Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

воскресенье, 1 марта 2015 г.

4 этапа к уверенному использованию учебных технологий

Фото +Sylvia Duckworth 
Почти месяц назад  я уже сделала попытку перевести/перерисовать и описать один из многих скетчей педагога из Канады +Sylvia Duckworth (об этом можно прочитать здесь). Тогда я решила, что буду понемногу переводить/перерисовывать и другие скетчи Сильвии. Для меня эта деятельность — и способ хоть немного улучшить навык чтения на английском, и развитие визуального мышления (мне очень нравятся те образы-ассоциации, которые Сильвия кладёт в основу своих скетчей), и тренировка техники рисования. А ещё — попытка через эти скетчи проанализировать свою деятельность. Поэтому планирую публиковать посты по этой теме хотя бы раз в месяц.

Сегодня — новый скетч. Перевела на этот раз полностью сама (не без помощи Google Translate), затем отдала свой перевод на растерзание +diana sonina и +Julie Kungurova, которые улучшили его.

Выбор именно этого скетча для перевода/перерисовки не случаен. Не раз в разговорах с коллегами слышу фразы типа: "Ну, я же умею так же, как ты/Вы пользоваться компьютером/интернетом/сетевыми технологиями!" Такая формулировка всегда вызывает у меня, мягко скажу, недоумение: выглядит так, словно на меня все эти умения свалились с неба сами по себе. Однако, я не просто прошла немаленький путь до того, чтобы уметь/иметь то, что сейчас, этот путь продолжается, я постоянно учусь чему-то новому, осваиваю новые сервисы, технологии, изучаю чужой опыт и ищу применение ему в своей педагогической деятельности. Поэтому "4 этапа..." — скетч и про меня тоже. И — про тех, кто ещё только в начале пути.


Мой старт в области использования сетевых технологий в обучении был значительно более поздним — относительно всем известных лидеров в этой области. С 2007 года я активно осваивала интерактивное оборудование, создавала ЦОРы для интерактивной доски, использовала систему голосования для организации тестирования на уроках и... сильно собою гордилась. Читала, а иногда и писала на форумах (или публиковала какие-то свои разработки уроков) порталов Сеть творческих учителей и Открытый класс, на площадке последнего дважды приняла участие в муниципальном конкурсе разработок учебных занятий с использованием интерактивного оборудования. Нет, я, конечно же, слышала, что есть педагоги, которые ведут в Сети блоги и создают свои персональные сайты, но не вполне понимала, для чего это нужно мне. Меня вполне устраивало готовить ЦОРы в ПО интерактивной доски и встраивать их в сценарии уроков.

Настоящий прорыв случился у меня летом 2011 года, когда совершенно случайно набрела в Сети на конкурс "Искусство урока — урок-искусство" (страница конкурса). Это был марафон длиной в несколько месяцев, организованный +Елена Тарасова (г. Тамбов). На первом этапе участники осваивали целую подборку сетевых сервисов разного типа: хранения документов, "облака слов", создания тестов и игр и т. д. Но мало было просто познакомиться с сервисом — надо было сделать фрагмент урока с его использованием и разместить на своей личной странице (один пример — пока листала свою страницу, увидела, что некоторые сервисы, осваиваемые тогда, уже не работают, материалы потеряны). На втором этапе участников поделили на группы по три человека — я работала вместе с +Ольга Панфилова (Псковская область) и +Надежда Сухорукова (Астраханская область). Задача группы — совместно создать разработку учебного занятия с использованием веб-сервисов. При этом условия конкурса предполагали выкладывать в открытый доступ не только конечный результат, но и процесс — как всё создавалось. Созданное учебное занятие надо было провести у себя в школе, выложить самоанализ, фото и видео-отчёт. Это была очень интенсивная работа, которая многому меня научила и наметила новые пути своей профессиональной деятельности. Кстати, некоторыми материалами, созданными во время этого конкурса, пользуюсь до сих пор. И именно в разгар конкурса я начала вести этот блог.

И начался совершенно иной этап в моей педагогической деятельности. Несколько обучающих конкурсов, которые организовывала +Елена Годунова, активное использование ЦОРов, созданных в веб-сервисах, на уроках, создание ЦОРов  моими учениками, представление своего опыта на муниципальном конкурсе "Учитель года" (презентация к представлению опыта, презентация к мастер-классу). Первоначально, конечно, это было похоже на какой-то безумный калейдоскоп, но постепенно начали складываться контуры предметной образовательной среды — реальной и виртуальной. Электронные тетради вместо бумажных, папка на Диске Google для каждого класса (доступ к которой имеют и все ученики этого класса), выход на различные формы сетевой коммуникации учащихся — в классе и за его пределами).  Огромную роль в этом сыграла, конечно, Академия преподавателей Google (писала о ней здесь). Новые профессиональные контакты, возможность не только учить, но и постоянно учиться самой.

Сеть сегодня позволяет пройти этот путь каждому. А, дойдя до 4 этапа, начать всё, ну, не совсем сначала, но возвращаться на отдельные стадии в определённые моменты своей деятельности. Потому, что когда ты начинаешь делиться своими опытом с другими, он прирастает, ретранслируется, обогащая и тебя тоже. Обмен опытом в Сети даёт новые идеи, новые способы организации деятельности. А какие-то события (например, ежегодная конференция "Информационные технологии для Новой школы") позволяют развиртуализоваться с коллегами по цеху, повысить свою уверенность в том, что ты на правильном пути. Перечитала сейчас пункт: "Я владею цифровой грамотностью так же, как предметными и педагогическими знаниями" и подумала, что уже практически не вижу границы между ними. Содержание учебного предмета, методика его преподавания, современные технологии обучения — как три кита любого урока. Не помню, от кого услышала мысль о том, что технология никогда не заменит педагога, но учителя, которые используют технологии, заменят тех, кто этого не делает. Это реальность современного мира.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...