Изучая данную тему, учащиеся получают знания о сущности прогресса, его противоречиях, о критериях общественного прогресса. В теме достаточно дискуссионных вопросов, в частности, вопрос о критериях прогресса. Выдвигаемый сегодня критерий свободы придает понятию прогресса "человеческое измерение". То есть, в качестве критерия прогресса предлагается брать возрастание степени свободы, которое общество может предложить человеку. При этом речь идет о каждом человеке, о возможности его самореализации в различных видах деятельности, т. е. о свободе экономической, политической и духовной. Чем шире реальная возможность выбора видов деятельности, тем свободнее человек. Является ли этот критерий достаточным? В процессе обсуждения этого вопроса осуществляются внутрипредметные связи с темой "Свобода и необходимость в человеческой деятельности". Традиционно предлагаю несколько ресурсов для изучения темы.
1) Презентация к уроку с основными понятиями темы.
2) Задания для практической работы по теме. Практикум-прогресс Одним из возможных заданий при работе над темой может стать написание эссе по предложенным высказываниям. Вам может помочь в этом блоге:
- структура эссе
- работа над аргументацией в эссе по теме "Проблема общественного прогресса"
3) Примеры ученических эссе по предложенным темам.Примеры эссе
Анализ готовых эссе очень важен для развития собственного навыка в его написании. Можно попробовать проанализировать соответствие эссе критериям экзаменационного, выделить их достоинства и недостатки.
4) Задание с аудиофрагментом по теме.
Вопросы для обсуждения:
- О каких достижениях технического прогресса поется в песне?
- Как связаны эти достижения с прогрессом социальным?
- Песня заканчивается словами "счастлив человек". Как понимается счастье человека с точки зрения критериев прогресса?
- Фильм, в котором прозвучала эта песня, вышел в 1979 году. Как с тех пор изменилось общество в технической и социальной сторонах?
- "Должна ли формула прогресса включать в себя, в качестве необходимого элемента, и принцип счастья или же должна совершенно игнорировать счастье? Если счастье входит в понятие прогресса, то увеличивается и развивается ли оно вместе с прогрессом человечества или же нет?" (П.Сорокин). Ответьте на этот вопрос, опираясь на текст песни. Согласны ли вы с этим мнением? Ответ обоснуйте.
К слову, П. Сорокин не считает, то критерий прогресса может быть сведен непосредственно к счастью. "если все дело в счастье и довольстве, - писал он, - то не все ли равно было бы, если вместо страдающих мудрецов на земле жили бы самодовольные и счастливые свиньи? Не должны ли мы предпочесть именно счастливых свиней страдающим мудрецам, последовательно проводя эту точку зрения?".
Рассматривая всесторонне подобные взгляды, П. Сорокин заключал: «Таким образом, оба течения — и игнорирующее счастье, и считающее себя единственным критерием прогресса — сами по себе недостаточны и разрешить проблемы прогресса не могут. Они слишком узки, и, очевидно, необходимо их синтезировать».
5) Ресурсы Единой коллекции ЦОР.
5) Ресурсы Единой коллекции ЦОР.
- Все ли научно-технические достижения являются прогрессом? Описание проблемы, основа для дискуссии.
- Задания по теме урока.
- Критика идеи прогресса. Фрагмент текста Н. Бердяева с вопросами и заданиями к нему.
- Противоречивость прогресса. Таблица с примерами событий, явлений с оценкой их достоинств и недостатков.