Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

воскресенье, 13 апреля 2014 г.

История экономической мысли. Неделя 1. Экономика как наука: муки рождения

Это мой первый курс на Coursera. Очень рада, что начали появляться русскоязычные курсы. Вдвойне рада, что этот курс — от НИУ "Высшая школа экономики". Курс, который я выбрала — "История экономической мысли". В школьных курсах экономики и обществознания этому вопросу уделяется мало внимания — исключительно в контексте становления общественных наук в Новое время. В конце лета — в начале осени 2011 года, работая совместно с +Надежда Сухорукова и +Ольга Панфилова, была создана подробная разработка урока "Роль экономики в жизни общества", где отдельным вопросом шёл краткий обзор становления экономики. Учащиеся работали с текстами представителей различных экономических школ, анализировали отрывок из "Евгения Онегина" с точки зрения эволюции экономической мысли. То есть, с одной стороны, тема мне интересна, в т. ч. в профессиональном плане, а с другой — знаний по ней у меня значительно меньше, нежели по классическим курсам микро- и макроэкономики. Кроме того, история общественных наук является неотъемлемой частью содержания предметных олимпиад по обществознанию: в этом году, работая с +Арина Голоднова в рамках подготовки к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников, я ощутила это особенно остро. Поэтому я и остановилась на изучении этого курса. Ранее мой опыт МООС ограничивался лишь участием в недельном курсе от  +Ivan Travkin (по итогам обучения на котором я написала этот пост). В январе 2014 года мне посчастливилось поучаствовать в Координационном Совете программы Intel-Обучение для будущего (подробно писала здесь), на котором тема массовых открытых онлайн-курсов была одной из центральных. Таким образом, я совершенно осознанно пошла учиться в таком формате, серьёзно подойдя к выбору курса. Планирую каждую неделю писать отчёт о том, что происходит с моим обучением.

Задача первой недели — познакомиться с предысторией экономической науки, от античности до Адама Смита. Слушатели курса должны проследить процесс превращения экономики в науку. Для этого организаторами было подготовлено девять видеолекций, самая короткая из которых — продолжительностью 8.17 минут, самая длинная — 17.34 минут. Кроме того, с первой лекцией предлагается презентация с основными тезисами по всем лекциям. Эти же тезисы, только в другом оформлении, сопровождают выступление лектора — профессора кафедры экономической методологии и истории Ананьина Олега Игоревича. В конце каждой лекции предлагается вопрос для самопроверки: тестовый, либо открытого типа. Я уже давно избавилась от болезни "утащить всё себе в норку", а потому скачивать ничего не стала (хотя курс предоставляет такую возможность), всё смотрела/слушала онлайн. На каждой неделе предлагается выполнить тест (включающий в себя вопросы с выбором единственно верного ответа, а также вопросы с множественным выбором).

Способ работы с информацией тоже выбрала быстро. Вдохновлённая собственными успехами в рисовании скетчей (писала об этом здесь), решила продолжить эту работу, слушая видеолекции. Привожу здесь отсканированные скетчи: так как лекции короткие по времени, то одной страницы для фиксации лекции более чем достаточно. Не стала сканировать страницы по отдельности, сделала целыми разворотами, расположив фотографии в той же последовательности, что даны лекции.




Кроме того, я сразу решила, что по итогам каждой недели буду создавать какой-то продукт, который можно будет использовать в работе с учениками. На этот раз получилось два упражнения, созданные средствами сервиса LearningApps.




Основные выводы по итогам первой недели.
  1. Мне катастрофически не хватает времени. Заканчивала работу над материалами первой недели, когда уже стартовала вторая. Спасибо организаторам, которые предусмотрели, что не все участники сразу смогу легко включиться в процесс, и дали на первой неделе больше времени для выполнения теста. Следовательно, надо более жёстко планировать своё время, учась на таком курсе. Жёстко делить материал по дням недели и следовать своему графику.
  2. Восхищена форумом по курсу. На форуме много развёрнутых содержательных сообщений, явного флуда почти нет. Правда, в условиях того, что, наряду с заданными ветками, темы для обсуждения могут создавать сами участники, уже сейчас там чувствуется некоторый беспорядок. В продолжении пункта 1: я даже читать форум полностью не успеваю, не то что писать. Но стараюсь просматривать хотя бы сообщения, посвящённые тому, что вызвало вопросы и сомнения у меня самой, и радуюсь: люди хотят учиться и готовы учиться именно в таком формате. Один из участников, к примеру, по итогам первой недели составил достаточно подробную карту памяти. Очень интересно: сколько участников приступили к обучению на курсе, и как будет меняться это число от недели к неделе. 
  3. Содержательно очень нравится то, что история экономической мысли рассматривается неотрывно от современности. Лектор убедительно доказывает нам, что многое из того, что зародилось в прошлом, находит своё продолжение и в современной реальности. Так, к примеру, выбор "протекционизм или свободная торговля", который был поставлен в эпоху меркантилизма (XVI—XVIII в.в.) в современной экономике продолжается в рамках спора между сторонниками и противниками глобализации.
  4. Нравится, что по ходу лекций ставятся проблемные вопросы для обсуждения. Отметила себе несколько, которые можно обсудить с учащимися:
    • Почему экономисты считают, что ресурсы всегда ограничены?
    • Если рассматривать меркантилизм как "заблуждение ума" (Адам Смит), то как объяснить то, что:
      • в экономической политике и дальше были "приливы" и "отливы" меркантилизма?
      • крупнейший экономист XX века Д. М. Кейнс выступил с защитой меркантилизма?
      • до сих пор слышны меркантилистские аргументы (неомеркантилизм в эпоху глобализации)?
    • Каким было бы экономическое развитие Франции, если бы Жак Тюрго не был отправлен в отставку спустя два года своего нахождения на посту министра финансов?

Трудно? Да. Интересно? Да. Буду продолжать? Естественно: это своего рода вызов, а я люблю вызовы и не привыкла отступать. Результативно? Поживём — увидим!

2 комментария:

  1. Маша, ты монстр! И ещё говоришь, что не умеешь организовывать время? Вот у кого учиться надо. Рисунки твои нравятся бесконечно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, так это ценой не сделанной другой кучи дел. И, как бы мне не хотелось учиться основательно, всё равно в итоге получается галопом по Европам.

      А рисую с удовольствием, это да. Сама от себя не ожидала.

      Удалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...