надо, чтобы кто-то в таких ситуациях подержал за руку, придал уверенности.
Вот как она снимала...
Фото +Александр Калинин |
Очень благодарна за поддержку +Лидия Кобцева. Для меня такие выступления всегда очень волнительны. Вот просто надо, чтобы кто-то в таких ситуациях подержал за руку, придал уверенности.
Фото +Александр Калинин |
Я благодарна и всем своим слушателям. Формат конференции выстроен таким образом, что Арена — это не традиционное пленарное заседание. Параллельно проходит множество других активностей — мастер-классы, презентация опыта в формате ноу-хау, выставка инновационных продуктов, секционные заседания и круглые столы по актуальным вопросам информатизации образования. А потому спасибо, что из многих вариантов этой волны вы выбрали выступления на Арене (я выступала на Арене в одной волне с +Yuri Eelmaa и +Anatoly Shperk).
Больше фотографий — в альбомах +Александр Калинин (ссылка) и +Жанна Ховрычева (ссылка).
_____________________
P.S. Вернувшись с конференции я узнала, что +Света Бищук со своим постом про анализ ситуации с мультимедийными выставками Ван Гога стала победителем I Международного фестиваля-конкурса "Планета Медиа" (направление "Интернет-СМИ и социальные сети", категория "Школьники", номинация "Лучший пост").
![]() |
Коллаж сделан в сервисе http://www.fotor.com/ из фото +Александр Калинин |
Больше фотографий — в альбомах +Александр Калинин (ссылка) и +Жанна Ховрычева (ссылка).
_____________________
P.S. Вернувшись с конференции я узнала, что +Света Бищук со своим постом про анализ ситуации с мультимедийными выставками Ван Гога стала победителем I Международного фестиваля-конкурса "Планета Медиа" (направление "Интернет-СМИ и социальные сети", категория "Школьники", номинация "Лучший пост").
![]() |
Источник |
Совершенно заслуженная победа. И, заметьте, полученная в независимой внешней оценке (см. размышление второе).
Комментариев нет:
Отправить комментарий