Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

четверг, 1 августа 2013 г.

Самостоятельная работа учащихся по обществознанию. 2012 - 2013 учебный год

Год назад я уже писала о своей первой попытке организовать системную самостоятельную работу учащихся с сетевыми сервисами. Совместная сетевая деятельность учителя и учащихся была организована на базе сайта Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества и представляла собой подготовку в течении учебного года реферативных и учебно-исследовательских работ в рамках изученного курса, а также их визуализацию средствами сервисов Web2.0, защита которых являлась частью промежуточной аттестации учащихся. В 2012 — 2013 учебном году я решила выйти за рамки сетевой работы с учащимися только в рамках промежуточной аттестации и организовать электронную образовательную среду по предмету для учащихся МАОУ гимназии №23 г. Челябинска им. В. Д. Луценко для изучения курса в течении учебного года. Что получилось, а что нет — попробую описать в этом сообщении. 
Организация самостоятельной работы учащихся гимназии в 2012 — 2013 учебном году осуществлялась на основе двух учительских блогов, при этом каждый из них имел четко определенные функции.
1) Блог Обществознание.про пополнился страницей Содержание курса для большего удобства поиска нужной темы. Основной его функцией в работе с учащимися стала аккумуляция информации по отдельным темам курса. Каждое сообщение раздела — это подборка ресурсов, созданных в различных сервисах, по какой-то теме обществоведческого курса. Кроме того, в отдельную страницу были вынесены все сообщения блога, посвященные спецификации контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию с краткими аннотациями. Страница была ориентирована, в первую очередь, на 11-классников.
2) Блог Электронные тетради был создан для поддержки самостоятельной работы учащихся. Среди сообщений этого блога можно условно выделить несколько групп, связанных с различными видами самостоятельной работы учащихся, о которых и пойдет речь.
  • Сообщения, посвященные работе учащихся с электронными тетрадями: создание тетради, требования к ее ведению, критерии оценивания. Все сообщения этой группы можно посмотреть по ярлыку "Тетради".
  • Сообщения, посвященные урокам с использованием мобильного класса: таблица продвижения, перечень заданий, рабочие листы для их выполнения. Ярлык для сообщений этой группы — "Мобильный класс".
  • Сообщения, содержащие домашние задания по определенным темам, выполняемые в Сети.
  • Сообщения, посвященные каким-то определенным видам выполняемой работы: например, работе с роликами TED (ярлык "TED"), или скрайбингу (ярлык "Скрайбинг").
Таким образом, можно выделить несколько направлений, организованной с помощью сети, самостоятельной работы учащихся.
1) Работа с электронными тетрадями.
В прошедшем учебном году в двух 10-х классах я полностью отказалась от бумажных тетрадей в качестве рабочих, заменив их электронными. Каждый десятиклассник создал аккаунт Google, после чего, с помощью blogger завел электронную тетрадь. Информационно ведение электронной тетради мало чем отличается от ведения обычной, но средства интернета позволяют представить и структурировать информацию более разнообразно. Каждое сообщение электронной тетради — это изученная тема обществоведческого курса. В его структуре можно условно выделить три части.
  • Основные понятия темы, представленные в различных формах: не только в текстовой, но и в условно-графической (схемы, таблицы, диаграммы, графики) и наглядно-графической (изображения, видео и пр.). Отбор информации для сообщения осуществляется каждым учеником самостоятельно. Здесь с первых дней велась работа над корректным заимствованием информации из различных источников, указанием авторства, ссылок на соответствующие ресурсы.
  • Домашнее задание по теме (если оно не ограничивалось устной работой).
Стоит отметить, что с первых дней работы в электронных тетрадях, для наполнения первых двух блоков учащиеся, волей-неволей, были вынуждены знакомиться с различными сервисами Web2.0: сначала с сервисами для хранения текстов и презентаций, а затем и с другими. Задача учителя была подсказать тот или иной сервис, дать инструкцию по его использованию, объяснить достоинства и недостатки сервиса в сравнении с другими в данной группе.Частично с этой задачей справлялась специально созданная страница блога (которую, к сожалению, я давно уже не дополняла), а также гаджет "Сервисы визуализации".
  • Работа над ошибками, устранение пробелов по данной теме, выявленными в процессе тестирования. 
Этот вид работы потребовал регистрации учащихся еще на двух сервисах, причем, централизованной, с созданием классных комнат учителя. На сервисе Мастер-Тест учащиеся выполняли назначенные им тестовые задания, а с помощью сервиса LearningApps создавали упражнения на закрепление понятий, явлений, процессов, на знания которых допустили ошибки при решении теста.
Ежемесячно тетради оценивались по заранее известным критериям (на предмет содержательности, грамотности, своевременности выполнения, технологичности). Происходил также и выбор лучшего задания, созданного учащимися.
Список электронных тетрадей десятиклассников приведен на правой боковой панели в блоге "Электронные тетради". Открыв бессистемно несколько тетрадей, можно убедиться, что "качество" их наполнения и ведения очень разное. Краткую статистику можно увидеть в таблице.
Кому-то может показаться крайне неэффективной такая форма, исходя из приведенного процента систематически наполняемых тетрадей. Но, говоря откровенно, коллеги, давайте вспомним: а что, обычные, бумажные тетради все ученики ведут систематически и качественно? Понятно, что ведение электронной тетради требует большей самоорганизации, предоставляя ученику значительную свободу в рамках обозначенных общих требований. Но меня не может радовать тот факт, что тетради отдельных учащихся — это уже и не тетради вовсе, а целое портфолио, демонстрирующее умение старшеклассника отбирать и представлять разнородную социальную информацию в различных знаковых источниках. Это не тетрадь, а электронный учебник-сборник, созданный конкретным учеником по конкретного же ученика, то есть, себя.

2) Уроки с использованием мобильного класса.
Этой форме работы с учащимися посвящено отдельное сообщение. Не буду повторять уже описанное, скажу только, что за время, прошедшее после публикации, количество таких уроков, разумеется, выросло, и такая форма работы стала вполне привычной для учащихся. Кроме того, именно данная форма поставила необходимость организации систематической работы с Диском Google, создания постоянного рабочего пространства, к которому можно легко обращаться не только во время урока, но и после него. Поэтому на Диске были созданы папки классов с доступом для всех учащихся и тематическими папками внутри. Как примерно это выглядит, можно увидеть на картинке.

3) Выполнение домашних заданий в Сети.
Учащимся предлагались для выполнения задания, предполагающие обработку, систематизацию и предъявление информации с помощью определенных сервисов. Примером такого задания является создание учащимися плейкастов на тему "Человек состоит из ролей, которые он играет" (тема: "Социальные статусы и роли"). Отдельные задания организовывали создание совместных документов, как к примеру, задание по теме "Проблема познаваемости мира", когда после индивидуального выполнения задания в электронной тетради, учащиеся выносили основные мысли в совместную презентацию. Были и комбинированные задания, включающие в себя различные виды деятельности, как, например, задание на исследование социальной мобильности и социальных лифтов (тема: "Социальная структура и социальные отношения"), включающее в себя опрос родственников и знакомых, внесение полученной информации в форму Google, анализ сводной таблицы результатов по предложенным вопросам. 

4) Пробуем что-то совершенно новое: TED  и скрайбинг.
По организации работы с роликами TED я уже писала, и не раз: №1, №2, №3, весь опыт собираю на сайте. Что же касается скрайбинга, то обязательно буду писать об этом отдельно, пока считаю, что имеющегося опыта недостаточно. Пока только учусь: читаю, смотрю, участвую в вебинарах. А десятиклассники мои, между тем, понемногу осваивают скрайбинг: как традиционный способ, так и с помощью компьютерных программ.

5) Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
Так как большинство одиннадцатиклассников в 10 классе не только зарегистрировались на сайте Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества, но и получили базовые навыки работы на платформе сайта, планировала сетевую подготовку учащихся к ЕГЭ осуществлять на площадке этого сайта. Было создано сообщество, спланированы основные виды деятельности, отдельные учащиеся приступили к работе. Однако постоянные технические сбои в работе сайта привели к тому, что, к сожалению, довести работу до конца терпения не хватило. Считаю это самым большим разочарованием года. В будущем учебном году снова планирую такую деятельность, но уже на платформе GoogleSite (как раз сейчас занята наполнением сайта). Но совсем без сетевой деятельности подготовка к ЕГЭ все же не обошлась. В течение учебного года была проведена серия онлайн занятий, задачами которых была подготовка к выполнению самого сложного задания ЕГЭ по обществознанию — эссе.

Блез Паскаль сказал: "Только кончая задуманное, мы уясняем себе, с чего нам следовало начать". В моем случае — можно планировать работу на предстоящий учебный год. Буду рада вопросам, пожеланиям, предложениям.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...