Это мой первый курс на Coursera. Очень рада, что начали появляться русскоязычные курсы. Вдвойне рада, что этот курс — от НИУ "Высшая школа экономики". Курс, который я выбрала — "История экономической мысли". В школьных курсах экономики и обществознания этому вопросу уделяется мало внимания — исключительно в контексте становления общественных наук в Новое время. В конце лета — в начале осени 2011 года, работая совместно с +Надежда Сухорукова и +Ольга Панфилова, была создана подробная разработка урока "Роль экономики в жизни общества", где отдельным вопросом шёл краткий обзор становления экономики. Учащиеся работали с текстами представителей различных экономических школ, анализировали отрывок из "Евгения Онегина" с точки зрения эволюции экономической мысли. То есть, с одной стороны, тема мне интересна, в т. ч. в профессиональном плане, а с другой — знаний по ней у меня значительно меньше, нежели по классическим курсам микро- и макроэкономики. Кроме того, история общественных наук является неотъемлемой частью содержания предметных олимпиад по обществознанию: в этом году, работая с +Арина Голоднова в рамках подготовки к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников, я ощутила это особенно остро. Поэтому я и остановилась на изучении этого курса. Ранее мой опыт МООС ограничивался лишь участием в недельном курсе от +Ivan Travkin (по итогам обучения на котором я написала этот пост). В январе 2014 года мне посчастливилось поучаствовать в Координационном Совете программы Intel-Обучение для будущего (подробно писала здесь), на котором тема массовых открытых онлайн-курсов была одной из центральных. Таким образом, я совершенно осознанно пошла учиться в таком формате, серьёзно подойдя к выбору курса. Планирую каждую неделю писать отчёт о том, что происходит с моим обучением.
Задача первой недели — познакомиться с предысторией экономической науки, от античности до Адама Смита. Слушатели курса должны проследить процесс превращения экономики в науку. Для этого организаторами было подготовлено девять видеолекций, самая короткая из которых — продолжительностью 8.17 минут, самая длинная — 17.34 минут. Кроме того, с первой лекцией предлагается презентация с основными тезисами по всем лекциям. Эти же тезисы, только в другом оформлении, сопровождают выступление лектора — профессора кафедры экономической методологии и истории Ананьина Олега Игоревича. В конце каждой лекции предлагается вопрос для самопроверки: тестовый, либо открытого типа. Я уже давно избавилась от болезни "утащить всё себе в норку", а потому скачивать ничего не стала (хотя курс предоставляет такую возможность), всё смотрела/слушала онлайн. На каждой неделе предлагается выполнить тест (включающий в себя вопросы с выбором единственно верного ответа, а также вопросы с множественным выбором).
Способ работы с информацией тоже выбрала быстро. Вдохновлённая собственными успехами в рисовании скетчей (писала об этом здесь), решила продолжить эту работу, слушая видеолекции. Привожу здесь отсканированные скетчи: так как лекции короткие по времени, то одной страницы для фиксации лекции более чем достаточно. Не стала сканировать страницы по отдельности, сделала целыми разворотами, расположив фотографии в той же последовательности, что даны лекции.
Кроме того, я сразу решила, что по итогам каждой недели буду создавать какой-то продукт, который можно будет использовать в работе с учениками. На этот раз получилось два упражнения, созданные средствами сервиса LearningApps.
- Мне катастрофически не хватает времени. Заканчивала работу над материалами первой недели, когда уже стартовала вторая. Спасибо организаторам, которые предусмотрели, что не все участники сразу смогу легко включиться в процесс, и дали на первой неделе больше времени для выполнения теста. Следовательно, надо более жёстко планировать своё время, учась на таком курсе. Жёстко делить материал по дням недели и следовать своему графику.
- Восхищена форумом по курсу. На форуме много развёрнутых содержательных сообщений, явного флуда почти нет. Правда, в условиях того, что, наряду с заданными ветками, темы для обсуждения могут создавать сами участники, уже сейчас там чувствуется некоторый беспорядок. В продолжении пункта 1: я даже читать форум полностью не успеваю, не то что писать. Но стараюсь просматривать хотя бы сообщения, посвящённые тому, что вызвало вопросы и сомнения у меня самой, и радуюсь: люди хотят учиться и готовы учиться именно в таком формате. Один из участников, к примеру, по итогам первой недели составил достаточно подробную карту памяти. Очень интересно: сколько участников приступили к обучению на курсе, и как будет меняться это число от недели к неделе.
- Содержательно очень нравится то, что история экономической мысли рассматривается неотрывно от современности. Лектор убедительно доказывает нам, что многое из того, что зародилось в прошлом, находит своё продолжение и в современной реальности. Так, к примеру, выбор "протекционизм или свободная торговля", который был поставлен в эпоху меркантилизма (XVI—XVIII в.в.) в современной экономике продолжается в рамках спора между сторонниками и противниками глобализации.
- Нравится, что по ходу лекций ставятся проблемные вопросы для обсуждения. Отметила себе несколько, которые можно обсудить с учащимися:
- Почему экономисты считают, что ресурсы всегда ограничены?
- Если рассматривать меркантилизм как "заблуждение ума" (Адам Смит), то как объяснить то, что:
- в экономической политике и дальше были "приливы" и "отливы" меркантилизма?
- крупнейший экономист XX века Д. М. Кейнс выступил с защитой меркантилизма?
- до сих пор слышны меркантилистские аргументы (неомеркантилизм в эпоху глобализации)?
- Каким было бы экономическое развитие Франции, если бы Жак Тюрго не был отправлен в отставку спустя два года своего нахождения на посту министра финансов?
Трудно? Да. Интересно? Да. Буду продолжать? Естественно: это своего рода вызов, а я люблю вызовы и не привыкла отступать. Результативно? Поживём — увидим!
Маша, ты монстр! И ещё говоришь, что не умеешь организовывать время? Вот у кого учиться надо. Рисунки твои нравятся бесконечно.
ОтветитьУдалитьЛена, так это ценой не сделанной другой кучи дел. И, как бы мне не хотелось учиться основательно, всё равно в итоге получается галопом по Европам.
УдалитьА рисую с удовольствием, это да. Сама от себя не ожидала.