Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

среда, 8 июня 2016 г.

Промежуточная аттестация по обществознанию на примере одной группы

Я не раз уже писала, что последние три года промежуточная аттестация по обществознанию учащихся 10-х классов нашей гимназии проходит в формате многозадачного группового проекта с использованием технологии смешанного обучения. Я решила рассказать об аттестации этого года через работу одной из групп в составе +Ксения Кононова+Александра Нарская и +Marya Smagina. Группу эту выбрала не случайно: по результатам голосования в рефлексивной анкете, эта группа оказалась в числе лучших по каждому заданию (подробно писала об этом здесь). А потому на примере этой группы вы можете познакомиться как с отдельными заданиями промежуточной аттестации, так и с их оцениванием.

Доска задач
Второй год подряд на аттестации группы используют для планирования сервис Symphonical. Он бесплатный, с хорошим функционалом и, что важно, интегрируется с аккаунтом Google и некоторыми Google-сервисами. К примеру, все группы обычно используют возможность прикрепления к стикерам задач документов разного типа с Диска Google. Эта группа в самом начале работы создала папку для совместной работы на Диске, настроила доступ, и все рабочие документы складывала в папку и прикрепляла к соответствующим задачам. Всегда с интересом читала обсуждения этой группы как на доске, так и в документах.
Подробно требования к ведению Доски задач в процессе подготовки к аттестации описаны здесь.
А вот как выглядит оценивание доски задач группы по заранее известным ученикам критериям.


Работа с сайтом Google
Работе с сайтом было посвящено отдельное сообщение (читать здесь). По сути сайт стал точной сборки всех созданных учащимися в процессе аттестации продуктов. Группа разместила все свои материалы на одной странице (многие группы создавали подстраницы для каждого задания), сопроводив страницу авторскими элементами оформления. Во-первых, они сделали меню страницы, благодаря которому можно легко перемещаться к конкретному заданию, и с той же лёгкостью возвращаться наверх. Эту идею позже позаимствует для оформления своей страницы другая группа. А вот идею создания понятийного ряда темы в формате облака слов группа сама позаимствовала у других. Однако девушки смогли наполнить свои облака более глубоким смыслом: не абстрактная форма облака, а силуэты людей, отражающие периодизацию развития личности.

Цифровой ресурс
Задание описано здесь. Для создания цифровых ресурсов группы обычно пользуются разными сервисами и инструментами. Все хотят удивить оригинальностью своего ресурса. А потому изначально меня удивило, что эта группа взял в качестве платформы для своего цифрового ресурса стандартную Google-презентацию. Но если вы внимательно изучите созданный группой цифровой ресурс, то в очередной раз убедитесь, что разные люди используют одни и те же инструменты совершенно по-разному. Презентацию надо смотреть в полноэкранном режиме: именно в этом случае можно оценить как содержательную идею (стадии социализации как путь, дорога, путешествие по возрастам жизни человека), так и техническое исполнение (огромное количество гиперссылок внутри презентации превращают её из линейной в интерактивную).


А потому группа заслуженно получила за свой ресурс максимально возможный балл.

Эссе
Эссе является одним из заданий Единого государственного экзамена по обществознанию. А потому в течение учебного года мы учимся работать в этом формате, решила использовать я его и на аттестации. Описание задания можно прочитать здесь.

Эссе, написанное этой группой, представляется мне спорной с точки зрения выделенного группой смысла высказывания. Я вижу в цитате, в первую очередь, совпадение ролей субъекта и объекта индивида в процессе своей социализации, группа же пишет об участии индивида как в процессе своей социализации, так и в процессе социализации других людей. Однако смысл высказывания в эссе по обществознанию крайне редко является безальтернативным. А потому точка зрения группы тоже имеет право на существование.

Устное выступление (спасибо +Dasha Piatkova за видео).  


К устному выступлению (требования к нему выложены здесь) группа подошла творчески. Провокационный вопрос, ставший ключевым в выступлении, квест-игра, которую может пройти любой желающий, и вновь интересный подход к использованию сервиса Google-презентаций (при просмотре перейти в полноэкранный режим).



Отрывки из рефлексивной анкеты
Что лично вы получили в процессе подготовки и проведения промежуточной аттестации? С точки зрения знаний, умений, а также, возможно, какие-то эмоциональные впечатления.
Мария: 
Я поняла, что приложив достаточные усилия, я с моей группой могу быть на высоте. Усвоить материал в таком ключе становится много проще.
Александра: 
Когда я впервые услышала об объеме работы, который необходимо выполнить, то начала шутить с друзьями, что пора получать другое гражданство и срочно переезжать в другую страну. Но, распределив свое время, я поняла, что задача вполне выполнима. Кроме того, ближе к дню защиты проекта у меня появилось вдохновение, много новых идей. Я поняла, что в любой теме можно найти актуальный вопрос и раскрыть его различными нестандартными способами. Посмотрев разные ролики с TED, я поняла, какое обилие форматов выступления существует и сколько еще можно придумать. Поборов личный страх сцены, я осознала, что выступать перед людьми, удивлять их своим необычным подходом к работе и обилием новых идей, приносит мне истинное наслаждение.
Ксения: 
Мне было очень комфортно работать в группе, хотя у нас периодически возникали трудности. Но они у всех были. Аттестация позволила мне подробно изучить нашу тему.

Какое из заданий аттестации оказалось наиболее полезным и интересным лично для вас?
Мария:
Всё перечисленное. Многое для меня было впервые, я всему училась с нуля. Учится новому всегда интересно. Мне очень понравилось то, чем я занималась.
Александра: 
Устное выступление. Устная часть нашей работы очень сплотила нашу группу, позволила развить свои навыки совместной работы. Кроме того, нестандартно выполненная устная часть раскрыла наше нестандартное, творческое мышление.
Ксения: 
Всё перечисленное. Каждое задание было абсолютно разным, но безусловно полезным. Теперь у есть большой банк эссе, работа с заданиями ЕГЭ позволила подготовиться к ЕГЭ. Электронные ресурсы помогут в дальнейшей подготовке.

Что в процессе аттестации оказалось наиболее трудным лично для вас?
Александра: 
Цифровой ресурс. Отбор информации, выбор дизайна, создание и долгая и нудная проверка гиперссылок...Работа с цифровым ресурсом заняла очень времени и сил.
Ксения: 
Техническая сторона работы. Ещё одним сложным аспектом было разработка квеста, написание нескольких вариантов развития событий.

Какой формат промежуточной аттестации, на ваш взгляд, наиболее эффективен?
Мария: 
Подготовка и защита групповых проектов. При данном виде аттестации ты чувствуешь поддержку и заполняешь пробелы в своих знаниях. Работать в группе интересно, ведь у каждого человека есть свои особенные знания, и ты можешь научиться чему-то абсолютно новому.
Александра: 
Подготовка и защита групповых проектов. Благодаря такому формату промежуточной аттестации, мы не поверхностно скачем с темы на тему (как было бы при зубрежке билетов), а углубляемся в одну, рассматриваем ее с разных сторон. А, прослушав работы других ребят, мы сможем акцентировать свое внимание на главных проблемах других тем.
Ксения: 
Подготовка и защита групповых проектов. Была проделана крупномасштабная работа, на которую было потрачено много сил. Но в действительности этих сил не совершенно не жалко, когда видишь результат.

Размышления после аттестации

Александра
Наверное всю подготовку к защите проекта можно описать одной фразой — работа шла сама собой. Каждый постоянно был чем-то занят. Порой зайдешь в презентацию, которая еще утром была в начальной стадии развития, а сейчас кто-то уже заканчивает последний слайд. 

Можно с уверенностью сказать, что мы еще сильнее сдружились. Особенно во время подготовки устной части, когда мы приходили друг к другу домой и вдохновенно рассказывали о своих идеях. 

Да, работа была серьезной. Но очень часто, когда девочки уходили, мама спрашивала у меня: "Почему вы постоянно смеетесь?" Наверное дело в том, что мы поняли одну вещь: если будем молча сидеть перед экраном ноутбука, то толком ничего не сделаем. Поэтому почти в каждый этап работы мы добавили нотку юмора. 

В заключение, хочется добавить, что я осознала одну простую вещь: любая работа тебе по плечу. Просто нужно грамотно распределить свои силы. Тогда работа не только будет качественно выполнена, но и принесет тебе огромное удовольствие, как и было с нашей группой.

Ксения
Как ни странно, изначально объём работы меня совсем не напугал. После первого урока меня охватила жажда деятельности, можно сказать даже азарт. Да и не только меня: первый шок прошёл и у всех в головах заплясали идеи. Мне кажется, именно азарт подпитывал нас на протяжении всей работы. Конечно, хороший результат был целью всей нашей деятельности, но, к счастью, стремясь к результату, мы не забыли насладиться процессом. Теперь я с уверенностью могу сказать, что совместная работа сближает, особенно если она разбавлена какими-то весёлостями. Я так красочно всё расписываю, почти идеализируя, но здесь ни в коем случае не лукавлю. Это общее впечатление о работе. Были мелочи, сложности, которые на общем фоне меркнут. Например, долго не могли определиться с форматом устной части, это, думаю, было видно на доске задач. У каждой из нас была своя интересная, но совершенно сырая идея, хотя они все и перекликались. Мне даже кажется, мы формат выступления выбирали дольше, чем текст писали. Про технические трудности я уже в рефлексии писала, но это была та обязательная, как сказала Маша, "невидимая работа": от подборки шрифта и цвета до разработки сценария квеста и установки ссылок. 

Хочется ещё сказать про то, что мне дала работа в рамках итоговой аттестации, чему научила. Я только сейчас поняла, что научилась доверять другим выполнение важной работы! Мне тяжело поручить жизненно важное задание кому-то: спокойнее будет, если сама сделаю. Поэтому работа в команде в этом плане для меня каторга, хотя получаю удовольствие от совместной деятельности. Девочкам же я доверяла безоговорочно с первой минуты. У каждой были свои обязанности, и я точно знала, что всё будет сделано в лучшем виде.

Мария Николаевна, спасибо Вам огромное за прекрасную возможность сделать что-то стоящее и выходящее за стандарты школьной программы. Я уверена, что через много лет мы будем с благодарностью вспоминать полученный опыт. Действительно, наша работа (здесь говорю о работе каждой группы) 
 это почти для всех первый огромный претворённый в жизнь проект.


Вот примерно так работает в процессе подготовки и проведения промежуточной аттестации каждая группа: а всего их больше двадцати.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...