Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

суббота, 7 июня 2014 г.

Задание на составление сложного плана развернутого ответа (С8). Часть 3

Я уже дважды писала об этом задании части С (полный список всех сообщений, посвящённых ЕГЭ по обществознанию, с краткими аннотациями, собран на отдельной странице). Однако с момента моей последней публикации, посвящённой составлению плана, прошло больше двух лет. За это время произошли существенные изменения в требованиях к выполнению этого задания, а также в критериях его оценивания. Поэтому, частично мои предыдущие сообщения уже морально устарели. Однако они (особенно вторая часть) пользуются неизменной популярностью у посетителей блога, что, наряду с назревшей необходимостью обновления, и побудило меня к написанию этого поста. При подготовке текста использованы следующие материалы:
  • Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т. Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010
  • Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года/Обществознание
Сообщение представлено в формате ответа на типичные вопросы, возникающие при работе над планом.

Какие знания и умения проверяются с помощью этого задания?
  • обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов; 
  • умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете;
  • умение осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.

Какой должна быть последовательность действий при работе над планом?
Возможную логику действий представила на схеме.

Что является объектом оценивания в данном задании?
  • Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы.
В критериях оценивания указаны три пункта приведённого эталона, отсутствие которых не даёт раскрыть тему по существу. Ненулевой балл за план возможен только в том случае, если в плане выпускника приведено не менее двух из трёх обозначенных пунктов. Разумеется, формулировки выпускника могут не совпадать дословно с критериями, но они доожны четко отразить необходимую сторону явления, признак понятия, характеристику процесса и т. п. 
  • Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме.
В систему оценивания задания этого типа внесено следующее положение: «Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании». Это относится к работам, в которых, вместо раскрытия темы по существу, выпускник пишет общие фразы, например: "Введение", "Первый/второй/третий способ... (далее идёт указание на понятие или явление, которым посвящён план)" и т. п.
  • Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
В составленном плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых должны быть детализированы подпунктами. Обращаю внимание на то, что при переходе с двухбалльной на трёхбалльную шкалу оценивания этого задания, критерии позволяют экспертам оценить даже план простого типа. При этом, в нём должно быть не менее трёх пунктов, а формулировки должны раскрывать содержание темы.

А теперь — задание для самопроверки. Познакомьтесь с примером ответа выпускника (в тех пазлах, где формулировка не входит целиком, можно ставить курсор и прокручивать).
Несмотря на то, что структура ответа соответствует плану сложного типа (план содержит не менее трёх пунктов — пять, два из которых детализированы), оба эксперта оценили его в 0 баллов. Как вы думаете, почему? И, каким должен быть план по данной теме, чтобы эксперты оценили его максимально возможны баллом?
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...