Отслеживая глубину просмотра своего блога, вижу, что наибольшей востребованностью пользуются мои сообщения, посвященные альтернативному заданию ЕГЭ - эссе. Поэтому не случайно, что в предверии ЕГЭ-2012 по обществознанию, я решила посвятить еще одно сообщение данному заданию экзаменационной работы. Судя по отзывам, сообщения моего блога, посвященные этой тематике, привлекают посетителей, прежде всего, по двум причинам:
- Разнообразие предложенных шаблонов для эссе, позволяющая возвести процесс его написания в разряд алгоритма.
- Наличие достойных примеров эссе по разным темам и базовым наукам.
Поскольку я не могу игнорировать потребности вас, моих читателей, я решила в этом сообщении учесть эти потребности и предлагаю вам на конкретных примерах сравнить два шаблона написания эссе: в части 1 они обозначены как вариант 3 и вариант 4, дабы продемонстрировать достоинства и недостатки каждого из выбранных для анализа шаблонов.
Итак, перед вами два эссе, написанные на одну и ту же тему по одному и тому же шаблону (вариант 4, основанный на шаблоне, взятом в книге: Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: Айрис-пресс, 2012). Те, кто не просто познакомился с приведенном в блоге шаблоном и примерами эссе, написанными по нему, но еще и почитал саму книгу (там, кстати, тоже есть примеры эссе), мог заметить, что немного усовершенствовала этот шаблон - не с точки зрения формы и структуры, а с точки зрения содержания - что и как должно быть написано в каждом элементе структуры. Сделано это было по двум причинам:
- меня категорически не устраивали примеры готовых эссе, приведенных в книге, большинство из них показались достаточно примитивными;
- отработка одного из элементов шаблона, на мой взгляд, была с одной стороны, сложна для понимания средним учеником (если честно, я и сама-то не смогла до конца разобраться, что хотел автор в данном элементе структуры), а с другой, имела высокий риск "выпадания" из контекста базовой науки, а, значит, ставила под угрозу как критерий К1, так и критерий К3 в системе оценивания эссе.
Обращаю ваше внимание: это только мои личные ощущения, со мной можно не соглашаться, готова обсуждать это более детально. А пока просто читаем примеры эссе. Для удобства отработки шаблона его написания, каждый элемент структуры в первом эссе разделен пустыми строками, во втором - красной строкой.
Экономика_налоги_2
Ну, какие впечатления от этих эссе? Давайте, начнем с достоинств.
- Логичность и последовательность изложения. На мой взгляд, это главный плюс данного шаблона. Эссе построено по принципу дедуктивного рассуждения: на протяжении всей работы происходит постепенный переход от общего к частному, даже к конкретному. От указания базовой науки и понимания предмета ее исследования, до соотнесения автоской позицией с конкретным фрагментом обществоведческого знания.
- Содержание обеих эссе свидетельствует о знании авторами обществоведческого курса, по крайней мере, в той его части, что ограничена темой эссе. Причем, знание это многоаспектно: оба автора показывают, что тема намного более широка, чем они представляют в своей работе.
- Если мы соотнесем обе работы с критериями оценивания эссе, то увидим, что оба автора в своих работах стараются максимально им соответствовать.
В общем, все вроде бы замечательно. Кроме одного. Что вы думали, когда читали второе эссе? Эффекта дежавю не возникло? Нет ощущения, что оба эссе написаны одним и тем же автором, только в разное время, ведь даже отдельные фразы почти полностью совпадают? А между тем, эти два эссе писали (примерно в одно время) два разных человека. А вот теперь попробуйте определить: какое эссе написала я, а какое - одна из моих учениц? И по каким признакам вы сможете это сделать? Я пробовала давать эти два эссе нескольким своим коллегам: все, как один, приписывали мне ученическое эссе, а мое эссе оставляли ученице. О чем это говорит? Любая унификация и стандартизация (а данный шаблон детализирован до мелочей) приводит к потере индивидуальности. Шаблонность данной структуры эссе приводит к утрате таких характерных для жанра эссе черт, как свобода и непринужденность в изложении, неповторимость авторского взгляда на какие-то социальные проблемы, индивидуальность в стиле мышления и культуре речи. И в этом, на мой взгляд, главные недостатки этого шаблона.
Все эти достоинства и недостатки данной структуры написания эссе мы можем еще раз проследить, сравнивая эссе, написанные по разным шаблонам. Два следующих эссе тоже написаны по одной теме. Но в первом случае отрабатывается все тот же вариант 4 (я для себя его называю "шаблон Маркина"), а во втором - вариант 3 ("шаблон Кишенковой"). Читаем и сравниваем.
Философия_прогресс_2
Думаю, вы смогли убедиться, что первое эссе демонстрирует все те же достоинства и недостатки, что мы увидели ранее. Композиция второго эссе более свободна (по сути, в данной модели жестко алгоритмизировано только введение, по основной части и заключению автор модели приводит лишь общие рекомендации по их содержанию), а потому последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений (и местами она парадоксальна: автор пишет о противоречивости прогресса, но в какой-то момент резко обращается к критериям прогресса, потом снова пишет о противоречивости). Обращение к личному социальному опыту уже во введении делает второе эссе более непринужденным. При этом, с точки зрения содержания, оно не менее, а где-то даже и более глубокое: мне, как учителю, приятно увидеть в ученическом эссе знание не только науки, но и истории науки (автор пишет и про Гесиода, и про Демокрита).
А теперь открою маленький секрет: оба этих эссе написаны одним и тем же человеком. Скажите, об этом можно догадаться, просто читая их?
Я не хочу сказать, что какая-то модель лучше, а какая-то хуже. "Модель Маркина" лично меня привлекает еще и тем, что, если мне надо написать эссе по этой модели для образца, то я справлюсь с этой работой минут за 15 - 20 и без особого интеллектуального напряжения. Если же я сяду писать по "модели Кишенковой", то вряд ли управлюсь быстрее, чем за час, при этом многие фразы будут даваться мне с большим трудом, умственные усилия окажутся гораздо значительнее. Выбирайте сами. Кстати, есть еще ведь и варианты 1 и 2, о которых я здесь не написала ни слова. В любом случае, я желаю вам найти свой вариант, свой формат выполнения этого самого сложного задания ЕГЭ. Эссе как жанр никогда не претендует на окончательное, исчерпывающее решение проблемы, затронутой в высказывании. Так и мои впечатления в этом сообщении - только одно из возможных мнений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий