Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

воскресенье, 14 августа 2011 г.

Деньги: происхождение, функции, виды

Одним из важных факторов, который оказывает влияние на состояние всей экономики, является предложение денег. Уже в основной школе учащиеся знакомятся с происхождением денег и их функциями. В средней школе, изучая сущность денежно-кредитной политики, происходит актуализация ранее изученного материала. Предлагаю несколько цифровых ресурсов, которые могут помочь в изучении темы.
Причины замены денежных товаров современными моделями денег, а также признаки, обладая которыми актив способен выполнять функции денег можно изучить с помощью созданного мною ЦОРа Происхождение денегВо время просмотра слайд-шоу необходимо заполнить рабочую таблицу.

Пример денежного товараПочему не стал деньгамиСвойства, необходимые деньгам
Крупный рогатый скот.Неоднородный, недолговечный.Однородность, долговечность



При этом сначала заполняются только первые две колонки таблицы, а по окончании работы со слайд-шоу необходимо, действуя "от противного", сформулировать те признаки, которые необходимы активу для того6 чтобы он стал деньгами. В таблице приведен пример ее заполнения.
Обсуждение таблицы можно завершить таким вопросом: у алмазов есть все свойства, необходимые деньгам: они портативны, делимы, долговечны, стабильны по предложению и т.п. Почему, несмотря на эти качества, они так и не стали деньгами (задание взято из: Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2006)?
Основные понятия темы можно закреплять с помощью игры "Стрельба по словам". Это игра на основе классического формата "космические захватчики". В нижней части экрана появляется определение понятия (вопрос). С помощью мыши необходимо "выстрелить" по слову (словосочетанию), которое является ответом на вопрос. Для завершения каждого уровня на протяжении всей игры есть только 20 патронов и 30 секунд. Игра закончится, когда у вас закончится время или боеприпасы. 

Ссылки на материалы по теме из Единой коллекции ЦОР:
1) Деньги. Виды денег. Презентация, схема.
2) Деньги как средство накопления и платежа. Озвученная анимация.
3) Исторические виды денег. Интерактивная схема.
4) Функции денег. Схема.
Хотела бы порекомендовать для работы над данной темой использовать также цифровые ресурсы, созданные учителем экономики из города Великие Луки Панфиловой Ольгой Романовной.
1) Конспект урока "Функции денег". Урок стал призером Всероссийского сетевого конкурса "Искусство для науки".
2) Обновленные презентации к уроку по этой теме.
Часть первая - теоретическая, изучение функций денег.


3) Пазл - картина Квентина Массейса "Меняла с женой". Этот ЦОР уместно использовать при отработке свойств, присущих деньгам как универсальному эквиваленту. Собрав пазл, можно обсудить следующие вопросы:
  • Как вы считаете, чем занят меняла?
  • С каким свойством денег можно связать его действия? Каким образом?
4) Интерактивная книга - инсценировка отрывка из книги Н.Зибера "Очерки первобытной экономической культуры". 

Вопрос для обсуждения ресурса: с какими трудностями пришлось столкнуться путешественнику Камерону? При обсуждении разбирается понятие "трансакционные затраты", пути и механизмы их снижения.
5) Задание на соответствие "Товарные деньги"
6) Презентация "Элементы защиты банкноты", состоящая из двух слайдов, первый слайд - титульный, второй - рабочий. 
При нажатии на цифру на банкноте появляется увеличенный элемент защиты, при повторном нажатии он исчезает. По правому полю при нажатии на цифры появляется название этого защитного элемента.
Форма знакомства с элементами защиты может быть разной. Можно предложить учащимся самостоятельно перечислить защитные элементы, а затем продемонстрировать их в презентации, показав и не названные учениками элементы. 
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...