Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

понедельник, 3 октября 2011 г.

Проблема общественного прогресса

Изучая данную тему, учащиеся получают знания о сущности прогресса, его противоречиях, о критериях общественного прогресса. В теме достаточно дискуссионных вопросов, в частности, вопрос о критериях прогресса. Выдвигаемый сегодня критерий свободы придает понятию прогресса "человеческое измерение". То есть, в качестве критерия прогресса предлагается брать возрастание степени свободы, которое общество может предложить человеку. При этом речь идет о каждом человеке, о возможности его самореализации в различных видах деятельности, т. е. о свободе экономической, политической и духовной. Чем шире реальная возможность выбора видов деятельности, тем свободнее человек. Является ли этот критерий достаточным? В процессе обсуждения этого вопроса осуществляются внутрипредметные связи с темой "Свобода и необходимость в человеческой деятельности". Традиционно предлагаю несколько ресурсов для изучения темы.

1) Презентация к уроку с основными понятиями темы.
Проблема общественного прогресса


2) Задания для практической работы по теме. Практикум-прогресс Одним из возможных заданий при работе над темой может стать написание эссе по предложенным высказываниям. Вам может помочь в этом блоге:

3) Примеры ученических эссе по предложенным темам.Примеры эссе

Анализ готовых эссе очень важен для развития собственного навыка в его написании. Можно попробовать проанализировать соответствие эссе критериям экзаменационного, выделить их достоинства и недостатки.

4) Задание с аудиофрагментом по теме.


Вопросы для обсуждения:
  1. О каких достижениях технического прогресса поется в песне?
  2. Как связаны эти достижения с прогрессом социальным?
  3. Песня заканчивается словами "счастлив человек". Как понимается счастье человека с точки зрения критериев прогресса? 
  4. Фильм, в котором прозвучала эта песня, вышел в 1979 году. Как с тех пор изменилось общество в технической и социальной сторонах?
  5. "Должна ли формула прогресса включать в себя, в качестве необходимого элемента, и принцип счастья или же должна совершенно игнорировать счастье? Если счастье входит в понятие прогресса, то увеличивается и развивается ли оно вместе с прогрессом человечества или же нет?" (П.Сорокин). Ответьте на этот вопрос, опираясь на текст песни. Согласны ли вы с этим мнением? Ответ обоснуйте. 
К слову, П. Сорокин не считает, то критерий прогресса может быть сведен непосредственно к счастью. "если все дело в счастье и довольстве, - писал он, - то не все ли равно было бы, если вместо страдающих мудрецов на земле жили бы самодовольные и счастливые свиньи? Не должны ли мы предпочесть именно счастливых свиней страдающим мудрецам, последовательно проводя эту точку зрения?".
Рассматривая всесторонне подобные взгляды, П. Сорокин заключал: «Таким образом, оба течения — и игнорирующее счастье, и считающее себя единственным критерием прогресса — сами по себе недостаточны и разрешить проблемы прогресса не могут. Они слишком узки, и, очевидно, необходимо их синтезировать».

5) Ресурсы Единой коллекции ЦОР.

15 комментариев:

  1. Мария Николаевна, спасибо за идеи. Интересно!

    ОтветитьУдалить
  2. И Вам спасибо! Рада, что то, что я делаю, интересно кому-то еще:)

    ОтветитьУдалить
  3. Мария Николаевна, МОЛОДЕЦ!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо за отзывы! Рада, что нравится, еще больше рада, если пригодится!

    ОтветитьУдалить
  5. Мария Николаевна, прочитав данные эссе, я попыталась их проанализировать и сделать выводы.
    В первом эссе мне понравились приведенные аргументы из истории, а так же из современной жизни. По моему мнению хорошо сформулирован предпоследний абзац, и вытекающий из него вывод.
    Во втором эссе мне понравилось сравнение в аргументации. Хотя, мне кажется, что дан недостаточный пример из истории (всего одним предложением).
    (Юля Ткач)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, спасибо за комментарий. Давайте будем разбираться вместе.
      По поводу первого эссе. Так аргументы или примеры?
      По второму. В аргументации - сравнение чего с чем? По примеру из истории: то, что пример дан одним предложением, снижает его ценность, эффективность при аргументации?

      Удалить
    2. Я не совсем корректно сформулировала свои мысли. В первом эссе примеры. А во втором скорее не сравнение,а переход от примера из истории к примеру из нашего времени.
      По поводу примера из истории, мне кажется, если пример приведен, пусть даже одним предложением, он засчитывается.
      Возможно я не права, но по моему мнению он "теряется" на фоне развернутого примера из наших дней.

      Удалить
    3. О, вот теперь все гораздо понятнее становится. По поводу примеров во втором эссе. "Засчитывается" не количество предложений, а уместность приведенного примера для аргументации позиции при раскрытии смысла темы. А вот, несоразмерность приведенных примеров в речевом плане, здесь согласна. Хоть и не ошибка как таковая, но может повлиять на общий уровень восприятия работы.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Мария Николаевна. Я решила проанализировать второе эссе.
    Достоинства этого эссе:
    - раскрыт смысл данного высказывания. Например, "чем больше совершенствуется и развивается общество, тем меньше внимания оно уделяет окружающему миру, т.е. эгоистически использует для удовлетворения собственных потребностей, загрязняет атмосферу, воду, почву, разрушает природные комплексы."
    -также представлена позиция ученика " Эта проблема очень актуальна, как для всего общества, так и для отдельного человека, в том числе для меня. "
    -рассуждения подтверждены фактами.
    Эссе №2 мне показалось очень интересным!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, спасибо за попытку проанализировать эссе, опираясь на некоторые критерии к оцениванию эссе как задания С8 ЕГЭ. Хотела бы уточнить по поводу Вашей реплики о представлении позиции ученика. Цитируемая Вами фраза, скорее, относится не к позиции, а к обоснованию актуальности выбранной темы. К тому же, актуальность здесь просто обозначена, но не раскрыта - чем именно актуальна данная проблема для общества и человека.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Мария Николаевна. Я попытаюсь оценить первое эссе со стороны структуры, которая изложена в 3 Варианте написания эссе.
    В целом, общее впечатление от эссе было благоприятным. Читать его интересно, а это, по моему мнению немаловажно. Суждение оценено со всех сторон.
    Однако, после того как я углубился в суть структуры, я заметил, что некоторые её элементы, как мне кажется, отсутствуют.
    Например, я не увидел в тексте чётко сформулированного теоретического материала, на который можно было бы уверенно опереться.
    Так же, в эссе я не увидел собственного опыта автора участия в какой-либо социальной деятельности.
    Понравилось же эссе тем, что были очень грамотно приведены исторические примеры.
    P.S. Поразило вступление эссе. В таком небольшом по объёму участке были очень чётко и правильно соблюдены все структурные элементы вступления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дмитрий, молодец, Вы очень внимательны! Полностью соглашусь с Вами, что в первом эссе теоретический материал, как таковой, практически отсутствует. Конечно, уместно приведенные исторические примеры свидетельствуют о знании и понимании автором темы, но мне , как и Вам не хватило формального определения - хотя бы тезисно - основных позиций аргументации с точки зрения обществоведческого курса.

      Удалить
    2. Благодарю.
      Как я понимаю, отсутствие примеров личного опыта автора в каких-либо ситуациях, связанных с данной темой, легко замещается большим количеством исторических сведений?

      Удалить
    3. Это разный уровень раскрытия темы. В идеале, должны присутствовать все три:
      - теоретический материал;
      - примеры из истории и/или современной социальной реальности;
      - собственный опыт участия в какой-либо деятельности.

      Удалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...