Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

понедельник, 23 июня 2014 г.

Эссе по обществознанию. Часть 8

Много лет работая членом региональной предметной комиссии по обществознанию, проверяю часть С в работах Единого государственного экзамена. С 2009 года собираю коллекцию "перлов" с проверки — переписываю (фотоаппаратом, как и телефоном и другой техникой на проверке пользоваться не разрешается) фрагменты работ выпускников. Каждый год публиковала подборку перлов на своей страничке в социальной сети В контакте. Однако, в этом году накипело до такой степени, что решила написать и здесь. Обществознание — это предмет по выбору, в отличие от математики и русского языка, которые сдают все выпускники. Поэтому я искренне не понимаю, как можно выбирать предмет, о содержании которого имеешь очень отдалённые представления? И ещё более отдалённые — о формате тех заданий, которые предлагаются в части С и требованиях к их выполнению... Возможно, сделаю серию постов по заданиям разного типа, где на примере "перлов" попробую проанализировать типичные ошибки выпускников. Начну с любимого задания — с эссе. Структура сообщения будет следующей.
  1. Фрагменты из эссе по разным темам. Сгруппировала по годам и базовым наукам (к сожалению, не во всех случаях записала тему). Это очень длинная часть, потому как «...если ум человеческий имеет свои пределы, тогда как глупость человеческая беспредельна» (А. Дюма-сын). Но я не смогла удержаться от своих комментариев к некоторым работам. 
  2. Перечень наиболее типичных проблем, возникающих у выпускников при написании эссе.
  3. Пример эссе на 5 баллов с подробным анализом его соответствия критериям оценивания 2014 года.
1. Эссе по обществознанию – уникальный жанр, способный парализовать работу экспертов на какое-то время, когда вся аудитория заходится в приступе истерического хохота… Хотя в последнее время мы уже почти перестали смеяться. Потому, что это в действительности совсем не смешно, а очень больно и грустно. Потому, что это — наше будущее. Это люди, которые планируют получать высшее образование в области профессий социально-гуманитарного профиля. Если до того, как я стала экспертом, я считала, что есть три области человеческого существования, в которых разбираются все люди без исключении – это политика, медицина и образование, теперь я смело могу добавить еще одну – это написание эссе по обществознанию. Даже если в работе не выполнено больше ни одного задания части С, будьте уверены – эссе там обязательно будет! А теперь попробуйте представить: что может быть написано в таком эссе, если выпускник не смог справиться с заданиями более простых форматов?

2009 год.
В 2009 году безусловным хитом по количеству "перлов" была серьезная, в общем-то, тема: «Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом» (И. Мержевский). Базовая наука – социология, так что понятно, что контекст темы – алкоголизм и преступность как крайние формы негативного отклоняющегося поведения, их причины. Но так считали эксперты…А что же считали выпускники…
  • «Алкоголизм – это химическая болезнь»
  • «Современное общество невозможно представить без алкогольных напитков»
  • «Лучше ничего не говорить человеку, когда он пьян, а во всем с ним соглашаться»
  • «Фактически каждый день в новостях можно услышать о том, что некий гражданин пропил все свое имущество, а когда родные и близкие стали прятать от него деньги и алкоголь, он убил их и ограбил собственную квартиру»
  • «С ужасом смотрю на улице на людей, у которых сложно разобрать, где у них глаза». 
  • «Так что лучше не пить , и не будет в нашей стране такой большой убиваемости».
    Тема: «Семья – это кристалл общества» (В. Гюго). Вот вроде бы и тема уже не раз встречалась в разных сборниках, и контекст высказывания читается явно — функции семьи как социального института, но наш школьник не ищет лёгких путей. 
    • «Правительство, оценив ситуацию в семьях страны, пришло к выводу, что пора кардинально менять социальный строй. Но только в отношении семьи! <…> Скоро российский кристалл семьи потускнеет» 
    Правоведение. «Никакое преступление не может иметь законного основания» (Тит Ливий).
    • «Главный закон в нашей стране – это конституция, и в ней нет никаких указаний на совершение преступления».
    Орфография и пунктуация сохранены (такое ощущение, что многие выпускники имеют ну очень отдаленное представление о существовании запятых, родов, чисел и падежей) . 
    • «Сейчас в стране, да и в мире происходят просто не понятные вещи, если ты имеешь много денег, или ты какая-нибудь «шишка», то ты можешь сбивать людей, и тебе не чего не сделают. Недавно смотрел в новостях про адвоката, который сбил ребенка, и представляете его даже не наказали. <…> Смотрите сами какая смешная получается ситуация за городом у друзей моей семьи есть бунгало, точнее было, и не одно. В соседнем бунгало жарили шашлыки и докатились до того, что сожгли двадцать рядом стоящих домов, которые не были застрахованы. Я думал, что те люди, которые жарили шашлыки отдадут за ремонт тех домов, а нет по закону они выплатили 500 рублей за неумение обращаться с огнем. Это нормально? Там по их вине сожглись 20 домов стоимостью в 50 миллионов. Да, я не спорю что надо было застраховать дома. Но может быть они просто не успели. Ведь в жизни бывают разные проблемы».
    Политология. «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей» (Д. Милль).
    • «Государство нас поимело». 
    Экономика. «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают» (Ф. Хайек).
    • «Когда человек «гонится за прибылью», зарабатывает деньги, он прежде всего удовлетворяет себя!!!» 
    Именно так: три восклицательных знака
    Философия. «Мы приспосабливаем мир к себе, а потом никак не можем приспособиться к приспособленному миру» (Л. Кумор). 
    • «Человек убил зверя, съел мясо, а из шкуры сделал себе одежду. Человеку понравилось. А что стало с бедным зверем? Через некоторое время появилась «красная» книга, в которой стали появляться имена этих бедных созданий! Конечно сейчас люди понимают всю важность этого вопроса, но многих животных уже не вернуть. Но человек не остановился на достигнутом…И появилась ОНА – промышленность».
    2010 год.
    Орфография и пунктуация авторов по максимуму сохранена. Заглавными буквами выделены наиболее одиозные слова: да-да, порой мне очень хочется кричать.
    Социология. «Человек смотрит на мир, относится к другим людям в соответствии со своим статусом» (Р. Мертон).
    • «Люди с низким статусом обрадуются обычной ромашке, тогда как людям с высоким статусом просто необходимы экзотические цветы и растения».
    «В группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества» (В. Касьянов, В. Нечипуренко).
    • «После чего они объединяются в группы для дальнейшего СОЗЕРЦАНИЯ и обсуждения общих взглядов».
    • «...для того, чтобы стать полноценным членом общества недостаточно родиться, нужно ПРЕОДОЛЕТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ».
    Социальная психология. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к самосовершенствованию» (У. Годвин).
    • «Я считаю: не будь общества, человек не был бы таким, каким он сейчас предстает перед нами, скорее всего он бы остался обезьяной, а возможно бы и ВОВСЕ ИСЧЕЗ С ЛИЦА ЗЕМЛИ.
    • «Приведем пример Робензона Круза. Он жил один на необетаевым острове без общества и унего были СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С ГОЛОВОЙ».
    Философия. Тему, к сожалению, не помню. Контекст — многообразие путей и форм познания мира. Отличие научного познания от художественно-образного.
    • «Возьмем науку, в ней невозможно достичь конечной цели, потому что достигнув намеченной цели, ученые СТАЛКИВАЮТСЯ С ДРУГОМ».
    Тему тоже не помню, что-то про талант.
    • «Бог - это очень интересный человек».
    • «Президент ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ начинал свою деятельность с общения с детьми».
    Вероятно, выпускник параллельно готовился к ЕГЭ и по обществознанию, и по химии...
    • «Например, "Черный квадрат" малевича, — не замысловато и в то же время не глупо, если же всмотреться и пофантазировать это великолепная картина».
    • «Глуп тот человек, который считает, что курить вредно, пить противно, умирать здоровым жалко, это все враки, если хочешь остаться в памяти надолго, то потрать свою жизнь на нужное и не бессмысленное».
    Экономика. Тему не помню, контекст — рациональное поведение потребителя.
    • «Я согласен с данным утверждением ведь люди, которые владеют высоким доходом они очень мелочные, они экономят на всем».

    2011 год.
    Социальная психология. «Главная жизненная задача человека  дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально» (Э. Фромм) 
    • «Любой человек может стать популярным, умным или богатым. Но таких людей не очень-то и много...Я считаю, что в этом виноваты родители, которые дают воспитание, а еще близкие люди, друзья, которые оказывают огромное влияние на формирование личности»
    «...акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днем появления человека на свет» (Э. Ильенков). 
    • «Ильенков считает, что тело и личность появляются в разное время»
    • «Статус личности  это пъедестал почета»
    Философия. «Мир замкнулся. Земной шар стал единым. Существующие проблемы стали мировыми проблемами» (К. Ясперс) 
    • «Вот, например, загрязнение окружающей среды. Эту проблему решают люди всего мира, т. к. появляется опасность парового эффекта»
    Социология. «Образование создает разницу между людьми» (Дж. Локк). Это очень популярная тема. Только в нашем регионе я помню её в заданиях трёх лет. Именно эссе по этой теме стало первым примером, который я включила в серию своих публикаций по эссе в этом блоге (правда, с точки зрения критериев 2014 года, оно уже не получит максимальный балл, хотя всё равно будет являться сильным относительно подавляющего большинства работ). То есть, тема давно является открытой. Однако сложно вспомнить удачный пример эссе по ней из тех, что проверяла лично. 
    • «По моему мнению, хорошо образованы учителя, которые старше 40 лет. Например, Любовь Геннадьевна или Анна Алексеевна, мои учителя, которых я считаю очень образованными. Есть и молодые учителя, но все равно чувствуется с ними разница. Может быть, этот опыт приходит с годами, и я этого не знаю». 
    Здесь я просто рыдала: в 2011 году мне еще не было сорока лет, а потому очень переживала за свою образованность...но вот уже несколько лет как у меня с образованностью полный порядок :))) 
    «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое» (А.Шопенгауэр). 
    • «Между учеными даже есть нерешенный вопрос: а что же появилось первее: человек или общество? Я склоняюсь к мнению о том, что первым появилось общество, а именно Адам и Ева. Вместе они продолжили человеческий род, чего каждый из них по отдельности не смог бы совершить»
    Политология. «Тоталитаризм — образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». 
    • «Тоталитаризм долгое время гостил в России». 
    «Лишь сильное государство обечпечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж.Руссо). 
    • «Не смотря ни на что, государство помогает гражданам в поисках работы, в приобретении какой-либо техники, позволяет брать кредиты в банках». 
    «Я не занимаюсь политикой.  А знаете, это все равно, что сказать: «Не занимаюсь жизнью» (Ж.Ренар).
    • «Политика живет среди нас: среди людей и зверей. Взять, к примеру, курятник. В нем самый главный — петух».

    2012 год.
    Темы не переписала, просто несколько фраз из разных эссе.
    • «Высказывая данное суждение, автор верно указал на насыщенную проблему современности...»
    • «Простите меня за некоторую демагогию. Просто я не реалист, а мечтатель».
    • «В моей жизни есть такие примеры, где девочки в 17 лет носили шубу, одевались только в Челябинске...»
    Последнее, как я понимаю, написал выпускник из сельской местности, для которого Челябинск — столица мировой моды.

    2013 год.
    Политология. «Демократия — это правление народа, избранное народом и для народа» (А. Линкольн)
    • «По телевизору нас пичкают абсолютно бесполезными новостями, например, о том, что какой-то известный артист развелся со своей пятой женой для того, чтобы жениться на десятой»
    Не подумайте, я не ошиблась, эссе было написано именно по этой теме! А ещё мне очень интересно, где жёны с шестой по девятую?

    Экономика. «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточиться не на покупателях, а на конкурентах» (Д. Безос)
    • «Эта тема была актуальна в древности, одним из тех, кто занимался этой темой, был Адам Смит, являющийся основателем всей экономической науки. он был первым и поэтому был назван Адам».

    Философия. «Искусство — это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир» (А. Моруа)
    • «Знаменитый русский художник Михаил Шишкин написал знаменитую картину «Мишки в лесу», в которой отразил взаимосвязь природы и человечества». 
    • «Мы выражаем то, что мы едим" — очень известное высказывание, позволяющее наиболее широко понять смысл поднятой проблемы. Имеется в виду не только материальная еда. Если человек съест много морковки, то его кожа станет с оттенком оранжевого. То же самое происходит с сущностью человека».
    • «Искусство заметно повлияло на Льва Толстого, во всех его произведениях затрагивается тема семьи. Он пытается показать нам, как не стоит делать, на примере своих персонажей. но с другой стороны, может он и не настолько хороший и правильный? Этого мы не узнаем никогда, так как он умер. Была ли у Толстого эта подлинная человеческая сущность, или же настоящая, знал только он сам».

    Экономика. «Реклама — ценный экономический фактор, потому что это самый дешевый способ продавать товары, особенно когда последние бесполезны» (С. Левис)
    • «Человек — это непредсказуемое существо, и в то же время — ручное».
    • «Автор выделяет такую проблему в экономике, как производство материального хлама».
    • «Если в магазине человек увидел определенный товар, который ему без надобности, он не купит его, а если тот же товар прорекламирует, скажем, полуголая девушка, то этот товар привлечет внимание мужского пола и возможно его купят».
    Прошлый год поставил рекорд по количеству эссе, в которых авторы демонстрировали чудеса стихоплетства...
    Правоведение. «Законы нас защищают не только от других, но и от самих себя» (Г. Гейне)
    «Наша полиция нас бережёт:
    Сначала сажает, потом стережёт!»

    «Правосудие — основа государства» (латинское юридическое изречение)
    «Правосудие - основа государства.
    Его оберегать поможет Президент.
    Готова я отдать полцарства.
    И на справедливости поставить свой акцент».

    Философия. «Искусство, религия, философия или наука составляют проявления подлинной человеческой сущности» (Л. Фейербах)
    «Однажды учёный один подтвердил,
    Что и без искусства прекрасен наш мир.
    Но кто-то ему подсказал,
    Что жизнь без искусства — полный провал.
    Нельзя человеку так жить,
    если искусство в жизнь не воплотить.
    Долго, однако, спорить могли,
    Да вот взяли и ввели.
    Тогда человечеству стало комфортно
    Придумывать платья для женщин из шёлка.
    А шёлк они вывели из науки,
    Откуда появились те же самые брюки»

    2014 год.
    Философия. «Человек - существо разумное, и он находит себе надлежащую пищу в науке».
    • «Я согласна с мнением автора высказывания, но поняла я его в двух направлениях. Во-первых, когда в нашем современном мире наука зашла далеко, что нашу природную пищу заменяют едой искусственного происхождения. Тем самым, утверждают учёные, что она идентична натуральной. Во-вторых, человек - существо разумное, и следовательно нужно питаться информацией, обогащать свои знания, т. к. они безграничны».
    • «Каждый человек питается не только овощами, фруктами, мясом, но ещё и знаниями, которые мы получаем из книг, СМИ, личного жизненного опыта и т.п. Наука кормит нас трудами великих деятелей. Подпитываясь трудами Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, даже многие зарубежные писатели становились знаменитыми»
    Ещё несколько фрагментов из разных эссе (темы не записала).
    • «Я согласна с утверждением знаменитого высказывателя...»
    • «Рекламы, афиши, вывески: все это мешает и тормозит нас. И мы все тратимся и тратимся»
    • «Почему картина Джоконда «Мона Лиза» такая популярная? Потому, что её написал Джоконда? Всё может быть!»
    А вот подборка "перлов" из эссе иркутских школьников — спасибо +Арина Голоднова за ссылку.

    2. Таким образом, ознакомившись с приведёнными отрывками, можно сделать вывод, что основной проблемой выпускников при написании эссе является непонимание самого формата задания, а также слабые знания содержания курса. Отсюда вытекает всё остальное:
    • неумение соотнести цитату с конкретным содержанием соответствующего раздела обществоведческого курса;
    • неумение выделить проблему, смысл высказывания и, в соответствии с этим, последовательно выстроить теоретическую (с опорой на понятия курса) и фактическую (с опорой на примеры, взятые из разных источников) аргументацию.
    Плюс — низкий уровень общей эрудиции.
    В итоге с этим заданием справляются единицы. Но зато пишут — почти все.

    3. Иногда в работе члена региональной комиссии экспертов случаются приятные моменты. В этом году мне повезло: впервые за 10 лет своей экспертной деятельности, мне довелось проверить работу, по которой я выставила максимальные баллы за все девять заданий части С (часть А и В мы не видим, поэтому не могу ничего сказать об окончательном результате этой выпускницы). Очень хотелось бы познакомиться с этой девушкой: проверять её работу было радостно от осознания того, что есть, есть выпускники, которые осознанно идут сдавать экзамен и ответственно готовятся к нему. Предположительно, автор работы живёт в посёлке Мирный Челябинской области (в одном из заданий был упомянут этот населённый пункт). Эссе переписала целиком, и уже сама немного поработала с ним, чтобы наглядно показать: как отдельные фрагменты эссе "закрывают" критерии оценивания. Публикую это эссе как ответ на все предыдущие фрагменты: а надо делать так!

    P. S. Слышала, что в одной из школ города мною уже пугают выпускников, которые в итоге боятся, что их работа попадёт ко мне на проверку: да-да, я очень злой эксперт, точнее, объективный и нетерпимый к человеческой глупости. 

    8 комментариев:

    1. Мария, благодарю за огромную работу, проделанную Вами.
      Данные цитаты интересны ещё и с точки зрения грамматики.
      На мой взгляд, есть очень интересные цитаты. Но,думаю, средний уровень написания эссе связан в бОльшей мере с неэрудированностью, узким кругозором. Дети мало читают или не читают вообще, не умеют высказывать мысли. Отсюда и такой уровень.
      Когда я проверяю сочинения по русскому языку (ЕГЭ), тоже смеюсь. Но... Было бы смешно, если б не было так грустно.

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Ольга Николаевна, спасибо за комментарий. Действительно, филологу здесь есть где развернуться...

        Согласна, что эрудиция и кругозор очень узкие у многих выпускников. И это действительно очень грустно, когда 18-летний почти студент считает, что картинку "Мона Лиза" написал Джоконда. Однако, почитайте эссе на 5 баллов: разве оно свидетельствует о высоком уровне эрудиции у автора? Оно очень простое, как с точки зрения теории, так и с точки зрения использованных фактических аргументов. Однако автор показывает понимание темы и очень умело выстраивает изложение материала. Просто, красиво, результативно!

        Просто до сих пор у родителей и старшеклассников бытует понимание: вот физика/химия — это сложно, а обществознание — это что-то вроде "мир вокруг нас". И поехали: "что вижу, о том и пою". Самый популярный предмет по выбору. Понятно, что он требуется на многие специальности. Но подготовку-то никто не отменял! На ЕГЭ по физике или математике только единицы берутся за последние задания в части С, и это самые подготовленные школьники. А у нас эссе пишут все! Хотя давно уже нет такой позиции в критериях, при которой 1 балл ставился при условии, что проблема раскрыта на бытовом уровне, без связей и обоснований с обществоведческим курсом (не ручаюсь за дословность, но смысл передала). То есть, сдать, чтобы сдать, а там мама/папа заплатят за обучение в вузе. И получим мы поколение таких вот профессионалов. Ведь как верно подметила выпускница в первых строчках своего пятибалльного эссе (жаль, что она не набрала 100 баллов, у нас нет 100-балльников по обществознанию в регионе): "Культура социума в целом формируется из культуры отдельных индивидов, его составляющих, определяется поведением и поступками людей".

        Удалить
    2. Ответы
      1. ЧУМработница, Ирина, а вот теперь представь, что это самые одиозные фрагменты собраны. А сколько просто откровенной глупости... Думаешь: ну, неужели авторы этих опусов ещё и на апелляцию пойдут?

        Удалить
      2. К нам на русский именно «опусники» и приходили, искренне недоумевая, чтО не так они написали.

        Удалить
      3. Елена, и вот в чём здесь причина? Я просто столько времени уделяю работе над эссе, столько пишу об этом, с ребятами отрабатываем индивидуально и коллективно, поэтому, когда встречаю такие вот работы, просто в шоке пребываю... Ладно ещё в первые годы ЕГЭ, когда никто толком не понимал спецификации заданий. Но сейчас уже столько об этом написано, столько перетёрто, только учись!

        Удалить
      4. Маша, да я тоже бы глупостей понаписала, ей богу) Это ваше обществознание - та ещё головоломка)))

        Удалить
      5. ЧУМработница, Ира, это предмет по вы-бо-ру! Его не надо сдавать, чтобы получить аттестат. В вуз нужно? Так, если не знаешь предмет, который необходим для будущей специальности, зачем получать такое образование?

        И ничего он не головоломка. Сложность в том, что изучаются основы сразу нескольких наук, это да. А в остальном надо просто учиться. Как и по любому другому предмету.

        Удалить

    . Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...