Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

понедельник, 27 июня 2016 г.

Вместе на финишную прямую. Как девицы красные к ЕГЭ по обществознанию готовились

Я — учитель, который работает преимущественно со старшеклассниками. А потому каждый год мои 11-классники сдают Единый Государственный экзамен по обществознанию. В этом году — 43 человека. Подготовке к ЕГЭ по обществознанию в моём блоге посвящено немало сообщений, собранных на отдельной странице. Как учитель, я описываю методику работы над отдельными заданиями, как эксперт региональной предметной комиссии ЕГЭ — разбираю наиболее типичные ошибки и трудности выпускников. Во всех случаях это взгляд взрослого человека сорока с хвостиком лет, учителя с более чем 20-летним и эксперта с более чем 10-летним стажем.

Недавние дебаты по поводу заданий профильного ЕГЭ по математике, истерика, поднятая выпускниками и их родителями в Интернете, стоны по поводу того, что невозможно подготовиться к ЕГЭ без трат на репетиторов, курсов по подготовке и т. п., заставили меня задуматься о подготовке к ЕГЭ по обществознанию с позиции выпускников. Мне близка точка зрения, которую +Евгений Смирнов озвучил в статье Плач школьников по ЕГЭ. В конце публикации автор предлагает учить школьников тому, что
Я решила дать на страницах блога слово двум своим выпускницам этого года, которые уже осознали важность этих позиций. И не просто осознали, а самостоятельно выстроили систему своей подготовки к ЕГЭ по обществознанию без курсов и репетиторов.

Знакомьтесь, выпускницы нашей гимназии +Арина Русинова и +Диана Вальт



____________________
«ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти», — фраза, которую знает наизусть, пожалуй, каждый выпускник в июне. Эти слова звучат в начале экзамена и напоминают нам, тестируемым, что ЕГЭ действительно является испытанием, проверкой наших знаний, стрессоустойчивости, организованности, способности просидеть 4 часа в полном напряжении, пройдя перед этим обыск металлоискателем, и при этом решить огромный объем работы… И, несомненно, ответственность за подготовку к этому нелегкому шагу лежит на плечах самого выпускника: спасение утопающих — дело рук известно чьих. Самоконтроль считается основой успешной сдачи ЕГЭ, но, согласитесь, он действует гораздо эффективнее, когда укреплен контролем с внешней стороны, а именно со стороны верного друга и товарища.

«Друг познается в подготовке к ЕГЭ!»  решили мы, и дело пошло с двойной пользой. Итак, в чем преимущества совместной подготовки? Мы расскажем об этом вместе.

Диана: Как мне кажется, наш метод работы имеет огромное количество преимуществ. Начнем с того, что непосредственно весь год перед экзаменом, выпускники пребывают в стрессовом состоянии. Необходимость осваивать огромный объем информации, при этом не забывать про школьные предметы, оценки, подготовку к выпускному, последнему звонку практически лишает учеников времени на отдых. Справиться со всем этим грузом одному крайне сложно, поэтому мы решили немного упростить процесс подготовки, разделив его груз на двоих. Арина, я думаю, согласится со мной, что работать вдвоем гораздо удобнее!

Арина: И не просто удобнее! Польза совместной подготовки заключается и в том, что помимо получения информации, мы имеем возможность ей делиться, поправлять друг друга, освежая таким образом знания. Это позволяло практиковать такой метод тренировки памяти, как «припоминание» — процесс постоянной регулярной активизации имеющихся знаний. Для меня этот метод стал ключевым в подготовке на основании того, что он позволяет удерживать информацию в голове на протяжении долгого времени, регулярно повторяя её. Этот прием мы нашли в одной из книг, которые нам посоветовала Мария Николаевна. Кстати, Диана, не помнишь её название?

Диана: Если я не ошибаюсь, то книги назывались «Думай как математик» автора Барбары Оакли и «Запомнить все» Питера Брауна. Нам очень повезло, что Мария Николаевна дала нам возможность ознакомиться с этими пособиями. Они очень помогли нам, именно в них мы нашли множество полезных советов и приемов по работе с информацией. Так, например, я узнала о замечательном способе решения различных тестов — интерливинге. Как известно, в тестах, в частности на экзамене, все задания расположены в порядке возрастания их сложности, от самых простых до наиболее сложных. Таким образом, суть интерливинга заключается в комбинации сложных и простых заданий. Очень часто бывает, что мы начинаем решать какое-то сложное задание и теряем очень много времени, так как не можем найти правильный подход. Авторы книги считают, что если чередовать сложные и простые задания, то мозг сможет переключаться и не зацикливаться на чем-то одном, тем самым подбирая все новые и новые варианты решений. Более того, если решая какую-то сложную задачу, вы не можете сразу найти решение, то лучше отложить его, решить что-то еще, а через время вернуться обратно. Как ни странно, этот невероятно простой метод очень помогал мне не только на экзамене по обществознанию, но и на всех других экзаменах, которые я писала. Несомненно, было множество и других методов, которые, безусловно, были очень полезны. Однако они не являлись основой нашей подготовки.

Арина: Действительно, в основе подготовки лежала совместная работа. Так, раз в неделю мы встречались с целью проверки того объема работ, о котором мы договаривались заранее. При каждой встрече задания были разными. Например, мы могли устроить своеобразное тестирование: в течение недели каждая готовила несколько тестов (задания первой части) с помощью сайта РешуЕГЭ, чтобы потом обменяться ими. Решив тесты, мы проверяли количество набранных баллов, объясняли ошибки, затруднения. Таким образом, мы отрабатывали решение первой части экзамена. Пожалуй, это была самая легкая часть подготовки.

Диана: Не могу не согласиться, но скорее самой легкой частью нашей подготовки, были приятные, уютные перерывы на чай с печеньки и шоколадками. Арина, помнишь ведь эти долгожданные моменты?

Арина: Особенно печеньки и шоколадки :) Но даже они порой не облегчали подготовку.

Диана: И снова соглашусь! Самой сложной частью подготовки была отработка второй части экзамена. Способ работы с этой частью был таким же, как и способ работы с первой, т. к. объем работы мы так же обозначали заранее. Почему самое сложное? Потому что задания с развернутым форматом ответа требуют очень глубоких знаний предмета, особенно эссе. Именно поэтому на отработку заданий второй части мы тратили больше всего времени своей подготовки. Мы проверяли работы друг друга по критериям, выставляли примерные баллы, что позволяло нам не только освоить формат того или иного задания, но и внимательно ознакомиться с критериями. Как говорит нам всегда Мария Николаевна, «Лучший способ запомнить и выучить что-то, это попробовать научить этому другого».

Арина: Стоит отметить, что мы учимся в классе, где обществознание не является профильным предметом, как следствие, многих тем мы не знали на необходимом уровне. Поэтому их приходилось изучать дополнительно. Чтобы идти наравне, мы готовились по блокам и периодически сверяли пройденные темы. Иногда устраивали друг другу блиц-опросы по понятиям. Однако нельзя не признать, что несмотря на то, что готовились мы вместе, запоминали и усваивали информацию мы самостоятельно. И в силу того, что мы с Дианой совершенно разные люди, способы у нас существенно отличались. Например, Диана основным «полем действия» выбрала Интернет. Расскажешь об твоем способе ведения электронных тетрадей?

Диана: С огромным удовольствием! Поначалу мне очень тяжело давалось освоение электронных ресурсов, я не совсем понимала, как с помощью блога и электронных конспектов возможно что-то выучить или запомнить. Однако теперь я считаю, что подобный, весьма современный метод, который Мария Николаевна начала прививать нам с 10-ого класса, является гениальной находкой в образовательной программе. Мария Николаевна очень тщательно контролировала содержание и внешний вид каждой электронной тетради, что учило нас ответственно и дисциплинированно подходить к ее заполнению. Многие ученики избирали какой-то определенный способ ведения электронной тетради и старались его придерживаться, что я считаю тоже очень удачным выходом. Однако мне хотелось попробовать как можно больше различных способов представления информации. Каждый конспект я старалась сделать как можно более интерактивным, чтобы в любое удобное время, я могла бы вернуться к данной теме и повторить материал. Для того, чтобы облегчить навигацию своей электронной тетради, я решила позаимствовать идею Марии Николаевны составлять оглавление блога. Кроме того, хотелось бы представить наиболее любимые мною цифровые ресурсы, которые мне помогали структурировать информацию. Мария Николаевна всегда говорит, что теория запоминается только благодаря применению ее на практике. Таким образом, я старалась каждый раз составить своего рода тренажер теоретических понятий. В этом мне помогал в первую очередь замечательный ресурс Quizlet. С его помощью можно было создавать различные задания, которые помогали тренировать и запоминать всевозможные термины, классификации, теории и т. д. Сервис LearningApps помогал объединять разные аспекты одной темы в единый, многоуровневый блок. Особенно интересным и увлекательным мне показался сервис easelly для создания инфографики. Так как я являюсь визуалом, то запоминаю информацию преимущественно зрительно. Именно этот ресурс помогает сделать теоретический материал как можно более образным и наглядным. Кроме того, этот цифровой ресурс позволяет проявить свои творческие способности и получить удовольствие от того, что очень часто вызывает у учеников больше трудности (заучивание и конспектирование). Я перечислила лишь основные, наиболее приятные мне программы, но я пробовала и многие другие. Стоит особо подчеркнуть, что такой опыт работы с электронными ресурсами помог мне не только очень оригинально и качественно подготовиться к экзамену, но и приобрести навыки, которые, вероятнее всего, будут очень необходимы в моей будущей профессии.

Арина: Несомненно, работа с электронными тетрадями принесла массу преимуществ — мы научились работать с различными ресурсами, структурировать информацию, даже немного почувствовали себя блоггерами. Электронные тетради, как можно убедиться на опыте Дианы, дали возможность создавать индивидуальные, нескучные конспекты. Мне также доставляло удовольствие работать с электронной тетрадью, пробовать новые ресурсы, однако работа за компьютером утомляла меня, поэтому я не могла запоминать информацию должным образом. Я стала экспериментировать с новыми методами из вышеупомянутых книг, и, если честно, это стало для меня самой приятной частью подготовки — моя исследовательская натура нашла свое применение. Например, известный «метод Pomodoro», который является одной из ключевых техник тайм-менеджмента, помогал мне набраться решимости в изучении сложных и неприятных тем. Если очень упростить, метод заключается в накоплении «помидоров» при выполнении списка задач. Один помидор — 30 минут, 25 из которых вы должны только работать, не отвлекаясь на «проверить телефон, посмотреть сериал, погладить кошку». Все эти действия можно потом выполнить в пятиминутном перерыве между «помидорами». Этот метод хорош тем, что позволяет концентрироваться только на работе без утомляющей нагрузки. К слову говоря о концентрации, некоторое время очень помогало приложение, ограничивающее время пребывания на сайтах, чтобы избежать прокрастинации. Кроме того, нельзя не вспомнить один из важнейших принципов усвоения информации, также раскрытый в одной из книг — тестирование. Я часто использовала один из аспектов — при изучении какой-либо темы представляла себе вопросы экзамена, которые могут её касаться; аргументы, которые можно написать в эссе по этой теме. И подобных секретов-советов великое множество — я пробовала строить дворец памяти, несомненно, известный поклонникам сериала «Шерлок», и составляла библиотеки порций информации, и использовала вариативность обучения. Описывать их все будет нечестно по отношению к авторам вышеупомянутых книг, поэтому я очень рекомендую прочесть готовящимся к экзамену парочку подобных пособий. Каждый может найти способ запоминания себе по душе, я после долгих проб нашла свой — рисование! Я визуализировала информацию, что приносило огромное удовольствие и позволяло запоминать материал — мы же всегда помним свои творения.

Как мы могли убедиться, при правильной организации подготовка может быть приятной, и даже азартной!

Диана: Вспомнить хотя бы наш «вкусный» спор в конце года.

Арина: Этот спор был нам просто необходим! Он добавил остроты в подготовку и стал стимулом собрать все силы в конце. В мае нагрузка каждого выпускника становится больше, а сил и желания готовиться все меньше. Решение нашлось с помощью элемента игры и азарта.

Диана: Мы составили график, по которому каждая должна была в день прорешивать по одному тесту первой части, а за неделю выполнять 3 варианта по заданиям из второй части и писать по 3 сочинения. Как и положено, в каждом споре есть определенные санкции за невыполнение условий. Таким образом за невыполнение первого условия (1 вариант первой части в день) провинившаяся сторона должна была оплачивать обед другой в столовой. За невыполнение второго условия (3 варианта второй части в неделю) — йогурт. За невыполнение третьего условия (3 эссе в неделю) — кофе/какао. Наши результаты вы можете увидеть на картинке.

Арина: Итак, год выдался насыщенным. Мы смогли проявить себя в командной работе, в поиске новых методов освоения информации, в контроле себя и другого. Все приобретенные нами навыки за этот год сыграли роль на экзамене и, несомненно, окажут влияние на нас в будущем.

Напоследок хочется дать совет, который пригодится как при самостоятельной подготовке, так и при совместной или с репетиторами.
Учитывайте роль учителя!
Мы можем с уверенностью сказать, что какими бы хорошими ученицами мы ни были, нашим успехом мы обязаны, конечно же, Марии Николаевне! Так как именно она предоставила нам столько возможностей, дала в нужный момент верный совет и сделала точное замечание, научила нас дисциплине, ответственности. Она своим примером всегда нам показывала, как усердно необходимо работать, чтобы добиться желаемого, достойного результата.

____________________
Этот текст Арина и Диана подготовили, работая в совместном документе Google. Они сами выбрали формат текста и вопросы, которые должны были раскрыть. Завершив работу, они просто предоставили мне доступ к документу. Открыв документ впервые, я поразилась высокому уровню самоорганизации подруг не только в том, что касалось подготовки к ЕГЭ, но и в процессе работы над текстом этого поста. Документ начинался планом сообщения, описав отдельные пункты которого, девушки ставили отметки о выполнении.

Я горжусь тем, что у меня такие ученики. Спасибо вам, девушки. Прочитав это, я в очередной раз поняла, что не зря...

Ссылки на мои обзоры книг, которые упоминаются в сообщении.
  • Барбара Оакли. «Думай как математик» >>>
  • Питер Браун, Генри Рёдигер, Марк Макдэниэл. «Запомнить все» >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...