Это новое задание в рамках ЕГЭ по обществознанию появилось только в 2010 году. На мой взгляд, оно частично дает отпор сторонникам традиционной формы экзамена, когда ученику приходилось дать развернутый ответ на вопрос билета. В этом случае ответа не требуется, но требуется создать план этого воображаемого ответа. Выполнение данного задания будет успешным, если:
- все формулировки пунктов плана корректны с точки зрения их соответствия предложенной теме обществоведческого курса;
- содержание плана свидетельствует о системном, глубоком знании выпускника по предложенной теме, отражает ее с максимальной полнотой;
- структура ответа соответствует сложному плану.
В задании, предлагаемом выпускнику, предложена тема и дано указание на то, что минимальное количество пунктов плана - три, из которых не менее двух детализированы в подпунктах. Максимально возможный первичный балл за задание - 2. Как его получить?
В пособии: Рутковская Е.Л., Котова О.А. Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. решение сложных заданий/ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010 предложена следующая последовательность действий при работе с заданием данного типа:
- Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
- Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте каждую часть.
- В каждой части выделите несколько положений, раскрывающих главную мысль.
- Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
- В случае необходимости внесите корректировки.
- Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
- В заголовках (пунктах и подпунктах) плана нежелательно повторять сходные формулировки.
Хочу предложить еще один - более простой, на мой взгляд, алгоритм, отработав который, можно составить план на любую тему.
Каждый "слой" этого гамбургера - основа возможной формулировки будущего сложного плана. Давайте посмотрим, как работает этот шаблон на конкретном примере.
То есть, в идеале может получиться план, состоящий из пяти пунктов, три из которых будут конкретизированы в подпунктах - согласитесь, это отличный вариант с точки зрения требований, предъявляемых в задании. Правда, далеко не к каждой теме применимы все пять предложенных пунктов, но любая тема может быть представлена в данном шаблоне в сответствие с требованиями задания с незначительными изменениями. Рассмотрим еще один пример.
Как можно заметить, предложенный шаблон претерпел изменения: вместо признаков появились причины, типология переместилась с 4 пункта на 3 и т. д., но в целом шаблон сохранил свою структуру и соответствие требованиям. Кстати, последний пункт этого плана тоже можно конкретизировать.
Главное, чтобы стремление унифицировать данный тип задания не привел к абсурдным последствиям. Приведу несколько примеров из работ выпускников этого года.
Тема: "Социальный конфликт и способы его преодоления"
Пример ответа:
1) Социальный конфликт - определение.
2) Способы его преодоления:
а) способ 1;
б) способ 2;
в) способ 3.
3) Личное мое мнение:
а) вывод;
б) заключение.
Заметьте, что формально работа соответствует заданным требованиям с точки зрения структуры: план из трех пунктов, два из которых конкретизированы, но что можно сказать о его содержании?
Тема: "Рынок".
Отрывок из работы.
1) Продукция:
а) привоз товара;
б) разгрузка товара;
в) фасовка товара.
2) Конкуренция:
а) снижение цен на товары, срок хранения которых истекает;
б) сезонные распродажи.
Думаю, понятно, что обе работы были оценены в 0 баллов.
Главное, чтобы стремление унифицировать данный тип задания не привел к абсурдным последствиям. Приведу несколько примеров из работ выпускников этого года.
Тема: "Социальный конфликт и способы его преодоления"
Пример ответа:
1) Социальный конфликт - определение.
2) Способы его преодоления:
а) способ 1;
б) способ 2;
в) способ 3.
3) Личное мое мнение:
а) вывод;
б) заключение.
Заметьте, что формально работа соответствует заданным требованиям с точки зрения структуры: план из трех пунктов, два из которых конкретизированы, но что можно сказать о его содержании?
Тема: "Рынок".
Отрывок из работы.
1) Продукция:
а) привоз товара;
б) разгрузка товара;
в) фасовка товара.
2) Конкуренция:
а) снижение цен на товары, срок хранения которых истекает;
б) сезонные распродажи.
Думаю, понятно, что обе работы были оценены в 0 баллов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий