Изучая данную тему, учащиеся получают знания о сущности прогресса, его противоречиях, о критериях общественного прогресса. В теме достаточно дискуссионных вопросов, в частности, вопрос о критериях прогресса. Выдвигаемый сегодня критерий свободы придает понятию прогресса "человеческое измерение". То есть, в качестве критерия прогресса предлагается брать возрастание степени свободы, которое общество может предложить человеку. При этом речь идет о каждом человеке, о возможности его самореализации в различных видах деятельности, т. е. о свободе экономической, политической и духовной. Чем шире реальная возможность выбора видов деятельности, тем свободнее человек. Является ли этот критерий достаточным? В процессе обсуждения этого вопроса осуществляются внутрипредметные связи с темой "Свобода и необходимость в человеческой деятельности". Традиционно предлагаю несколько ресурсов для изучения темы.
1) Презентация к уроку с основными понятиями темы.
2) Задания для практической работы по теме. Практикум-прогресс Одним из возможных заданий при работе над темой может стать написание эссе по предложенным высказываниям. Вам может помочь в этом блоге:
- структура эссе
- работа над аргументацией в эссе по теме "Проблема общественного прогресса"
3) Примеры ученических эссе по предложенным темам.Примеры эссе
Анализ готовых эссе очень важен для развития собственного навыка в его написании. Можно попробовать проанализировать соответствие эссе критериям экзаменационного, выделить их достоинства и недостатки.
4) Задание с аудиофрагментом по теме.
Вопросы для обсуждения:
- О каких достижениях технического прогресса поется в песне?
- Как связаны эти достижения с прогрессом социальным?
- Песня заканчивается словами "счастлив человек". Как понимается счастье человека с точки зрения критериев прогресса?
- Фильм, в котором прозвучала эта песня, вышел в 1979 году. Как с тех пор изменилось общество в технической и социальной сторонах?
- "Должна ли формула прогресса включать в себя, в качестве необходимого элемента, и принцип счастья или же должна совершенно игнорировать счастье? Если счастье входит в понятие прогресса, то увеличивается и развивается ли оно вместе с прогрессом человечества или же нет?" (П.Сорокин). Ответьте на этот вопрос, опираясь на текст песни. Согласны ли вы с этим мнением? Ответ обоснуйте.
К слову, П. Сорокин не считает, то критерий прогресса может быть сведен непосредственно к счастью. "если все дело в счастье и довольстве, - писал он, - то не все ли равно было бы, если вместо страдающих мудрецов на земле жили бы самодовольные и счастливые свиньи? Не должны ли мы предпочесть именно счастливых свиней страдающим мудрецам, последовательно проводя эту точку зрения?".
Рассматривая всесторонне подобные взгляды, П. Сорокин заключал: «Таким образом, оба течения — и игнорирующее счастье, и считающее себя единственным критерием прогресса — сами по себе недостаточны и разрешить проблемы прогресса не могут. Они слишком узки, и, очевидно, необходимо их синтезировать».
5) Ресурсы Единой коллекции ЦОР.
5) Ресурсы Единой коллекции ЦОР.
- Все ли научно-технические достижения являются прогрессом? Описание проблемы, основа для дискуссии.
- Задания по теме урока.
- Критика идеи прогресса. Фрагмент текста Н. Бердяева с вопросами и заданиями к нему.
- Противоречивость прогресса. Таблица с примерами событий, явлений с оценкой их достоинств и недостатков.
Мария Николаевна, спасибо за идеи. Интересно!
ОтветитьУдалитьИ Вам спасибо! Рада, что то, что я делаю, интересно кому-то еще:)
ОтветитьУдалитьМария Николаевна, МОЛОДЕЦ!!!
ОтветитьУдалитьинтересно :))
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за отзывы! Рада, что нравится, еще больше рада, если пригодится!
ОтветитьУдалитьМария Николаевна, прочитав данные эссе, я попыталась их проанализировать и сделать выводы.
ОтветитьУдалитьВ первом эссе мне понравились приведенные аргументы из истории, а так же из современной жизни. По моему мнению хорошо сформулирован предпоследний абзац, и вытекающий из него вывод.
Во втором эссе мне понравилось сравнение в аргументации. Хотя, мне кажется, что дан недостаточный пример из истории (всего одним предложением).
(Юля Ткач)
Юлия, спасибо за комментарий. Давайте будем разбираться вместе.
УдалитьПо поводу первого эссе. Так аргументы или примеры?
По второму. В аргументации - сравнение чего с чем? По примеру из истории: то, что пример дан одним предложением, снижает его ценность, эффективность при аргументации?
Я не совсем корректно сформулировала свои мысли. В первом эссе примеры. А во втором скорее не сравнение,а переход от примера из истории к примеру из нашего времени.
УдалитьПо поводу примера из истории, мне кажется, если пример приведен, пусть даже одним предложением, он засчитывается.
Возможно я не права, но по моему мнению он "теряется" на фоне развернутого примера из наших дней.
О, вот теперь все гораздо понятнее становится. По поводу примеров во втором эссе. "Засчитывается" не количество предложений, а уместность приведенного примера для аргументации позиции при раскрытии смысла темы. А вот, несоразмерность приведенных примеров в речевом плане, здесь согласна. Хоть и не ошибка как таковая, но может повлиять на общий уровень восприятия работы.
УдалитьЗдравствуйте, Мария Николаевна. Я решила проанализировать второе эссе.
ОтветитьУдалитьДостоинства этого эссе:
- раскрыт смысл данного высказывания. Например, "чем больше совершенствуется и развивается общество, тем меньше внимания оно уделяет окружающему миру, т.е. эгоистически использует для удовлетворения собственных потребностей, загрязняет атмосферу, воду, почву, разрушает природные комплексы."
-также представлена позиция ученика " Эта проблема очень актуальна, как для всего общества, так и для отдельного человека, в том числе для меня. "
-рассуждения подтверждены фактами.
Эссе №2 мне показалось очень интересным!
Кристина, спасибо за попытку проанализировать эссе, опираясь на некоторые критерии к оцениванию эссе как задания С8 ЕГЭ. Хотела бы уточнить по поводу Вашей реплики о представлении позиции ученика. Цитируемая Вами фраза, скорее, относится не к позиции, а к обоснованию актуальности выбранной темы. К тому же, актуальность здесь просто обозначена, но не раскрыта - чем именно актуальна данная проблема для общества и человека.
УдалитьЗдравствуйте, Мария Николаевна. Я попытаюсь оценить первое эссе со стороны структуры, которая изложена в 3 Варианте написания эссе.
ОтветитьУдалитьВ целом, общее впечатление от эссе было благоприятным. Читать его интересно, а это, по моему мнению немаловажно. Суждение оценено со всех сторон.
Однако, после того как я углубился в суть структуры, я заметил, что некоторые её элементы, как мне кажется, отсутствуют.
Например, я не увидел в тексте чётко сформулированного теоретического материала, на который можно было бы уверенно опереться.
Так же, в эссе я не увидел собственного опыта автора участия в какой-либо социальной деятельности.
Понравилось же эссе тем, что были очень грамотно приведены исторические примеры.
P.S. Поразило вступление эссе. В таком небольшом по объёму участке были очень чётко и правильно соблюдены все структурные элементы вступления.
Дмитрий, молодец, Вы очень внимательны! Полностью соглашусь с Вами, что в первом эссе теоретический материал, как таковой, практически отсутствует. Конечно, уместно приведенные исторические примеры свидетельствуют о знании и понимании автором темы, но мне , как и Вам не хватило формального определения - хотя бы тезисно - основных позиций аргументации с точки зрения обществоведческого курса.
УдалитьБлагодарю.
УдалитьКак я понимаю, отсутствие примеров личного опыта автора в каких-либо ситуациях, связанных с данной темой, легко замещается большим количеством исторических сведений?
Это разный уровень раскрытия темы. В идеале, должны присутствовать все три:
Удалить- теоретический материал;
- примеры из истории и/или современной социальной реальности;
- собственный опыт участия в какой-либо деятельности.