Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

понедельник, 31 марта 2014 г.

Скрайбинг: учимся, рисуя. Часть 1. Объясняшки

Представитель бизнеса на образовательной конференции — и не в качестве участника выставки инновационных продуктов, а в качестве ведущего Мастер-класса для учителей — само по себе уже явление необычное. Но для конференции "Информационные технологии для Новой школы" реальное. В этом году у 40 участников конференции появилась уникальная возможность посетить мастер-класс директора по развитию бизнеса фирмы Сотовый Медиа Сервис +Сергей Гевлич.
Почти год назад я принимала участие в вебинаре, который вёл Сергей — "Коротко и ясно: как продавать свои идеи, используя видеоскрайбинг" (анонс и запись вебинара). Можно сказать, что именно после этого вебинара  я не на шутку заинтересовалась теорией и практикой визуального мышления. А потому, конечно, обрадовалась представившейся возможности провести пять (!) часов на таком уникальном мастер-классе. Учиться работе с приложением у автора приложения — что может быть лучше?

"Объясняшки" — приложение для IPad (сайт проекта, страница проекта в Фейсбуке), позволяющее создавать скрайбинговые презентации. Приложение не имеет аналогов, а его функционал решает целый ряд проблем, возникающих у всех любителей скрайбинга. 
Существует мнение, что создание скрайбинга — технически сложный процесс. Мало придумать сценарий и его визуализацию, надо ещё нарисовать, снять, записать звук, наложить его поверх картинки, синхронизировать... Приложение решает технические проблемы, переворачивая процесс создания ролика: сначала создаётся текст и записывается звук, и только потом записанная история визуализируется. Дальше уже дело техники — синхронизация звука и картинки по заранее выделенным смысловым фрагментам произойдёт автоматически. Экономия времени колоссальная.

Все пять часов мастер-класса были довольно жёстко структурированы по времени и содержанию. Участники работали с раздаточным материалом (ссылка публикуется с разрешения автора МК). Присоединюсь к отзывам других участников мастер-класса, что настоящими находками (которые можно взять на заметку для организации групповой работы с учащимися) для нас стали:
  • предупреждение ведущего мастер-класса расформировать группы, которые не могут в установленный срок определиться с темой работы: в результате этот этап работы проходит динамично
  • "переопыление": на разных этапах работы происходит
    презентация итогов этапа другим группам, в процессе которого слушатели занимают позицию "инопланетян", задавая презентующим свой проект самые неожиданные вопросы; затем происходит смена ролей. В принципе, такой приём предусмотрен в разных формах групповой работы ("Междусобойчик"), однако в реальности почти не используется в обучении. А зря. Правда, на мастер-классе группам не всегда удавалось "включить инопланетян": это труднее, чем просто дать советы или покритиковать другую группу. Однако, в любом случае, происходит обогащение собственного понимания смысла.
  • "кинофестиваль" с показом всех работ, голосованием за лучшую, вручением "пальмовых ветвей" (да-да, самых настоящих!) и подарков победителям (по выбору участников — книги по визуальному мышлению или фирменные карандаши от Объясняшек).

В процессе мастер-класса я отметила несколько важных в рисовании технических моментов: к примеру, как правильно стирать нарисованное ранее:
Однако, как не рисующий человек, хотела, чтобы больше времени на мастер-классе было уделено именно визуализации (хотя бы в формате "живой грамматики" и "живого леса" Дэна Роэма). Но понимаю, что в условиях ограниченности времени, ведущий мастер-класса больше времени посвятил самой сложной части работы: определению смыслов и созданию истории.

Наша группа работала в таком составе: я, +Елена Воронина+Александр Кононов и Наталья Баранова.

В процессе выбора темы было решено остановиться на рекламе проекта Читать не вредно - вредно не читать (сайт проекта).
Ошибку нашли только по окончанию работы: не разобравшись с приближением/отдалением отдельных фрагментов сетки для рисования, как оказалось, мы случайно приблизили её в самом начале, а потому пространство кадра оказалось использованным не целиком. И только в конце ролика, когда всё нарисованное ранее, было стёрто, заполнили кадр целиком. Вопрос навыка.

Так как на мастер-классе я (вместе с Еленой и Натальей) больше занималась текстом ролика (всю работу по рисованию взял на себя +Александр Кононов), мне не терпелось попробовать сделать объясняшку самой. Кроме того, я пообещала +Татьяна Просвирнина, которая дала мне свой IPad в пользование на время конференции (наличие гаджета с установленным приложением было одним из условий участия в мастер-классе), сделать объясняшку для Челябинского городского общественного движения помощи онкобольным детям "Искорка" (сайт движения). Да и дело было даже не в обещании, после великолепного ролика команды +Лидия Кобцева (Лида, ваш ролик — отличный материал для изучения темы "Проблема общественного прогресса"). А потому на следующее утро  буквально за пару часов родилась такая вот объясняшка.


Теперь для меня главный вопрос: что дальше? Мастер-класс завершён, основы работы с приложением получены (надо, надо покупать IPad, похоже, что версия для Android, если и появится, то нескоро), какие-то представления о вскрытии и упаковки смыслов получены. Все участники ещё до мастер-класса получили доступ к Методичке, написанной Сергеем и существующей пока в формате документа Google. Но вопросов и сомнений осталось немало. И главный из них — нужны пед. сценарии использования этого инструмента. Не просто: ах, я сделал(-а) объясняшку, похвалите все меня, а где и, главное, для чего использовать этот инструмент. Не только как работать над объясняшкой, но и как работать с объясняшкой. Пока такие мысли появились.
  1. Мастер-класс с подготовленной и высоко мотивированной аудиторией длился 5 часов. Где найти даже 5 часов непрерывной работы с учениками для того, чтобы пройти хотя бы раз полный цикл? Не на уроке, это очевидно. Можно, к примеру, в летнем профильном лагере (сейчас такие есть, наверное, в каждой школе). А можно развести отдельные этапы процесса упаковки смыслов во времени. И тут у меня вообще забрезжила совершенно фантастическая идея...программы элективного курса, или кружка по развитию визуального мышления. В него можно будет включить не только Объясняшки, но и работу в других сервисах, а также скетчи, инфографику и т. п.
  2. На мастер классе нам постоянно говорили о том, что в основе Объясняшки должна обязательно лежать история. Но, как мне кажется, для образовательных целей подойдут и другие форматы. К примеру, одна из групп создала ролик, использовав вместо истории готовое стихотворение по одному из правил русского языка. Да, это не вполне соответствовало формату мастер класса. Но разве такой ролик не может быть использован именно в образовательных целях? То есть, помимо диагностики смыслов и построения истории, возможны и другие текстовые основы для роликов.
    • Учебные тексты. Это может быть как адаптированный текст — параграф учебника, к примеру, так и педагогически неадаптированный источник. В этом случае диагностика и упаковка смыслов заключаются в развитии умения отбора, систематизации, структурировании информации. Выявление главного и второстепенного, отделение фактов от оценочных и теоретических суждений. Именно эту модель я пытаюсь реализовать, работая над созданием скрайбинг-презентаций со старшеклассниками.
    • Литературные произведения. Объясняшка как буктрейлер по книге, как вариант создания отзыва по прочитанному произведению. Это я  смотрю уже через призму проекта "Читать не вредно — вредно не читать" (сайт проекта). Самые юные участники проекта не раз радовали нас своими видеоотзывами, так почему бы не использовать для этих целей Объясняшку? Тоже ведь работа с информацией, обучение созданию отзывов на книгу.
    • Тексты информационно-развлекательного характера: поздравления, реклама, новости (хоть мировые, хоть из жизни класса).
    • .... что-то ещё, думаю.
  3. И, в связи с предыдущей мыслью, возникают ещё несколько.
    • Понятно, что разные виды текста — это разные уровни работы со смыслами. Готовый стихотворный текст упаковать проще, учебный — сложнее, создать историю самому — высший пилотаж. И, наверное, методика работы со смыслами будет разная в каждом случае. Вчера с +Лидия Кобцева говорили об этом в Hangouts: уровень "Новичок", уровень "Профи" и уровень "Эксперт".
    • Отсюда встаёт также вопрос об оценивании ученических работ. Что является объектом оценивания? Какие критерии и ранги можно предложить? В чём отличия  в оценивании Объясняшек, сделанных по текстам разного уровня сложности упаковки смыслов?
  4. Необходимы педагогические сценарии работы с Объясняшками для разных этапов урока. Как тот или иной ролик может быть использован для мотивационной беседы, формулировки темы и цели урока? Каким образом организовать процесс по изучению нового материала? Каков потенциал Объясняшек для аналитического и рефлексивного этапов урока? Но речь не только о структуре учебного занятия. На мастер классе мы создавали Объясняшку, работая в группах. Будет ли отличаться методика создания ролика при индивидуальной работе ученика?
В общем, есть над чем думать. А пока остаётся только поблагодарить +Сергей Гевлич за прекрасный мастер класс, членов группы, в которой я работала — за плодотворное сотрудничество, всех остальных участников — за атмосферу творчества, поиска, азарта. И — персонально +Жанна Ховрычева и +Ирина Панфилова, чьи фотографии я использовала в этом сообщении.

6 комментариев:

  1. Вот мысль о буктрейлерах — это хорошо! Ушла думать. Маша, спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если Елена Воронина ушла думать, жди скорой реализации задумки с её пионерами.

      Удалить
  2. Маша, спасибо большое за пост. По поводу оценивания мысль возникла: объясняшки, созданные ребятами, вероятно, нужно оценивать так же, как и проекты. В критерии оценки нужно вводить те самые УУД, которые мы формируем согласно ФГОС. А в работе над любым роликом масса универсальных учебных действий формируется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, согласна, здесь только критериальный подход к оцениванию. Мы когда организуем в классе работу над скрайбинговыми роликами, ещё и взаимооценивание критериальное делаем. Вот так, например. Но, чувствую, что надо ещё глубже копать.

      Удалить
  3. Уважаемая Мария,
    Вы замечательно пишете - логично, убедительно, эмоционально.
    Успехов с Объясняшками и другими Вашими проектами и педагогическими экспериментами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Леонидовна, спасибо. Пишу то, что думаю и так, как чувствую. А удача никогда не помешает.

      Удалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...